Конкурсная работа: «Из чего состоит наша пища»




Название конкурсной работы:
«Из чего состоит наша пища»


Автор: Гаврилова Альфия Анатольевна
Школа: МБОУ «Лицей №116»
Адрес, тел.: Татарстан г. Казань Вахитовский район ул. Жуковского дом 18, (843) 238-39-48
Электронный адрес учителя: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный адрес лицея: schl116@yandex.ru
Возраст учащихся: 3-4 классы
Используемая часть программы: «Разговор о правильном питании»






Тема
«Из чего состоит наша пища»
Творческое название
Не увлекайся, но оказывай должное внимание.
Дидактические цели
Сформировать компетентности:
в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
в бытовой сфере.
Приобретение навыков работы:
- самостоятельно работать с большим объемом информации.
- в группах;
Развивать коммуникативные умения учащихся.
Сформировать умение выделить проблему
Наметить пути её решения
Методические задачи
Сформировать:
- представление о рациональном питании, о том, как питание влияет на здоровье человека.
Расширить:
- представление школьников о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день;
- представление детей об основных принципах гигиены питания, о значении регулярного питания.
Научить: - осознанно выбирать самые полезные продукты;
- правильно составлять свой рацион питания.










Реализация программы является одним из звеньев цепочки решения проблем формирования ценности здорового образа жизни у школьников, что соответствует современным задачам образования. В нашей школе программа реализуется, как система основного и дополнительного образования и проходит в несколько этапов, в соответствии с основными ступенями обучения в школе.
Программа формирования культуры правильного питания в начальной школе носит пропедевтический характер. «Разговор о правильном питании» - реализуется в 1-4 классах частично на уроках естествознания, частично за счет уроков труда, на классных часах и дополнительных занятиях. На основе программы построена целостная система работы начальной школы по здоровьесбережению. В программах развития класса могут быть разные вариации реализации программы «Разговор о правильном питании», включающие и собственные разработки учителей, классных наставников, родителей.

Методические рекомендации
«Разговор о правильном питании»


Название темы
Деятельность детей
Деятельность родителей
Основное содержание

1. «Давайте познакомимся»
Игры, конкурсы.
- Знакомство с темами программы.
Анкетирование.
Конкурсы, соревнования, определение уровня сформированности знаний по первой части программы

- знакомство с программой
- предложения по ее конкретизации, анкетирование родителей
Анкета для родителей
Анкета для детей



2. «Из чего состоит наша пища»
Разработка темы представлена на конкурс
Изучение нового материала, участие в соревнованиях
Помощь в приобретении призов
Занятие с использованием ИКТ в форме соревнования.

3. «Что нужно есть в разное время года»

Игра «Хозяин ресторана»

Учащиеся выбирают двух хозяев ресторанов: одного – летнего, другого – зимнего, которые придумывают названия своих ресторанов.

Поняв разницу в питании жаркого и холодного дней, учащиеся составляют рецепты блюд для зимнего и летнего ресторанов, а хозяева ресторанов выбирают лучшие, чтобы составить меню для своего ресторана.

4. «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»
Беседа с тренерами и медицинскими работниками
Дети – спортсмены делятся впечатлениями и достижениями в спорте, о своем аппетите в дни тренировок.
Родители – медицинские работники и тренеры рассказывают о своей работе и об особенностях питания спортсменов (данные берутся из методических пособий программы).
Фронтально-эвристическая беседа. Составление меню для спортсменов и учащихся музыкальных школ. Обоснование разницы

5. «Где и как готовят пищу»






Урок - практикум

Формирование навыков осторожного поведения на кухне. Приготовление: салатов из моркови с добавлением орешек, изюма, сметаны с использованием кухонного комбайна;
- фруктово-молочных коктейлей, с помощью блендера
Приобретение продуктов для приготовления блюд
Знакомство с бытовой техникой кухни, с правилами безопасности и гигиены, посудой столовой и кухонной, с приспособлениями для приготовления пищи. Знакомство с рецептами блюд и условиями их применения.

