Конспект урока Какие части культурных растений используют люди? (2 класс)


«Какие части культурных растений используют люди?»
Класс: 2
Цель: Исследование    культурных  растений с целью определения тех частей, которые  люди  используют   в пищу.
Задачи:
ПУУД: способствовать повторению групп культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, бобовые) и частей растений; выявить, какие части культурных растений люди используют в пищу;КУУД: способствовать развитию чувств толерантности, умения работать в группе.
ЛУУД: создать условия для формирования у учащихся умения оценивать себя и одноклассников.
РУУД: содействовать формированию умения у учащихся работать по заданному алгоритму.
Оборудование и материалы: маркерные доски, раздаточный материал (части растений, овощи),  ПК,  мультимедийный проектор, экран, презентация, таблицы.ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические примечания
Организационно-мотивационный этап Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час! Слушают учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. Словесный метод. Слуховой прием, прием организации деятельности, прием благоприятного фона.
Актуализация опорных знаний и способов действий На доске  написаны названия культурных растений в столбик. Вам необходимо распределить растения по группам:
Слива
Огурец
Рожь
Мята
Картофель
Лен
Нарцисс
Груша Помидор
Пшеница
Тюльпан
Лук
Свекла
Ромашка
Яблоко
Капуста
Горох Овес
Хлопок
Морковь
Гладиолус
Смородина
Ячмень
Пион
Шалфей
Фасоль
Выбор учащихся
Жеребьевка. Группа растений.
Работа в группах
Как справитесь, не забывайте показывать свою готовность.
Проверка задания
Выступление 1 учащегося от группы.
Учитель на доске составляет группы растений:
Овощные:
Огурец
Картофель
Помидор
Свекла
Капуста
Морковь
Декоративные:
Нарцисс
Тюльпан
Гладиолус
Пион Плодовые:
Слива
Груша
Яблоко
Смородина
Лекарственные:
Мята
Ромашка
Шалфей Зерновые:
Рожь
Овес
Ячмень
Пшеница
Прядильные:
Лен
Хлопок
Бобовые:
Горох
Фасоль
Какая группа у нас получилась самая большая? Слушают задание, распределяются по группам, определяют группу растений по жеребьевке, выполняют упражнение в группах.
Учащиеся распределяют растения на группы:
1 – овощные,
2 – плодовые,
3 – зерновые,
4 – декоративные,
5 – лекарственные,
6 – прядильные,
7 – бобовые.
Выступление 1 учащегося от группы.
- овощные. Практический метод. Прием дифференциации растений по группам, прием жеребьевки, соревнования, прием выполнения проверки упражнения.
Форма работы: в группах, индивидуальный ответ у доски.
Прием ответа на поставленный вопрос
Постановка темы и учебных задач Расшифруйте ребус:
Р Н Ь О К Е С Т И Л Ь Е С Б Е Т Л Т О Ц Е В К
Что мы будем сегодня исследовать?
Тема нашего урока: «Какие части культурных растений используют люди в пищу». Расшифровывают ребус, определяют тему урока.
- Части культурных растений, которые люди используют в пищу. Практический, частично- поисковый методы. Занимательный прием, прием разгадывания ребуса, прием постановки темы урока.
Изучение нового материала Работа в группах
Детям раздаются рисунки растений и предлагается подписать части растений.
Проверка: работы вывешиваются на доску.
«Исследовательская работа»
На партах у детей лежат овощи:
•1 группа – капуста, лук;
•2 группа – огурец, помидор;
•3 группа – морковь, свекла;
•4 группа – картофель.
Задание: определить, какой частью растения являются овощи, лежащие на столах и сделать вывод о том, какую часть растения мы употребляем в пищу. Ребята, на выполнение этого задания у вас 5 минут. Как справитесь показывайте секретный знак.
1 группа: капуста, лук.
Учитель снимает листья с капусты.
– Так что же мы употребляем в пищу? (Листья)– А это часть растения как называется? (Кочерыжка)– Какой частью растения она является? На чем растут листья? (Стебель)– Какую часть растения мы употребляем в пищу у лука? (Тоже листья)– Правильно они называются чешуйки.– А где у лука стебель? (Если дети затрудняются ответить, учитель сам показывает стебель у лука). Он еще называется донце.
2 группа: огурец, помидор
– Вспомним, как растет помидор и огурец?
Работа с плакатом «Плоды»
– Что появляется на месте цветка? (Плод)– Что есть внутри плода? (Семена)– Давайте проверим. (Разрезает)– Что употребляют в пищу у огурца и помидора? (Плод)
3 группа: морковь, свекла
– Представим, как растет морковь и свекла.
Работа с плакатом «Видоизменения корней»
– Листья есть? (Да)– Стебель? (Да)– Что идет после стебля? (Корень)– Так что же мы употребляем в пищу? (Корень)– Он отличается от остальных корней, эти корни хорошо разросшиеся. Вот их мы и употребляем в пищу. И называются они «Корнеплоды».
Слайд «Корнеплоды».
4 группа: (картофель)
– Какую часть картофеля употребляем в пищу? (Предполагаемый ответ: плод)– Кто с родителями занимался посадкой картофеля? – Когда вытаскиваем куст из земли, что находится  внизу? (Корни)– Значит, у картофеля есть корень? (Да)– Значит картофель уже не корень? (Нет)– Что идет до корня? (Стебель)– Так что такое картофель? (Стебель)
Работа с презентацией: показ частей картофеля на слайде.
– Правильно он называется «клубень». Клубень – это видоизмененный стебель, на поверхности которого есть углубления. В них расположены глазки – почки. Картофель с почками называется побег.
Вывод: В каких овощах и что мы употребляем

