Доклад на тему «Преподавание модуля ОПК в светской школе. Опыт образовательных организаций,проблемы и пути их решения».


Рождественские чтения
«Духовность, культураитрадицииЗемлиБогородицкой»
Доклад
на тему
«Преподавание модуля ОПК в светской школе.
Опыт образовательных организаций,проблемы и пути их решения».
Подготовила: учитель МОУ « СШ № 26»
Зудина Любовь Михайловна
Богородицк 2014

(Слайд 1)Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кириллна встрече с православной молодёжью сказал: «…Молодёжь – это передняя линия борьбы не только за будущее,но и за самого человека. Если мы вырываем из лап греха молодые души, то мы совершаем великое дело. Мы делаем и будем делать всё для того, чтобы изменилась жизнь человеческого общества, чтобы такие понятия, как доброта и сила духа, стали бы притягательными для молодёжи».
Включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в настоящее время, как никогда, актуально.
Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение мировых религиозных культур привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе.
В нашей школев марте 2013г. в 3 классе состоялось родительское собрание на тему «Знакомство с модулями ОРКСЭ» (презентация). (Слайд 2) Родителям был предложен выбор для изучения детьми  любого из шестимодулей. Они остановили свой выбор на модуле «Основы православной культуры». 
Было проведено анкетирование родителей о добровольности выбора модуля ОРКСЭ. (Слайд 3-4)
В конце собрания родителям была предложена памятка для работы с детьми. (Слайд 5)
Родители отметили, что школа не оказывала давление на них при выборе конкретного модуля для изучения, не указывала, какой из модулей нужно или не нужно выбирать.
Мой опыт преподавания Основ Православной культуры невелик, но он убедил меня в том, что этот предмет просто необходим.
Приступая к преподаванию нового предмета и осознавая важность его в жизни сегодняшнего перегруженного информацией школьника, задумываешься: как сделать, чтобы детям стало интересно главное дело жизни – спасение души? Как научить их любви? Ведь не к просвещению ума направлен  курс ОРКСЭ, а к умягчению сердца.
Когда я прошла курсовую подготовку, имела достаточно полное  представление о будущем предмете, и я начала разрабывать  тематическое планирование  курса.  Тревогу у меня вызывал сам материал предмета, я никогда не считала себя знатоком православных канонов, для меня, человека выросшего в семье не скажу, что атеистов,  а просто  спокойно относящихся к вере, эта тема казалась сложной и во многом внутренне для меня какой-то «святой».  Я понимала, что здесь основой должна стать культурная составляющая, и культура, основанная на православии - как нравственной основе  мироощущения народа.   Используя историческую литературу, учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», интернет – ресурсы,  я приступила к работе. (Слайд 6) 
Формы проведения уроков различные. В своей работе я применяю современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, деловые, ролевые игры, работа в паре, проектная деятельность, работаю над словом, провожу различную работу с текстом ), систематически использую компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие, моделирую проблемные ситуации, использую диалог,приемы драматизации. На различных этапах урока применяю электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Для подготовки и проведения уроков использую электронные приложения к другим модулям, различные словари. Курс "Основы православной культуры" даёт широкий простор для творческой деятельности учащихся.
С первых уроков дети проявили интерес к изучаемому предмету. (Слайд7).Безотметочное обучение для ребят ново, необычно. Но здесь, я считаю, есть свои плюсы и минусы. Положительная сторона заключается в том, что дети «не зажаты» в рамки терминов и понятий, им нет необходимости заучивать материал, чтобы потом его применить, важнее проникнуть в суть изучаемого и отрефлексировать. Минус в том, что дети всё же ждут привычной оценки за свою работу (рисунок, сочинение, реферат, презентацию). Уроки проходят в жарких беседах, на которые  не хватает  сорока минут урока. Ребята задают много каверзных вопросов, например: «Считаю ли я себя верующей», «Правда ли, что будет конец света» и т.д. Я стараюсь  отвечать  на такие вопросы искренне и правдиво, подчеркивая, что каждый человек свободен в своем выборе в любой сфере своей жизни. Важно лишь принимать решения и действовать в рамках принятых законов морали.