6. «Как правильно накрыть стол»
14. «Как правильно вести себя за столом»

Метод проекта
Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает свою тему исследования, самостоятельно изучает свою тему, оформляет документацию.
Родители помогают в поиске информации, делятся своим опытом, который учащиеся могут использовать в оформлении проектов.
При проектировании каждая группа детей знакомится требованиями различных сервировок, учатся различать посуду и приборы для различных случаев. Собирают и делятся семейными традициями. Творчески оформляют проекты своими рисунками, семейными фото и картинками.

7. «Молоко и молочные продукты»
Разгадывают кроссворды в рабочей тетради. Самостоятельно составляют кроссворды и в парах их разгадывают. Лучшие задания учитель отбирает для заключительной игры «Поле чудес».
По согласованию с родителями может проводиться дегустация сыров или других молочных продуктов.
Знакомство с питательной ценностью молочных продуктов согласно методическому пособию. На занятие приглашается учительница французского языка, которая знакомит детей с Францией, где производят около 400 сортов сыра.

8. «Блюда из зерна». Праздник «Мы заслужили веселье на Масляной неделе»
Приглашаются старшеклассники, вместе готовят доклады. Принимают участие в играх, традиционно проводимых во время Масленицы.
Принимают участие в приготовлении блинов.
Дети получают информацию о злаковых культурах, питательной ценности круп, о разных видах муки, о применении их в пище. Знакомятся с традициями празднования Масленицы на Руси.

9. «Какую пищу можно найти в лесу». Игра – конкурс «Заблудились»
Самостоятельно пытаются определить, что можно найти съедобного в уральском лесу. Как использовать в пищу найденные грибы и ягоды. Выполняют задания в рабочей тетради.

Дети знакомятся с правилами сбора и использования грибов. Узнают, что нужно брать с собой в лес, какую воду можно пить в лесу. Что можно приготовить поесть в походных условиях.

10,11. «Что и как приготовить из рыбы. Дары моря». Семейный праздник «В гостях у Нептуна»
Готовят мини-доклады о питательной ценности рыбы и море продуктов. Проводят конкурс для родителей. Принимают участие в конкурсе – эстафете «Готовим уху»
Принимают участие в конкурсе «Что можно приготовить из рыбы и морепродуктов». Готовят блюда для конкурса «Чья рыбка вкусней?».
Участники праздника узнают о пользе рыбы и морепродуктов в питании, о блюдах. Которые можно приготовить из них. Имеют возможность продегустировать конкурсные блюда.

12. «Кулинарное путешествие по странам»
Интегрированный урок с географией.
По желанию могут выбрать страну и подготовить о ней рассказ с информацией о национальных блюдах.
По желанию и возможности приобретают блюда для дегустации (пельмени, манты, вареники, равиоли).
Дети узнают географическое положение некоторых стран и об их традиционных национальных блюдах.

13. «Что можно приготовить, если выбор продуктов, ограничен».
Игра – конкурс «На необитаемом острове».
Две команды – пассажиры корабля, потерпевшего крушение, имеют набор уцелевших продуктов (этикетки от продуктов). Им нужно придумать блюда из них.

Учащиеся получают информацию о том, как можно разнообразить рацион питания, используя смекалку и умение в приготовлении пищи.

Заключительное итоговое занятие
Игра «Поле чудес»
Помогают приобрести призы для победителей
Дети разгадывают кроссворды на тему правильного питания



Тема 2
«Из чего состоит наша пища»
Цель:
Формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья
Задачи:
Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
Дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
Дать детям представление о суточной потребности школьника в питательных веществах;
Научить составлять ежедневный рацион в питании;
Способствовать формированию умения самостоятельно работать с информационным источниками (газетами, книгами, журналами).
Способствовать умению, работать в группе;
Способствовать развитию культуры речевого общения.
Занятие рассчитано для учащихся 3-4 классов.
Форма занятия: урок – конкурс. С использованием компьютерной презентации.
Раздаточный материал: схемы, из каких питательных веществ состоят продукты питания, таблицы с суточными потребностями школьников в питательных веществах.
Перед занятием учащиеся в результате жеребьёвки делятся на 3 части и рассаживаются группами.
Накануне занятия дается домашнее задание:

Принести этикетки, упаковки от продуктов с указанием состава питательных веществ.





