Технологическая карта урока по окружающему миру Какие части культурных растений используют люди


Технологическая карта урока
Окружающего мира
2 класс
Тема:
«Какие части культурных растений используют люди»
Учитель начальных классов: Дмитриева Наталья Сергеевна
Технологическая карта урока окружающего мира.
1.Дидактическое обоснование:
«Окружающий мир 2класс» УМК «Перспективная начальная школа».
2.Тема урока: «Какие части культурных растений используют люди».
3. Цели деятельности педагога: создать условия для исследования культурных растений с целью определения тех частей,которые используют люди
4.Тип урока: «Повторение и первичное закрепление новых знаний, умений учащихся»
5.Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять части культурных растений, которые используют люди.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: самооцека, контроль
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять общие и отличительные особенности частей растений.
Коммуникативные: формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, уметь работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: формирование: внутренней позиции школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
6.Оборудовани:компьютер, мультимедия, учебник «Окружающий мир 2 класс», рабочие тетради, презентация
7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная.
Технологическая карта урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Организационный момент
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку!

Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
Подготовка класса к работе.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Мотивация
Если вы обратили внимание я принесла на урок ёлочку. Какой праздник у нас скоро? (Новый год) Правильно! Как вывидите наша ёлочка еще не украшена. Для того чтобы ее украсить, мне понадобится ваша помощь. Для этого вам надо быть внимательными, организованными, уметь слышать друг друга и учителя. У каждого из вас на столе есть своя личная новогодняя ёлочка, её вы будете украшать после каждого этапа урока, выполнив определенное задание. (На доску вывешивается макет ёлочки) Вы будете закрашивать каждую игрушку после выполнения задания, тем цветом, который вам подходит. Желтый – с заданием справился легко; синий – с заданием справился, но были некоторые трудности; красный – было трудно выполнить задания.
Настрой на дальнейшую работу.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
3. Самоопределение к деятельности
Для того чтобы понять о чем сегодня пойдет речь, послушайте сказку и подумайте о чем мы сегодня будем говорить. Внимание на экран. (Слайды со сказкой)

Скажите: Что же такое вершки? (Верхняя часть растений) Давайте мы с вами обратимся к словарю и прочитаем.
(Слайд 2) (читает ученик)

Есть такая поговорка: « От горшка два вершка» про кого так говорят? (предположения детей) « О маленьком не высокого роста человеке». А еще раньше в далекие времена считалось, что вершок равен длине фаланге указательного пальца. Поднимите ручку вверх, найдите указательный палец, найдите фалангу- это и есть вершок. А как вы думаете какое определение подходит к сказке? (Второе)
А что же такое корешок? ( предположения детей)
Обратимся к словарю!
(Слайд3), (читает ученик)

Какое определение подойдет к сказке? (Первое)
А как иначе мы можем назвать вершки и корешки? (Части растений)
А на какие две группы делятся растения? (Декоративные и культурные)
Что значит декоративные растения? (Эти растения выращивают в садах на клумбах для красоты)
А что значит Культурные растения? (Предположения детей) Давайте посмотрим! (Слайд 4)

Это растения выращиваемые человеком для получения прежде всего пищевых продуктов , лекарств, кормов. А все ли части растения использует человек? ( Нет)
И так ребята, давайте попробуем составить тему урока. С какими словами мы сегодня встречались? (Дети называют) Учитель вывешивает на доску слова « части», «культурные», «растения» «использует» «человек»
Назовите тему урока? Правильно! Молодцы!

Скажите, а какую цель нам сегодня надо поставить? (Научиться определять какие части растений использует человек) Хорошо, давайте проверим! (Слайд6)

Слушают сказку
Читают определения (по словарю Д. Н. Ушакова
Высказывают свои предположения
Читают определение по словарю Ушакова
Высказывают свои предположения
Называют тему урока
Называют цель урока
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации.
Логические – формулирование проблемы.
4. Проверка полученных ранее знаний.
Давайте поработаем в парах!
Работа в парах
Сейчас мы свами выполним задание в паре с соседом по парте. Вспомним части растений. У вас на партах листочки с заданием , где изображено растение . Я прошу вас в паре подписать части растения. (Слайд 7)

Кто готов поднимаем руки. Ждем. А теперь давайте проверим. (Слайд 8)

Все ли части растения которые отмечены на слайде вам известны? ( Вызвал затруднения побег) Побег- отросток состоящий из стебля листьев и почек
Вы себя проверили, а теперь пришло время взять в руки елочки и закрасить новогодний шар цветом который вам подходит напротив задания №1 (желтый, синий, красный)
Теперь пришло время поработать в командах!
Работа в командах
Какие вы знаете культурные растения? (Зерновые, овощные, плодовые, бобовые, лекарственные)
Сейчас внимание на экран (Слайд 9).

