Конспект урока по окружающему миру по теме: Растения, которые мы едим (2 класс)


Учебный предмет: окружающий мир
Тема: «Растения, которые мы едим».
Класс: 2 «Б»
Цель урока:
- расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим.
Задачи урока.
Обучающие:
1.Содействовать осознанию ценности изученного материала.
2. Формирование навыков работы на интерактивной доске.
Воспитательные:
1. Формирование коммуникативных и ценностных компетенций.
2. Формирование умения рефлексировать.
Развивающие:
1. Развитие умения анализировать, обобщать, классифицировать.
2. Развитие речи, словарного запаса.
3. Развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.
4.Развитие зрительного и слухового анализатора для восприятия информации.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Используемые методы:
Наглядный.
Частично – поисковый.
Элементы проблемного метода.
Эвристический.
Формы работы:беседа, работа на классной и интерактивной досках, работа со справочной литературой, работа по карточкам с заданиями.
Предполагаемый результат.Расширение знаний учащихсяо растениях, которые мы едим, осознание актуальности имеющихся и вновь полученных знаний.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации растений, заранее созданы слайды, C.И. Ожегов « Толковый словарь русского языка», карточки с заданиями для работы в группах, угощение из хлеба.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Просмотр отрывка из мультипликационного фильма.
4. Формирование новых знаний.
5. Закрепление изученного. Работа в группах.
6. Выступление групп.
7. Рефлексия.
8. Итог урока. Угощение из хлеба.
Ход урока
Организационный момент
Сейчас я прочитаю стихотворение и вы поймете о чём пойдет речь на нашем уроке.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют,
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творения,
Зовём мы их …
Дети (хором). Растения.
На классной доске картинки с изображением различных растений.
Учитель. Посмотрите на доску. Какое многообразие растений.
(Но прежде давайте их назовем.)
Распределите их на 2 группы.
Дети.
1 группа - дикорастущие2 группа - культурные-мак
-берёза
-ландыш
-клён
- капуста
- роза
- огурец
- яблоко
-помидор
Учитель. Какие растения называются культурными? Какие дикорастущими?
Дети.
- Дикорастущие растения растут в дикой природе без вмешательства человека. Они самостоятельно приспосабливаются к изменениям окружающей среды.
- Культурные растения - это растения, которые выращиваются человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и др. целей. Они получены в результате селекции.
Чтение русской народной сказке «Мужик и медведь».
Учитель. А теперь откройте учебники на с. 62 я предлагаю вам прочитать русскую народную сказку.
Учитель. Вы узнали сказку?
Дети.
- Это русская народная сказка « Мужик и медведь»
Учитель. Что можете сказать?
- В сказке старик обманул медведя. Какие части растений достались медведю?
- Медведю достались невкусные части растений.
- Медведь не знал, какие части растений можно употреблять в пищу, а какие нет.
Учитель. Так о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Дети. Какие части растений можно употреблять в пищу.
Тема сегодняшнего урока,
Слайд № Тема урока: «Растения, растения которые мы едим».
4.Формирование новых знаний.
Слайд №
с изображением слов: корни, листья, крона, стебель, плоды.
Учитель. Прочитайте слова.
-Найдите лишнее.
Дети. Лишнее слово « крона». Крона – это верхняя часть дерева.
Учитель. Что объединяет оставшиеся слова?
Дети. Это части растений, которые мы употребляем в пищу.
Дети выходят к доске и на плакате обозначают части растений.
Учитель. Приведите примеры растений, которые мы едим. Назовите части этих растений.
Дети.
- У малины человек употребляет в пищу листья и плоды.
- у укропа и петрушки употребляют в пищу стебель и листья.
- У капусты употребляют в пищу листья.
- Для приготовления лекарства от кашля людям необходим корень солодки.
Слайд № с изображением - моркови, репы, свёклы, редиса, редьки, картофеля.
Учитель. Что объединяет эти растения?
Дети.
- Съедобная часть этих растений растёт в земле.
- Это полезные растения.
- Они растут на огороде.
- Это культурные растения.
- Это овощи.
Слайд №
На доске появляется слово – корнеплод.
Учитель. Что такое корнеплод?
Дети.
- Это корень. Он помогает растениям брать из земли воду и питательные вещества.
- Это плод. Съедобная часть растений.
Учитель. А как образовалось это слово?
Дети. В этом слове два слова - корень и плод.
Учитель. Какая разница между корнем и плодом?
Дети. Плод употребляют в пищу, а корень нет.
Учитель. Перед нами сложное слово. Оно получилось от слияния двух основ при помощи соединительной гласной.
Учитель. Давайте узнаем значение этого слова «корнеплод» в толковом словаре С.И.ОжеговаУчитель. Отгадайте загадки.
Комбайн спешит на косовицу
Собрать созревшую …
Дети. Пшеницу
Любит кости грызть наш пёс,
Любит лошадь есть …
Дети. Овёс.
Нам подсказали грачи и грачиха,
Где поспевает для каши …
Дети. Гречиха.
Поле золотое – в день не обойдёшь,
В поле, словно море, колосится …
Дети. Рожь.
Поле в воде всё, вот так сюрприз!
В поле для плова вырастет …
Дети. Рис.
Слайд № с изображением зерновых культур.
Учитель. Что можете сказать об этих растениях?
Дети.
- Из зерновых культур делают хлеб, варят каши.
- Зерновые культуры полезны для здоровья.
- Человек выводит разные сорта этих культурных растений.
- Их название произошло от слова « зерно».
Учитель. Что мы употребляем в пищу у зерновых растений?
Дети. Зёрна. Хлеб пекут из муки зерновых культур.