Ход занятия:
Учащимся объявляется тема урока, разъясняется, что урок будет проходить в форме соревнования, именно для этого, класс разделён на три команды. Вместе с разъяснением нового материала будут даваться задания, а за быстрый и правильный ответ команда будет получать жетон. В конце занятия по сумме полученных жетонов лучшая команда получает приз.
1.Проверка остаточных знаний на тему:
«Самые полезные продукты» - соревнование
Детям раздаются цветные картинки с продуктами питания, дается время для определения продуктов «красного», «желтого» и «зеленого» столов. Каждой команде дается конверт одного из этих цветов. Учащиеся должны выбрать продукты стола, соответствующие цвету конверт.
После выполнения задания, все вместе проверяют содержимое конвертов, и определяют победителя этого конкурса, команда получает жетон.
2.Объяснение нового материала
Этап актуализации в форме фронтальной эвристической беседы.
Учитель: Ребята, скажите, зачем мы едим?
Дети: Чтоб не умереть.
Учитель: Чтобы не умереть человек может, есть только хлеб и воду, но при этом будет ли он здоров?
Дети: наверное, нет. Надо хорошо питаться.
Учитель: А что значит хорошо?
Дети: Надо есть разную пищу.
Учитель: А что хорошего в разнообразии пищи? Давайте попробуем разобраться. Чтобы это понять, надо узнать из чего состоят продукты питания.
Для этого давайте рассмотрим раскрашенные вами дома рисунки в рабочих тетрадях и этикетки от продуктов, которые вы принесли.
Учитель: Можете ли вы сделать вывод?
Дети делают вывод:
Продукты питания содержат разные питательные вещества, они состоят из белков, жиров и углеводов.
Учитель: Правильно! Только кроме них в продуктах содержатся витамины, минеральные вещества и вода.
Открывается слайд №1 на интерактивной доске. Слайд распечатывается, раздается каждому ребенку для работы, на нем схематично указаны все питательные вещества.
Учитель: Ребята, если внимательно рассмотреть ваши раскрашенные рисунки, и этикетки от продуктов, которые вы принесли, то в продуктах можно наблюдать какого-то вещества больше: если это белок, то продукт принято называть белковым, если больше жиров – жиросодержащий продукт и, если больше углеводов – углеводсодержащий продукт.