Уроки ОРКСЭ, как в прочем и все остальные, должны быть интересными,иначе нам не достичь поставленных задач. Поэтому, думаю, от учителя требуется не только знание изучаемых детьми вопросов данного курса более чем изложено в учебнике, но и творчество, выдумка, знание возможностей каждого ребенка, умение быстро находить правильный выбор из любой сложной непредсказуемой ситуации. (Слайд 8)
Ребята имеют дома детские Библии в картинках, они их читают и  приносят их на уроки. И я понимаю, что моя главная задача - поддержать этот интерес к предмету, а значит, каждый урок должен быть интересен, необычен для ребят и незабываем. Учащиеся этого возраста любят рисовать, поэтому использую задания, где предлагаю в рисунке отразить какое-либо понятие.
Огромную радость чувствуешь, когда видишь, что усилия твои затрачены не в пустую, и дети с горящими глазами слушают тебя. (Слайд 9)
Безнравственность царит в молодежной среде, поэтому та частичка добра, которая сейчас попадет в сердца наших детей, я думаю, принесет свои положительные плоды, хотя, возможно и не сразу.
На мой взгляд, очень хорошо, что есть возможность на уроках вполне ясно проговорить и назвать черное черным, а белое белым. И здесь важно привести примеры близкие к жизни учеников класса.
И вот закончилась 1-я четверть. Я вижу, ребятам  все больше и больше  нравится новый предмет. Все дети участвуют в обсуждении, стремятся выйти  к доске со своими работами: рисунком, сочинением, рассуждением. В процессе уроков я применяю анализ проблемных ситуаций, ролевые игры, групповую работу, проектную деятельность. Например, урок «Добро и зло» я провела в виде тренинга.  А на уроке «Россия – наша Родина» мы рисовали.(Слайд 10)  Дети рисовали то, с чем ассоциируется слово Родина. Здесь были рисунки березки, и флаг России, и бабушки, и дедушки, и домик в деревне. Затем каждый  ученик демонстрировал свой рисунок и рассказывал рассказ о своей Родине. Я стараюсь дать возможность высказаться каждому ребенку.
В конце четверти предложила родителям ответить на вопросы анкеты:(Слайд 11)
Анализ анкет показал, что выбранные мною формы и методы работы с родителями дают положительные результаты. На первые два вопроса все родители ответили утвердительно. Они отметили, что детям на уроках интересно. После каждого урока ребята делятся дома информацией, готовят домашнее задание, рисуют. Родители уверены, что содержание курса укрепляет связи родителей со школой, дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках.
Первые результаты позволяют мне строить планы для дальнейшего взаимодействия с родительским коллективом с целью активного включения родителей в процесс изучения  курса «Основы религиозных культур и светской этики». 
Семья, общество, школа - все они играют свою важную роль в поддержке духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. В основе такого партнерства лежит доверие и взаимное уважение. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение данного предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным.
У нас в школе сложилась определенная система работы с родителями и родительской общественностью в рамках внедрения нового курса: тематические заседания управляющего совета, тематические родительские собрания, родители активно участвуют в подготовке домашних заданий по предмету, в организации и проведении экскурсий, внеурочных мероприятий. В школе имеется информационный стенд для родителей, где помещается различная информация.
Проведя наблюдение за учащимися, поговорив с родителями, нужно отметить, что данный курс должен быть в школе, вестись на протяжении всех лет обучения, так как он востребован временем.
На уроках ОРКСЭ, которые бывают один раз в неделю и от одного до другого урока детям трудно удерживать в памяти, о чём шла речь на предыдущем, важно подобрать такой иллюстративный материал, который тронет чувства, заставит искать решение или скрытый смысл. То есть это – всё то, что оставит след в душе ребёнка.
В своей работе я часто использую материалы с православного образовательного сайта Сибирского федерального округа «София».  Для уроков я нахожу полезную информацию в разделах «Библиотека», «Методические рекомендации», «Основы православной культуры». 
Ещё один сайт, который я посещаю - Смоленской Православной Духовной Семинарии (http://www.smolensk-seminaria.ru) рубрика «Основы православной культуры». Там есть ссылки на литературу в помощь учителю, демонстрационный и иллюстративный материал для использования на уроке.
