Консультация для педагогов: «Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада»


Консультация для педагогов: «Активизация речевой деятельности на занятиях
по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной группе детского сада»
Подготовила
Воспитатель 1 кв. категории
Шемякина Наталья Юрьевна
2016г.
Слайд №1
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится только к тому, чтобы научиться считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает ещё и развитие способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.
В осуществлении познавательной деятельности (а математическая деятельность – это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи. Выполняя практическое действие, ребёнок должен суметь оречевить это действие. На способности описать своё действие формируется умение рассуждать, обосновывать то или иное решение. В математике при описании свойств предметов и их отношений требуются точные слова – термины. Используемые на занятиях по математике обороты отличаются строго заданным порядком сочетаний слов. Для успешного усвоения счётных операций прежде всего необходимо овладеть определённым лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребёнок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значения, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребёнок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи.
Таким образом, необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. И, несомненно, одной из важнейших предпосылок овладения счетными операциями служит речь.
Слайд №2
В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП решаются следующие задачи.
1.Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.
2.Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.
3.Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом:
4. Активизирование умственной деятельности детей.
5. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
Слайд №3
Хотелось бы подробнее остановиться на второй задачи: Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.
Широкие возможности для формирования математической культуры у дошкольников представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Малые фольклорные формы подчиняясь общим признакам, закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики, но главная их особенность – приобщение к категории материнства и детства. Ценность этих произведений заключается прежде всего в их высокой интонационной выразительности. Звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приёмами: хлопает в ладоши, выполняет ритмические движения, использует контактное взаимодействие (прикосновение-поглаживание), что также используется в процессе математического образования детей.
Слайд №4
Для закрепления названий чисел и порядка их следования в натуральном ряду полезно познакомить детей со следующим стихотворением:
Одна луна на небесах.
Две стрелки ходят на часах.
3- огонька у светофора.
4- лапы у Трезора.
5- пальцев на одной руке, 5- пальцев – братцев в кулачке.
6- быстрых лапок у жука.
7- дней у нас в неделе.
Есть 8 ног у паука, но 9 дырочек в свирели.
И 10 пальцев на руках, на двух руках, в двух кулачках.
Слайд №5
Большие возможности для закрепления нумерации чисел порядкового и количественного счета имеют рифмованные стихи.
Порядковый счёт
1.Прыгать заинька гораздОн подпрыгнул десять раз,
Начинайте-ка считать:
Один, два, три, четыре, пять…
2.«Пироги пекла Лиса»
Вот какие чудеса пироги пекла Лиса.
Первый – для норушки, для мышки – поскребушки.
Второй пирог – для Зайки, для Зайки – побегайки.
Третий – на тарелочке – хлопотунье Белочке.
И т. д.
В процессе изучения нумерации чисел следует широко использовать скороговорки :Опять пять ребят, нашли у пенька пять опят.
Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Ворона вороне на день рожденья
Прислала 3 ведра варенья.
Прилетела вся родня, варенье съели за 3 дня!
Для формирования основ математической культуры на занятиях по математике и в режимные моменты полезно использовать пословицы и поговорки:
Одной рукой и узла не завяжешь.
Старый друг лучше новых двух.
Один ум хорошо, а два лучше.
Заблудился в трёх соснах.
Семь пятниц на неделе.
Загадки помогают ребёнку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях.
Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка, Кто так может закружиться,
Ты получше посмотри – Кто так может танцевать,
Это вроде бы и буква, Кто так может прокатиться?
Но ещё и цифра … (три). Ну, конечно, цифра …(пять)
Слайд №6
Когда педагог читает стихотворение – задачу он должен делать небольшие паузы в тех местах где дети должны сосчитать количество предметов.
Было 8 черепах, 8 костяных рубах. Над рекой летели птицы:
Черепахи веселились. Голубь, щука, две синицы
Две из них в песок зарылись. Два стрижа и пять коней
Сколько их осталось здесь? Сколько птиц?
Было 8 – стало 6 . Ответь скорей.
Для отдыха детей во время занятий проводятся физкультминутки:
1, 2 – выше голова, Два хлопка над головой,
3, 4 – руки шире. Два хлопка перед собой,
5, 6 – тихо сесть, Две руки за спину спрячем
7, 8 – лень отбросим. И на двух ногах поскачем.
Дети очень любят играть с пальчиками своих рук.
«Кулачок»
Как фасолинки в стручке, наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем и фасольки рассыпаем.
1, 2, 3, 4, 5 – собираем все опять.
Слайд №7
3.Следующая задача: Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом:
- названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб и т. д)
Формирование представления о квадрате и его компонентах может происходить с помощью следующего стихотворения:
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны.
Одинаковой длины.
Вам его представить рад
А зовут его квадрат.
Формирование представления о треугольнике и его компонентах может происходить с помощью следующего стихотворения:
Жили – были 3 подружки в разных домиках своих.
3 весёлых хохотушки – точками все звали их.
Между этими домами реки длинные текли.