Этап изучения нового материала с применением ИКТ

Теперь давайте разберемся, для чего человеку нужны эти питательные вещества.
Зачем нужны белки нашему организму? (открывается слайд № 2),
дается краткая информация - с белками связаны основные проявления жизни - обмен веществ, сокращение мышц (а значит движение), способность к росту и размножению (белки входят в состав всех клеток), раздражимость нервов (перенос информации), а значит, и мышление, память, а так же иммунная функция – защита от болезнетворных организмов.
Детям предлагается на выданной схеме с питательными веществами (прил. № 4) вписать информацию со слайда;
Зачем нужны организму жиры? (слайд № 3)
Для чего нужны организму углеводы? (слайд № 4)
Для чего нужны минеральные вещества? (слайд № 5)
Для чего нужны витамины (слайд № 6)
Информация со слайдов комментируется, и дети вносят информацию в схему.
На основании полученных знаний, предлагается детям сделать вывод, какие питательные вещества наиболее важны для организма, чтобы мы были энергичными, чтобы хватало сил на целый день, чтобы быть здоровыми и красивыми.
Дети: организму нужны все питательные вещества (слайд № 2). Если учащиеся сами формулируют правильный ответ – команда получает очередной жетон.
Учитель: А какие продукты самые полезные?
Дети: Те, которые содержат все питательные вещества. Снова за правильный ответ – команда может получить очередной жетон.
Приходим к выводу: Пища должна быть разнообразной – первое золотое правило «правильного питания», (слайд « 8).
А сколько надо съедать? Давайте познакомимся с нормами.
Открыть поочередно слайд 9, 10, 11 (информация о суточной потребности в питательных веществах распечатывается и выдается каждому ребенку, эти данные взяты из методического пособия).
Учитель: Чтобы понять, в чем выражаются эти нормы, можно посмотреть специальную литературу или взвесить продукты с помощью бытовых весов.
Ребята! А что может произойти с нами, если мы будем принимать гораздо больше или меньше нормы питательных веществ? Если учащиеся сами формулируют правильный ответ – команда получает очередной жетон.
Учитель помогает детям сделать вывод: при недостатке необходимого количества питательных веществ человек может часто болеть, быть слабым, неэнергичным, а при чрезмерном питании можно набрать избыточный вес.
Теперь мы знаем второе золотое правило «правильного питания» - это умеренность в еде (слайд № 13).
Учитель: Ребята, вы познакомились с тем, какие питательные вещества вам необходимы, сколько надо съедать в день, а что вы знаете о времени приема пищи? Может ли здоровье зависеть от времени приема пищи? Кто может сказать, как называется прием пищи в одно и то же время?
Дети: Это режим питания.
Снова за правильный ответ – команда может получить очередной жетон.
Учитель: Правильно! Это режим питания. Давайте вспомним сколько раз в день надо есть?
И так - это завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник, ужин.
Вот мы и пришли к третьему золотому правилу: «Есть нужно регулярно, соблюдая режим».
Учащимся предлагается выполнить очередное задание: на циферблатах указать время приема пищи по режиму (приложение № 6).
Снова за правильный ответ – команда может получить очередной жетон.
Применение на практике полученных знаний
Учитель: Давайте попробуем определить, какую пищу надо есть на завтрак, если нам надо зарядиться энергией? За правильный ответ команда получает очередной жетон.
Завтрак должен состоять преимущественно из углеводов и жиров.
А из чего может состоять обед, полдник, ужин?
В обеденные блюда могут входить все питательные вещества.
В полдник тоже нужны углеводы, так как энергии уже становится меньше, а впереди еще могут быть занятия в кружках, секциях, выполнения домашних заданий.
Ужин должен быть преимущественно из белковых продуктов, но достаточно легким. Не забывайте, что белки могут быть как животного происхождения, так и растительного.
За каждый правильный ответ команда получает очередной жетон.
Чтобы убедиться, что дети получили понятие о рациональном меню, предлагается выполнить задание №7, на стр.15 в рабочей тетради. Первая команда, справившаяся с заданием, получает очередной жетон.

4. Рефлексия
В конце занятия предлагается вспомнить героев любимых сказок и блюда, которые они предпочитали. Кто из них питался неправильно? Вместе с педагогом дети обсуждают – чем опасен рацион питания Карлсона, Вовки из Тридесятого царства, Трёх толстяков. Можно предложить составить меню и для этих героев.
За хорошие ответы команда получает очередной жетон.

В заключении предлагается проверить усвоение нового материала: Каждой команде выдаются одинаковые наборы картинок с продуктами питания для определения в них тех или иных питательных веществ. Каждой группе нужно отобрать картинки с заданными питательными веществами: одной команде нужно выбрать белковые продукты, второй – жиросодержащие, третьей – углеводсодержащие продукты.
После выполнения задания все вместе определяют правильность выбора, за быстрый и правильный ответ команда получает очередной жетон.
5. Домашнее задание
1. Ребята, попробуйте вместе с родителями узнать, в чем выражается суточная потребность в белках, жирах и углеводах? Сколько стаканов молока и кефира в день можно выпить школьнику, сколько съесть котлет или сосисок и т.д.?
2. Самостоятельно или с помощью родителей, используя книги, журналы составьте меню на день. Используйте для этого нормы суточных потребностей в питательных веществах. Кому будет интересно можно составить меню на несколько дней. А главное включайте в меню те блюда, которые вы будете есть с удовольствием!

