Конспект по окружающему миру на тему Части растений (1 класс)

Головина В.Ю.
Применение технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира в 1-м классе.

Тема урока: «Части растений»
Цели урока:
- сформировать представление о частях растения, показать что все части важны и взаимосвязаны между собой;
- развивать творческие способности, речь;
- воспитывать бережное отношение к растениям.

Приемы технологии развития критического мышления: составление кластера, сочинение синквейна.

План урока:
- стадия вызова - постановка познавательной задачи,работа парами, составление кластера на доске;
- стадия осмысления – слушание рассказа учителя и просмотр призентации о частях растения, постановка вопросов по содержанию;
- стадия рефлексии -исправление и дополнение кластера, самостоятельная работа, сочинение синквейна.

Содержание урока.
I. Определение темы.
Каждая парта получает задание: собрать из отдельных частей картинку, на которой изображено растение.
-Если вы правильно соберете картинку, вы узнаете тему нашего урока.
-Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о частях растения.
II. Стадия вызова.
-Поработайте парами, рассмотрите собранную картинку и выделите части растения.
Дети работают, затем сообщают какие части растения они увидели. По ходу выступления детей заполняется кластер на доске.



части растения

корень листья стебель

цветок плод с семенами

Стадия осмысления.
Рассказ учителя о частях растения с использованием призентации «Части растений»/
-Давайте рассмотрим слайды - из каких частей состоит растение. На примере яблони и шиповника мы видим части растений: корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

- Зачем растениям нужны корни?
Корень нужен растениям для того чтобы впитывать влагу и брать питание из почвы, а также прочно удерживать растение в земле. Корни могут быть различными, но у большинства растений они растут вниз и в стороны. Например, корни у дуба и ели большие и разветвленные. Однако корни не просто « сидят» в почве, а помогают растению расти.
По мере роста корни утолщаются и накапливают в своем теле большое количество сахара и крахмала, необходимые для питания и роста растения.
У моркови, свеклы и репки эти питательные вещества запасаются прямо в корнеплодах (то что мы употребляем в пищу).

Лист является своеобразной визитной карточкой любого растения. Каждая разновидность растения имеет свою форму листа, поэтому по нему легко установить с какого растения он сорван.
В клетках листа находятся невидимые для глаза зернышки особого вещества – хлорофилла– которые превращают воду и углекислый газ в питательные вещества – сахар и крахмал, без которых растения не могли бы жить и расти. Чтобы производить хролофилл растению нужен свет.
Листья называют « фабрикой жизни», т.к. они выделяют кислород, который необходим для жизни.
У лиственных растений листья осенью опадают. Хвойные растения остаются вечно зеленые. Они тоже периодически сбрасывают хвоинки, только не сразу, а частями.
Есть листья хищники. Например – венерина мухоловка – уникально среди растений. Ее листья покрыты клейкими волосиками, а цветки очень душисто пахнут, привлекая насекомых. Когда бедняжки садятся на такие листочки, то листья загибаются и заворачивают свою жертву. Переварив ее, они разворачиваются и ждут новую жертву.


Стебель у растений различен. У деревьев стебель один, он высокий, прочный, покрытый корой ствол . У кустарников имеется несколько стеблей-стволиков. У травянистых растений стебель тонкий , мягкий , сочный. Стебли огурца, тыквы, арбуза стелются по земле. Стебли некоторых кактусов похожи на зеленые шары с колючками вместо листьев.

Цветы нужны растению , чтобы размножаться. Именно цветы образуют семена , необходимые для создания новых растений.
Цветок состоит из чашелистиков, лепестков, пестика и тычинок. Тычинки и пестик-это части необходимые для образования семян. Тычинка вырабатывает пыльцу, которая попадает на пестик. Этот процесс называется опылением.
Опыление бывает разным (внутри самого цветка, с помощью насекомых). В результате опыления в цветке образуются семена , которые падают в почву. Из них вырастают новые растения.

Форма и размеры плодов поражают своим разнообразием .Многие плоды созревая изменяют цвет, вкус, запахВ 1977году был выращен самый большой плод тыквы -233кг.

Фронтальный опрос.
- Что интересного, нового узнали?
- Какие части растения вы запомнили?

IV.Стадия рефлексии.

1.Исправление кластера.
- Рассмотрим кластер нужно ли что-то добавить или исправить?
2. Самостоятельная работа.
Закрепить и проверить изученный материал.
- Найдите и подпишите части данного растения. Какой части растения не хватает, дорисуйте эту часть.
3. Творческая работа.
- Напишите синквейн на тему «части растения»:
1-я строка – название
2-я строка –описание темы
3-я строка- действие
4-я строка-чувство
5-я строка –повторение сути

4. Проверка
Дети зачитывают самые удачные синквейны

Оценка своей работы.
- Что вы узнали?
- Какие части растений вы знаете?
- Какая работа вам понравилась, где встретились с трудностями?
15