Я считаю, что курс нравится учащимся. Расскажу об изменениях в жизни моих четвероклассников , которые произошли благодаря введению нового курса ОРКСЭ. Ребята заинтересованно относятся к преподаваемому предмету, серьезно воспринимают материал, предлагаемый учителем. Дети обсуждают услышанное на уроках с родителями. В ходе изучения курса изменились отношения между детьми. Дети стали добрее, вежливее, любознательнее, более терпимо стали относиться друг к другу, к окружающим.
Важное значение имеют экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древние русские города, посещение музеев, — все это не противоречит светскому характеру образования и полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православные священнослужители.
Поэтому совместно с Центром культуры и досуга муниципального образования Бахметьевскоемы проводим ежегодные Рождественские и Пасхальные праздники, праздник Масленицы. На мероприятия приглашаем настоятеля Лёвинского храма «Живоносный источник» отца Сергия, который рассказывает ребятам о вечных ценностях, добре и зле, о личном и общественном благе.(Слайд 12)
Детям очень нравятся такие праздники, и они с большим удовольствием принимают в них активное участие: читают стихи про Христово Воскресенье, поют песни на православную тематику, отвечают на вопросы: Что такое пост? и др. На Христово Воскресенье звучал колокольный звон. Затем выступал батюшка, он рассказал о Спасителе, о Божьем храме, о силе молитвы, о Причащении, о традиции красить на Пасху яйца, о праздновании Пасхи.(Слайд 13) Отец Сергий в своем слове сказал ребятам, чтобы и в жизни они были милосердны, совершенствовались в доброте, стремясь достигнуть духовного становления, а через него соединения с Богом. (Слайд 14)
В конце праздника были пасхальные игры. Проведение таких праздников у нас стало уже традицией. И в прошлом году 23апреля прошёл праздник «Светлая пасха».(Слайд 15) Ребята показали театрализованное представление о рождении Иисуса Христа. (Слайд 16). На Рождество (Слайд 17) ребята показали сказку «Морозко», в которой принимали участие ученики 2-5 классов.
24 апреля 2013года была организована экскурсия по святым местам нашего края: с. Монастырщина – с. Себино (родина св. Матрёны) – Куликово поле (храм Сергия Радонежского), где посетили музейно-мемориальный комплекс в с. Монастырщина (храм Рождества Пресвятой Богородицы, музей Куликовской битвы с экспозицией «Руси великое начало» (Слайд 18), аллею Памяти и единства, братскую могилу воинов); Куликово поле (храм Сергия Радонежского, памятник-колонну Дмитрию Донскому);с.Себино- родину св. Матрёны(храм Успения Пресвятой Богородицы). (Слайд 19)
Детьми нашей школы была оформлена фотовыставка «По святым местам».(Слайд 20)
В апреле 2014 г. в школесостоялся районный семинар библиотекарей (Слайд 21) ко Дню славянской письменности и культуры на тему «Живая нить русского слова» (Слайд 22)
В этом году 21ноября у нас в селе отмечался праздник «Михайлов день». В нём принимали участие все учащиеся и учителянашей школы, а также родители и общественность. В нашем селе идут работы по восстановлению храма Михаила Архангела, который был закрыт в 1930-е годы. Все жители села, школьники принимают активное участие в восстановительных работах. И вот 21 ноября в храме состоялась первая служба. (Слайд 23)После службы школьники и учителя показали концертную программу. (Слайды 24-25) В завершении праздника для детей было организовано чаепитие с освящёнными сладостями. (Слайд 26)
Изучение основ православной культуры — это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. Модуль ОПК открывает ребенку мир Православия — мир бесконечный, добрый и мудрый.
Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа.
Глядя в детские искрящиеся добротой и радостью глаза, нельзя не подумать о том, что все мы сегодня являемся свидетелями начала духовного возрождения России, возвращения людей к своим исконным традициям. Ведь православие проповедует патриотизм и любовь к Родине, культуру и нравственные начала, милосердие и семейные ценности, призывает к миру и межнациональному согласию, к добрым поступкам и жизни по заповедям Христа.