6. Итоги соревнований. Заключительный этап урока

Команды подсчитывают набранные жетоны, определяют победителей и им вручается приз. В качестве приза могут быть фрукты.




Заключение
Успешность реализации программы проверяется различными способами: игры; конкурсы; кроссворды; тестовые задания; анкеты.
Так, к примеру, проводится анкетирование учащихся для определения их знаний по правильному питанию до, и после изучения курса. Количество правильных ответов по окончании увеличивается в три раза.
Большинство учителей и родителей отмечают, что программа позволяет формировать у детей полезные привычки в области питания, а так же положительно влияет на уровень организации питания в семье, об этом свидетельствует социальный опрос (анкетирование родителей).
Хочется отметить участие родителей в реализации программы. Многие из них активно участвуют в мероприятиях, праздниках, понимают необходимость в приобретении продуктов для занятий. Помогают детям в поиске новой информации.























Приложения

I. Конкурс. «Что вы знаете о молочных продуктах». Участники конкурса должны решить необычные математические примеры, где складывать и вычитать нужно буквы. Если соревнующиеся справятся с заданием, то у них получатся названия молочных продуктов.
Представители команд за отдельными столами решают математическую шараду. На решение шарады дается 3 минуты.
Правильное решение шарад демонстрируется на стенде.
КЕМ – М +ФИЛ – Л + Р =(кефир)
МОК – К + ЛО + КОЗ – З =(молоко)
С + МИ – И + Е + ТО – О + А + Н + А=(сметана)
ЛАС + ЛИВ + У – А – ЛУ + КИ =(сливки)
МАЙ – МА + ОГИ + УМ – ИМ + РТ =(йогурт)
САМ + Р – А + ЯЖ + ЕН – МС + КА =(ряженка)
Необходимое оборудование: шарады, фломастеры, бумага.
II. Конкурс. «Знаете ли вы овощи и фрукты».
С завязанными глазами один член команды должен определить при ощупывании название фрукта или овоща. Если он затрудняется ответить, ему могут помочь члены команды, намекая, но, не называя однокоренных слов. После угадывания необходимо предложить блюда, которые можно приготовить из этого продукта. Допускается 3 подсказки.
Необходимо: разные фрукты и овощи в корзине, повязка на глаза.
III. Конкурс «Выбери себе завтрак для школы».
Командам предлагается конверт с картинками продуктов, они должны выбрать такие продукты, которые можно использовать для завтрака в школе. На конверте указано, какое мероприятие его ждет в школе: это может быть контрольная работа, спортивные соревнования или обычный учебный день. Количество продуктов должно быть рассчитано на один завтрак (2 картинки).
Картинки с правильными продуктами нужно положить в конверт, а остальные оставить.
Необходимо: картинки с продуктами, конверты (или файлы).
IV. Конкурс «Шиворот – навыворот».
В этом конкурсе команды должны составить из наборов букв слова: ворькмо, кул, иощов, диерс, цираук, диоромп, ьофтркале, атасл, мопкот, еьранве, аксутап, лисьек, лотекат.

ворькмо – морковь, кул – лук, иощов – овощи, диерс – редис, цираук – курица, диоромп – помидор, ьофтркале – картофель, атасл – салат, мопкот – компот, еьранве – варенье, аксутап – капуста, лисьек – кисель, лотекат – котлета.
На выполнение задания дается 5 минут.
Необходимо: карточки с текстом, бумага, ручки.
V. Конкурс «Отгадай вкус».
В этом задании один член команды с завязанными глазами, только по запаху должен угадать, какой овощ лежит на тарелке (лук, чеснок, перец и др.).
Если конкурсант не может отгадать, ему может помочь команда, подсказав, что готовят из этого продукта. Разрешается три подсказки.
Необходимо: тарелки, овощи, фрукты, повязки для глаз.
В конце занятия все вспоминают правила гигиены перед приемом пищи, моют руки и угощаются фруктами и овощами, которые использовались для конкурсов