Вам предстоит собрать урожай, разгадав загадки.
Была зеленой , маленькой , Потом я стала аленькой . На солнце почернела я , И вот теперь я спелая .
Очень густо он растет ,Незаметно он цветет .А когда проходит лето ,Мы едим его конфеты ,Не в бумажке , а в скорлупке –
Берегите , детки , зубки !
Круглый , круглый , Сладкий . сладкий , С полосатой кожей гладкой , А разрежешь – посмотри : Красный , красный Он внутри .
Он никогда и никого Не обижал на свете . Чего же плачут от него И взрослые и дети ?
Нарядилася Алена
В сарафанчик свой зеленый , Завила оборки густо .Узнаешь ее ?... В огороде вырастаю . А когда я созреваю , Варят из меня томат , В щи кладут И так едят .
Круглое , румяное , Я расту на ветке . Любят меня взрослые И маленькие детки .
Какое растение лишнее? Почему? Работают в группах. На рисунках подписывают части растений, вывешивают рисунки на доску, проверяют правильность выполнения задания.
Определяют какой частью растений являются овощи. Делаю вывод о том,
какую часть растения мы употребляем в пищу.
Отвечают на поставленные вопросы.
Работают с плакатом «плоды», «видоизменения корней».
Отгадывают загадки
Вишня
Орешник
Арбуз

Лук
Капуста
Помидор
Яблоко
орешник – дикорастущее растение
Практический метод. Прием определения части растений.
Средство: рисунки растений.
Форма: работа в группах
Частично-поисковый метод, практический метод, словесный метод- беседа, наглядный метод.
Прием визуализации опорных знаний, ответа на вопрос, прием соревнования.
Средства: слово учителя, овощи, плакаты «плоды», «видоизменения корней», презентация.
Формы: работа в группах, индивидуальный ответ.
Словесный метод – беседа. Прием ответа на поставленный вопрос.
Словесный, практический, наглядный, проблемный методы.
Занимательный прием, прием отгадывания загадок, визуализации опорных знаний, прием ответа на поставленный вопрос.
Средства: загадки, презентация, проблемный вопрос, слово учителя.
Итог урока. Рефлексия. – Подведём итог. Узнали ли вы, какие части растений мы используем в пищу? Какие? (Лист, плод, корень, стебель)– У каких растений лист?– У каких растений плод? – У каких растений корень?– У каких растений стебель?– Что нового узнали на уроке?
Ребята, поднимите руки у кого есть мобильные телефоны?
А вам нравится по ним общаться? Давайте отправим СМС, только оно будет не обычным.
У вас на толах находятся стикеры. Напишите в 2-3х словах. Как вы работали на уроке. Подводят итог урока. Отвечают на поставленные вопросы учителя. Словесный метод – беседа. Прием ответа на поставленный вопрос.
Метод рефлексии, прием ответа на поставленный вопрос, прием СМС.