Слайд №
Учитель. Какой хлеб едят в вашей семье?
Учитель. Почему он бывает белым и тёмным?
Дети. Из пшеницы получают белый хлеб, а изо ржи – тёмный.
Учитель. Вы так много знаете о хлебе. А я предлагаю вам послушать, какую информацию приготовила.
1.Костя
2.
3.
4.
Слайд №
Выступление ученицы.
Сегодня обед не обходится без хлеба. Хлебные злаки люди начали использовать очень давно. Сначала их зёрна варили; печь хлеб научились гораздо позже.
Сначала хлеб пекли из растёртых желудей. Прошло время, и люди научились выращивать зерновые культуры – пшеницу, рожь, ячмень. Свежие зёрна можно было есть, а твёрдые сухие – растирали в муку, размешивали в воде и варили кашу или пекли тонкие сухие лепёшки.
Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытывали древние люди, когда увидели, как тесто стало подниматься, словно живое. В ужасе горшок бросили в огонь, чтобы избавиться от наваждения. Тесто испеклось, и получилась мягкая, пышная, вкусная лепёшка. Это было великое открытие!
В древности в каждом земледельческом районе были свои хлебные растения: на Ближнем востоке, Средней Азии – пшеница; в Юго-Восточной Азии – рис; в Америке – кукуруза; в Китае – просо и гречиха. Наибольшее распространение получили рис, пшеница и кукуруза.
-Рис. Даша. Почти 3/5 населения планеты питаются в основном рисом. Его возделывают там, где тепло и много воды. Это самый урожайный «хлеб». Много риса выращивают в Китае, Японии, Индии, Индонезии. Но население этих стран потребляет весь произведённый рис, поэтому здесь часто его даже закупают за рубежом.
Рисовая мука не годится для выпечки хлеба. Его отваривают и употребляют в пищу в чистом виде или в смеси с мясом, рыбой, овощами, фруктами. В азиатских странах строго следят за тем, чтобы варёные зёрна не слипались и были похожи на сухие, потому что по местным обычаям рис едят только руками или с помощью специальных палочек.
-Пшеница.Милана. Второй мировой хлеб – пшеница. Её урожайность меньше, чем у риса. В зависимости от климата выращивают разные сорта пшеницы. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. В нашей стране под посевы пшеницы заняты большие площади земли.
-Кукуруза. Руслан Кукуруза– это древний хлеб американских индейцев. В конце XV века она была завезена в Испанию, где её разводили в садах как диковинное растение. Уже в XVI в. её стали выращивать и употреблять в пищу. Свыше половины её посевных площадей находится в Америке, главным образом в США. Значительную часть урожая кукурузы скармливают скоту. Это очень выгодная кормовая культура, поскольку в пищу домашним животным идёт не только зерно, но и зелёная масса (листья, стебли.)
Сейчас выведено много новых сортов кукурузы, один из которых стал любимым лакомством детей и взрослых во многих странах. Это лопающаяся кукуруза. При нагревании зёрна разрываются, и их содержимое выворачивается наружу в виде мягкой рыхлой массы большого объёма, которую называют воздушной кукурузой.
5. Закрепление изученного. Работа в группах.
Учитель. Сейчас я предлагаю вам поработать.
Задание 1. На доске.
Расположите картинки в правильном порядке: « Как убирают хлеб».
1 картинка -сеют хлеб
2 картинка - зерно везут на мельницу
3 картинка - из зёрен вырастают колоски
4 картинка - муку отвозят в пекарню
5 картинка - землю пашут
6 картинка - готовый хлеб везут в магазин
7 картинка - колоски жнут и обмолачивают
Правильный ответ: Землю пашут – сеют хлеб – из зёрен вырастают колоски – колоски жнут и обмолачивают – зерно везут на мельницу – муку отвозят в пекарню – готовый хлеб везут в магазин.
Задание 2.
Определите – какой злак идёт на производство круп.
Злак
Крупа
Пшеница
Гречиха
Овёс
Рис Пшеничная
Манная
Рисовая
Гречневая
Овсяная
Правильный ответ:
Пшеница - пшеничная или манная.
Гречиха – гречневая.
Рис – рисовая.
Овёс - овсянаяЗадание 3.
Собери пословицу:
Хлеб-
Хлеб – батюшка,
Без хлеба и мёда-
сыт не будешь.
всему голова.
вода – матушка.
Правильный ответ:
Хлеб – всему голова.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Без хлеба и мёда сыт не будешь.
??? Подсчитано, что если за один день каждый человек не доест всего 50 граммов хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными! А как можно употребить чёрствый хлеб?
-Чёрствый хлеб можно кушать с тёплым чаем или молоком.
- Из чёрного хлеба можно пожарить сухарики.
- Можно приготовить салат. Для этого нужно взять сырую морковь, потереть её на тёрке и обжарить на подсолнечном масле. Сварить 3 яйца и мелко порезать их. Смешать морковь, яйца, сухарики и всё заправить майонезом.
7. Рефлексия.
Учитель. Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
Слайд №
Я – узнал
- удивился
- вспомнил
- задумался
Дети.
-Я узнал, чем отличается корень от плода.
- Теперь я буду знать, что такое корнеплод.
- Я удивился тому, что люди могут выбрасывать так много хлеба.
- Я вспомнил части растений.
- Я обратил внимание на то, что у разных растений можно кушать разные части.
- Я задумался над тем, что можно сделать из чёрствого хлеба.
- А я хочу узнать, у каких ещё растений можно есть стебель.
5.Итог урока. Угощение из хлеба.
Слайд № 12
Учитель. Наш урок я хочу закончить словами поэта Погореловского и угостить вас вкусными и ароматными изделиями из хлеба!
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!