Анкета для родителей перед реализацией программы
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1.Как вы думаете, зависит ли будущее Вашего ребенка от его здоровья?
Как, по Вашему мнению, можно сохранить здоровье на долгие годы?
Важно ли правильно питаться, чтобы сохранить здоровье?
Знаете ли Вы – что значит «правильное питание»?
А Ваш ребенок имеет понятие о правильном питании?
Хотели бы, чтобы Ваш ребенок побольше узнал о правильном питании на занятиях в школе?
Хотели бы Вы быть участником вместе со своим ребенком в изучении программы «Разговор о правильном питании»?

Анкета для родителей после реализации программы
Уважаемые родители!
Ваши дети посещали факультатив по правильному питанию,
поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к питанию после посещения занятий по программе «Разговор о правильном питании»?
2. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
3.Выполняет ли ваш ребенок правила гигиены самостоятельно?
4.Умеет ли он отдавать предпочтение при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья?
5. Делится ли ваш ребенок впечатлениями о занятиях в области правильного питания?
6. Интересен ли вашему ребенку этот курс?
Анкета для детей перед реализацией программы
Юный друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы:
Что для тебя важно, когда ты вырастешь? Выбери 3 самых значимых для тебя выражений:
быть начальником;
быть красивым;
быть богатым;
быть здоровым;
иметь хорошую работу;
иметь богатых родителей;
быть сильным.
Что нужно делать, чтобы быть здоровым и сильным (выбери 3 самых важных варианта) :хорошо учиться; слушать родителей; много гулять; много отдыхать; заниматься спортом; много спать; правильно питаться.
Как ты думаешь, влияет ли питание на твое самочувствие и как?
Знаешь ли ты как надо питаться, чтобы быть здоровым? Перечисли принципы правильного питания, которые ты знаешь:
5.Хочешь ли ты узнать больше о правильном питании? Что тебе интересно знать?


















Тест для проверки знаний после изучения темы «Из чего состоит наша пища»
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на вопросы о правильном питании!

1. Из каких питательных веществ состоят продукты питания?
2. Выбери из предложенных продуктов – белковые:
а) овощи б) рыба в) мясо
г) макароны д) яйцо е) фасоль

3. К каким продуктам можно отнести крупы:
а) жиросодержащим б) белковым
в) углеводсодержащим г) витаминным
4. Можно ли без ограничения есть полезные продукты:
а) да б) нет в) не знаю
5. Для чего нужно использовать в пищу овощи и фрукты?
6. Выбери продукты, способствующие росту организма:
а) рыба б) шоколад в) молоко
г) творог д) мясо е) хлеб
7. Выбери продукты, снабжающие организм энергией:
а) яйцо б) мед в) крупы
в) пирожное г) морепродукты д) сыр
Максимальное количество правильных ответов:1 задание: 3;2 задание: 4; 3 задание: 1;
4 задание: 1;5 задание: 2;6 задание: 5;7 задание: 4. Всего: 20.













ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.
Детям 6-7 лет необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приемами пищи - не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовиться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания - лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.
Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко.
Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уговоры и требования могут сформировать у малыша стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражающемуся в отказе от пищи).
Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у малыша возникает желание поесть.
Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко «настроиться» на еду, и аппетит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впечатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощутить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедленно приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят посуду, все это позволит непоседам «настроиться» на еду.  
Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. 
Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность малыша в белке, легко усваиваются организмом. 
Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. 
Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительные масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, Е, К, а также полезные минеральные вещества. Сливочное и растительные масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоколадное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела. 
Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Последнее очень важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожалению, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и ... очень дешевы.
Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их выращивании используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30-40 минут залейте холодной водой.
Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Вот почему овощные или фруктовые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15