Точки очень не хотели ножки промочить свои.
И тогда они решили между домика взять
И мосты большие сделать, чтобы в гости прибегать.
Мост с мостом соединился – треугольник получился.
- Элементов фигур (угол, сторона, вершина);
- Вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равно, количество, цифра, число и т.д.)Я – плюс, И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
Слайд №8
- Пространственных отношений (верх - низ, впереди - сзади, налево – направо, рядом – далеко и т.д.) В. Берестова «Лево-право»
У меня есть две бабули:
Баба Рая, баба Юля.
Чтоб увидеть бабу Раю,
Надо ехать на трамвае,
А потом пешком по парку,
А потом свернуть под арку.
В общем, очень далеко.
Очень близко – баба Юля,
Вот передо мной на стуле.
- Сравнительных действий (больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше и д.р.)
Если правая рука справа, то левая рука … (слева)
Если стол выше стула, то стул … (Ниже стола)
Если два больше одного, то один… (меньше двух)
Нитки тонки, но волос…(тоньше)
Береза высока, но сосна еще…(выше)
Слайд № 9
Работа по активизации речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится поэтапно.
1.Начинается с обследовательских действий: ощупывание цифры, сделанной из пластмассы, фанеры, наждачной бумаги и др. материалов. В процессе этого вида деятельности дети учатся рассказывать о своих ощущениях, догадках, у них развиваются двигательная и зрительная память, мышление, внимание, речь.
2.Обводка цифры, штриховка, раскрашивание. Дети учатся согласовывать действия обеих рук, развивают глазомер, точность движений, аккуратность в ходе выполнения задания уточняются знания детей о цвете, а расположении цифры на листе, умение ориентироваться на плоскости.
3.Составление цифры из кубиков «Цифры» и составление её из частей направлены на развитие аналитико – синтетической деятельности, внимания, памяти, развития моторики, умения ориентироваться в пространстве.
4. Для развития воображения проводится задание «На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.
Эту цифру знать изволь: как баранка – цифра 0.
Единица, будто спица. Вот какая единица.
Шея, хвост и голова, словно лебедь – цифра 2.
5.Рисование цифры мокрым пальчиком на доске, на песке , в воздухе. В данном задании закрепляется образ цифры не только зрительно и моторно, дети учатся соотносить речевое обозначение цифры с её графическим изображением.
6.Чтение стихов про цифры.
Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу.
7.Создание из детских рисунков коллажа математического содержания, по которому дети придумывают сказки и рассказы. В процессе этого вида работы развивается связная речь детей, обогащается и активизируется их словарный запас, формируется умение выступать перед слушателями, развивается выразительность речи.
8. Придумывание сказок.
«Жил во дворце один Король …»
Жил во дворце один Король, любил он очень цифру Ноль.
Ходил он с круглым животом и с круглой головой притом, и две его кривых ноги вполне за «НОЛЬ» сойти могли, и вместо подписи Король на письмах ставил круглый НОЛЬ. А дочь его, краса – девица, была стройна, как ЕДИНИЦА, и платье длинное до пят любимый был её наряд. Когда они шагали вместе, как ЕДИНИЦА с цифрой НОЛЬ, то были, как число, как ДЕСЯТЬ, Принцесса – дочка Короля.
Придумывание рассказов о цифрах от первого лица, например: «Я единица. У меня острый нос. Я очень любопытная, везде его сую, поэтому он и стал у меня такой длинный. Ко мне не подходи, а то уколю». Такие рассказы записываются в «Книжку – малышку», которая есть у каждого ребёнка в группе.
Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников.
Сказка «Маша и Медведь» помогает формировать количественный и порядковый счёт, временные представления (части суток), представления пространственные о величине (размере) и форме.
Сколько героев в сказке ? (четыре)
Сколько из них людей? (трое)
Сколько животных? (одно)
Кто из героев самый большой? (медведь)
А Машенька какая по размеру? (маленькая)
Составьте из геометрических фигур медведя.
Какие фигуры вам для этого потребуются? (круг, овал, прямоугольники)
Сколько времени отсутствовала Машенька? (целый день)
Перечислите части суток, о которых говорится в сказке? (утро, день вечер).
9. Творческие игровые задания «Волшебные очки», «Угадай по описанию», «Да или нет», «Раньше – позже» и др., проблемные ситуации «Волшебник обратного времени», являются хорошим средством воспитания у дошкольников интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявить умственное напряжение, сосредоточивать внимание проблем.
10. Экскурсии. Во время экскурсий дети могут знакомиться с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях: покупка товаров в магазине (количественные представления), взрослые идут на работу, а школьники в школу (временные представления), пешеходы переходят дорогу (пространственные представления), строители возводят дома, используя разные по высоте подъёмные краны (представления о величине), и т. д. В ходе экскурсий обращают внимание детей на особенности жизни людей, животных и растений в разное время суток и года.
Слайд №10
Таким образом, я считаю, что формирование математической культуры немыслимо без использования в процессе обучения и воспитания данного материала.