Перед вами названия культурных растений. Задание: Мы делимся на команды 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд На каждую команду я выдаю один лист с заданием (на середину). 1ряд из списка растений должен подчеркнуть овощные растения, 2 ряд плодовые, 3 ряд зерновые. Та, команда которая выполнит задание садится на место.
Я буду видеть, что вы готовы. Проверяем! (Слайд10).

Берем в руки елочки и закрашиваем новогодний шар у задания №2.
Скажите, а какая группа получилась самая большая? (овощные)
Вспоминают правила работы в парах и группе
Правила работы в парах и группе:
1.Работаем тихо, дружно.
2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.
Работают в парах
Самопроверка
Самооценка
Работают в командах
Самопроверка
Самооценка
Регулятивные: планирование, прогнозирование,
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
5. Физкультминутка Мы с вами потрудились, а теперь пришло время отдохнуть! Внимание на экран!
Выполняют упражнения, повторяя движения за героем из видео 6. Работа с учебником над темой урока. Откроем учебники на странице 92, давайте еще раз зачитаем тему нашего урока. (Читает ученик) Как вы думаете какие части растений используют люди? (Предположения детей) Мы с вами предполагали, а теперь давайте прочитаем в учебнике, что рассказал детям Костя Погодин. Читаем текст самостоятельно в руках у нас карандаш подчеркните ответ на вопрос «Какие части культурных растений используют люди?» Зачитаем. (Дети зачитывают)

Самостоятельно читают текст из учебника, выделяют из текста главное (ответ на вопрос) Познавательные:
выбор оснований для сравнения и классификация объектов
Коммуникативные:
поиск и способ его разрешения
7. Практическая работа в группах А сейчас мы переходим к практическому заданию . Так как мы с вами установили, что все таки самая большая группа культурных растений это овощи сегодня мы поработаем с ними. (Слайд 12 прочитать)

Работа в группах по 4 человека (развернуться назад) Раздать листы с заданием.
У каждой группы свой овощ, на листочке нужно записать: название, определить какой частью растения он является, вершок или корешок, какая часть используется в пищу. Выбрать докладчика. Та, группа, которая будет готова разворачивается на свое место. Перед вами на слайде вопрос на который вы должны ответить. (учитель слушает ответы детей)
Итак, у каждой группы свой докладчик, давайте его послушаем!

Молодцы, все справились с заданием!
Пришло время воспользоваться елочкой. Закрасьте новогодний шарик у задания №3.
Слушают инструкцию учителя, выполняют задания
Выступление докладчика от каждой группы
Самооценка Регулятивные: Выбор основания для сравнения и классификации предметов.
Личностные: целеполагание
Коммуникативные: сбор информации, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слышать и слушать.
Оценка достижения и контроль.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Покажите мне ваши елочки! Я вижу очень много желтого цвета, значит большинство из вас справились с заданиями легко!
А теперь посмотрите на нашу елочку она стоит и ждет, когда же ее нарядят! (Слайд13)

Сейчас я буду ее украшать с вашей помощью.
Что мы проходили сегодня на уроке? (при ответе на каждый вопрос одеваю шар)
Какие части растений мы используем в пищу? У каких растений мы используем лист? Плод? Корень? Стебель? Клубень? Семена? Вот посмотрите ребята как много знаний мы сегодня получили, вся наша елочка в игрушках и готова к новому году! (Слайд 14)
Скажите достигнута ли цель, которую мы поставили в начале урока? (Да!)

Скажите а с каким культурным плодовым растением у нас ассоциируется Новый год? (мандарин) Это овощ? (Плодовое растение) Мандарин появился много много лет назад в далекой Индии . Высота вечнозеленого дерева достигает около 4 метров. Когда растение цветет имеет белые цветы с очень ярким ароматом. Но самый грациозный период, когда дерево необычайно красиво это период плодоношения.
Спасибо за урок!
Оценивают результаты своей деятельности на уроке
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.
Намечают перспективу последующей работы
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование.