Конспект урока окружающий мир Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим (2 класс)


1. Ф.И.О. учителя: Суркова Анастасия Сергеевна.
2. Класс: 2 «В» Дата: 18.04.16 Предмет: окружающий мир № урока по расписанию: 1
3. Автор УМК: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
4. Тема урока: «Овощи и фрукты»
5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления знаний.
6. Цели урока: провести практическую работу; рассматривание и классификация плодов и семян, строение плода и корнеплода; познакомить с понятиями «ягода», «костянка»; формировать сознательное отношение к своему здоровью в целом и в частности – к здоровому питанию.
7. Планируемые результаты:
Предметные: систематизация знаний о культурных растениях (фруктах, овощах, ягодах); умение группировать овощи, фрукты и ягоды в зависимости от того, какую часть растения человек ест; умение различать некоторые плоды растений (ягода, костянка).
Метапредметные (формирование УУД):
а) Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; работать с учебником и с материалом предварительного чтения; планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов; контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).
б) Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; cлушать и понимать речь других; аргументировать свое мнение; умение вступать в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;
в) Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; строить логическую цепь рассуждения; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий.Личностные: самоопределение (мотивация учения); положительное отношение к освоению содержания предмета «Окружающий мир»; положительное отношение к здоровому образу жизни;
8. Оборудование:
У учителя: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация «Овощи и фрукты»; настоящие фрукты и овощи (слива, киви, виноград, помидор), кухонный нож в чехле, разделочная доска, влажные салфетки.У учеников: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс (автор Н.Я.Дмитриева,А.Н.Казаков).
Организационная структура урока
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организационный этап -Ребята, доброе утро! Встали красиво, подравнялись. Присаживайтесь. Ученики организованно встали, выровнялись в ряду, вышли из-за парт. Сели за парту.
2.Проверка домашнего задания -На прошлом уроке вы рисовали представителей разных групп растений и дома должны были подписать, какую часть растения человек употребляет в пищу.
-Все справились с заданием? Покажите мне свои рисунки!
-Кто хочет выйти к доске и показать всему классу рисунок?
-Маша, выходи. Что ты нарисовала? Покажи и расскажи, какие части растений можно употреблять в пищу?
-Молодец! Кто еще хочет показать свой рисунок? (спрашивает 2-3 человека) Дети показывают свои рисунки.
Желающие ответить поднимают руку.
Выходит ученик к доске, демонстрирует свой рисунок, комментирует его.
-Я нарисовала вишню, морковь, капусту… Мы кушаем плоды, листья, корни…
3. Сообщение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. -Ребята, сегодня мы продолжим разговаривать о частях растений, которые мы едим. На уроке мы познакомимся поближе с различными понятиями, такими как плод, корнеплод, ягода, костянка. И еще много нового, я надеюсь, вы узнаете сегодня! Прошу вас быть активными! 4. Актуализация знаний -А сейчас давайте посмотрим иллюстрации на доске. Какие части растений мы видим? Подумайте, какая разница между ними? Почему корень свеклы назван корнеплодом? (Слайд 2.)
-Вы согласны?
-А чем корень отличается от плода? Формой?
-Правильно. А еще, как думаете?
-Ты назвал главный признак плода – в нем есть семена. К этому вопросу мы еще вернемся. А сейчас скажите, какие из растений на рисунке относятся к овощам, а какие к фруктам? (Слайд 3.)
-Ребята, все верно?
-Какой вывод можно сделать, что мы едим у фруктов и овощей?
-Всё верно! Молодцы! Дети смотрят на иллюстрации на интерактивной доске.
-Это корень, плод и корнеплод.
-Корень свёклы похож по форме на яблоко. Вот и назвали его корнеплодом: корень и плод.
-Да, Соня хорошо объяснила.
-Наверное, формой: корень вытянутый и растет в земле, а плод круглый и растет на дереве.
-У яблока есть зернышки (семена). У корня и корнеплода нет семян.
Ученики рассматривают иллюстрации презентации и отвечают.
-Овощи: капуста, морковь, помидор.
-Фрукты: вишня, персик, вишня.
-Да.
-У фруктов только плоды, у овощей мы едим плоды, корнеплоды, корни, листья, сочные стебли.
5.Физкультминутка Фрукты
Будем мы варить компот.                    (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот.                 (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,                        (имитировать:  как крошат)
Грушу будем мы рубить,                      (рубят)
Отожмем лимонный сок,                    (отжимают)
Слив положим и песок.                        (кладут, насыпают песок) 
Варим, варим мы компот,                    (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ.                      (хлопать в ладоши) Ученики выполняют упражнения вслед за учителем.
6. Изучение нового материала
-Ребята, а я люблю ягоды! Что же такое ягода? Какие вы знаете? (Слайд 4.)
-Правильно! А что это за часть растения?
-Ребята, давайте исследуем, какой плод называют ягодой.
Учитель с детьми рассматривают плоды киви и крыжовника на презентации.
-Правильно!
-А теперь давайте возьмем настоящие плоды: киви, слива, виноград. Разрежем их и посмотрим, что внутри. (Практическая работа)
-Что мы видим?
-Правильно.
-Действительно, а в винограде бывают ли косточки?
-Посмотрите на половинки киви и сливы (держит в руках, показывает детям). Если плоды с мякотью и мелкими семенами внутри, как в киви, то такие плоды называют «ягода».
-Плод, внутри которого одна большая косточка, как у сливы, называется «костянка». -Это смородина, вишня, клубника, слива, виноград и тд.
-Наверное, плоды.
-Внутри крыжовника мякоть и косточки. Это семена.
-Внутри киви много семян, мякоть и сок.
Ученики наблюдают за разрезанием фруктов, комментируют по ходу.
-Внутри киви мякоть, сок и много зернышек.
-В сливе мякоть, сок и одна большая косточка.
-В винограде нет косточек.
-Да, их может быть три или много.
Ученики смотрят и слушают учителя.
7. Первичная проверка понимания изученного
- А теперь, исходя из полученных знаний, сформулируйте определение. (Слайд 5.)
-Молодцы, правильно!
-Плод ягода – это плод, в сочной мякоти которого находится много семян.
-Плод костянка – плод, у которого одна косточка окружена сочной мякотью.
8. Применение изученного материала -Ребята, а назовите овощи, у которых плод ягода.
-Давайте разрежем помидор. Что видим?
-Я знаю загадку про огурец: «Полон хлевец белых овец». Значит, овцы – это семена! (Слайд 6).
-Отгадайте такую загадку: «К нам приехали с бахчи полосатые мячи». (Слайд 7)
-Вдумайтесь в эту загадку:
«У арбуза много груза,
Груз арбузу не обуза.
А внутри весь-весь арбуз
Полон черных мокрых бус».
-Что это за черные бусы? Дети затрудняются ответить (возгласы: «А так может быть?»).-Много семян, мякоть и сок.
-Помидор – это ягода. Вот это да!!!
-Арбуз.
Ребята слушают загадку, думают над ответом.
-Семечки арбуза. Значит, арбуз – огромная ягода?!
Удивление, восторг!
9.Закрепление пройденного материала -Сейчас выполните в рабочих тетрадях задание №79. Выпишите названия овощей, разделяя их на 3 группы в зависимости от того, какую часть овоща мы едим. Каждую группу назовите. (На рисунке: укроп, помидор, груша, тыква, капуста, редис, яблоко, персик, свекла).-У всех получились такие группы?
-Выпишите оставшиеся названия растений. Назовите их обобщающим словом.
-А что такое укроп? Давайте прочитаем определение этого слова. (Слайд 8)
-Что мы едим у укропа?
-В какую группу впишем укроп?
-Молодцы! Справились с заданием! Дети работают в парах с последующей проверкой.
-Первая группа «Листья»: капуста.
-Вторая группа «Плоды»: помидор, тыква.
-Третья группа «Корнеплоды»: редиска, свекла.
-Да.
-Оставшиеся растения – «фрукты»: груша, персик, яблоко.
Дети читают: «Укроп – однолетнее огородное травянистое растение с мелкими листьями и желтыми соцветиями, употребляется как приправа к пище, в солениях».
-У укропа едим сочный стебель и листья.
-В первую группу «Листья»
10.Обобщение и систематизация
-Ребята, сможете сделать вывод об овощах и фруктах?
-Где их выращивают? (Слайд 9, 10).
-Правильно! Ребята, овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека! В них много витаминов. -У фруктов мы едим плоды, а у овощей разные части.
-Овощи выращивают в огороде, а фрукты – в саду.
11. Домашнее задание. На доске учитель пишет:
с.67-69 прочитать, подготовить сообщение по теме «Растения-путешественники» Ученики записывают в дневники домашнее задание.
12. Рефлексия. -Ребята, мы столько всего узнали нового и интересного!
-Что больше всего понравилось?
-Что вас удивило? Что было непонятно?
-Вы молодцы! Хорошо отвечали на мои сложные вопросы! Урок окончен. -Больше всего понравилось рассматривать ягоды.
-Удивило, что помидор, огурец и арбуз – ягоды!
-Было сложно выполнять задание в тетради. Укроп – непонятное растение!