Выступление на педсовете Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса (в деятельности педагога).


Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса (в деятельности педагога).
Новый стандарт ориентирует педагога, ОУ на развитие личности обучающегося на основе освоения им универсальных учебных действий, т.е. совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Цель образования сегодня: вместо передачи суммы знаний - развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности.
Изменились требования к современной личности, государству требуются грамотные, компетентные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения, мобильные, конкурентоспособные граждане. Это раньше человек, получив образование, освоив профессию, мог быть спокоен и уверен в том, что до пенсии будет работать по специальности. Сейчас все меняется. Информация обновляется со скоростью света, выпускнику важно не потеряться в этом обилии, бурном потоке постоянно меняющейся информации, быть готовым осваивать её, ориентироваться в ней.
Государством обозначены умения и качества, необходимые человеку в 21 веке, они связаны с умением самостоятельно принимать решения, развиваться, самосовершенствоваться.
Невозможно добиться результата, ничего не меняя в сложившейся системе. Сегодня важно сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться».
Меняется и характер педагогической деятельности.
«Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, методическими средствами и постоянное их совершенствование» обозначена как одна из основных компетенций педагога.
Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения, быть мобильным и коммуникабельным, готовым к новому, передовому.
Это и эрудиция, включающая глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития; гибкость в поведении, увлеченность и умение увлекать детей, открытость в общении, ценностные установки.
Учитель призван ненавязчиво осуществлять управление процессом обучения: мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся.
Добиться этого без применения современных личностно ориентированных образовательных технологий невозможно.
Что же значит «педагогическая технология»?
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Все они взаимодополняют друг друга и подводят к главному: педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
По результатам мониторинга педагоги нашей школы  чаще всего используют такие технологии, как проблемно-диалогическая технология, технология критического мышления, исследовательские и проектные технологии, игровая технология, обучение в сотрудничестве (групповая работа), кейс технология, а также  информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Каждый из педагогов использует две-три технологии, наиболее подходящие возрасту детей, изучаемому предмету.
Остановимся более подробно некоторых технологиях.
Проблемно-диалогическая технология
Эта технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Проблемно-диалогическое обучение означает, что на уроке «открытия»  новых знаний должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников учитель обязательно подтверждает и сравнивает с правилами, теоретическими положениями учебников. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения. Например, используют учителя нашей школы эту технологию на уроках русского языка (3 класс. Тема :"Непроизносимые согласные"), на уроках математики (2 класс, тема "Порядок действий") и др.
В результате использования технологии повышается познавательная активность: вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. При этом достигается подлинное понимание материала учениками.
Технология обучения как учебного исследования. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Чаще эта технология используется в старших классах. Но и в начальной школе элементы технологии применяются на уроках математики, русского языка при изучении новой темы. А больше всего при проведении опытов на уроках окружающего мира.
Проектная деятельность широко представлена в современных учебно-методических комплектах. Учителя школы активно используют эту технолологию на всех предметах. Дети создавали проекты на уроках литературного чтения. Например, создание книги загадок, пословиц, фразеологизмов. На уроках окружающего мира создание моделей, исследование на изучаемые темы. "Мир космоса", "Природа родного края", "Моя малая родина", "Подмосковные каменоломни", "История моей семьи","Животные и растения Красной книги". Творческие проекты "Школа будущего", "Пасхальный благовест","Под рождественской звездой". Эти проекты наши ученики представляли на различных муниципальных и городских конкурсах, становились призерами и победителями. На уроках математики и русского языка проекты и исследования на изучаемые темы "Числа вокруг нас", Математический справочник "Наш город", "Тайна имени". Уровень проекта зависит от возраста ребенка. Это может быть макет школы. Или научное исследование по заданной теме.
Специально для развития ума, умения думать в начальной школе применяется технология критического мышления. Что она собой представляет? Какая у неё цель?
Цель технологии критического мышления заключается в том, чтобы помочь развить мыслительные навыки учеников, которые им пригодятся не только в учебе, но и в жизни.
Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет развивать аналитические способности и память
Так, развиваются умения принимать взвешенные решения, анализировать различные аспекты явлений и процессов, работать с информацией. Если кратко, то технология критического мышления в школе позволяет реализовать комплексный подход в воспитании и обучении детей
Вот как применят эту технологию учитель 2 класса.
Тема: "Русские народные сказки": Описывают с помощью прилагательных: волшебная, бытовая. Выражение одним словом: сказка. Описывают действия, которые приходится делать: читаем, пересказываем, учим, запоминаем. Фраза, с помощью которой может быть выражено отношение ученика к теме: сказка ложь, да в ней намёк. Подбирают синоним: выдумка, фантазия.
Применение технологии критического мышления в 4 классе используется при изучении повествовательного текста. Учитель предлагает учащимся по названию текста определить, о чем будет вестись речь. Во время урока текст читается по частям. После каждого фрагмента ученикам необходимо предлагают высказать предположения о том, как будет развиваться сюжет в дальнейшем. Учитель при этом подбирает оптимальные места для остановки. Эта технология критического мышления в начальной школе способствует тому, что у учеников вырабатывается внимательное отношение к высказываниям других людей и возможность отказа от того, что предложил сам без различных препираний (если, к примеру, подобрана слабая аргументация).
Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Игровая деятельность используется учителями в следующих случаях:
для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета
в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово», «Соедини половинки слов».
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
На уроке литературного чтения проводится игра «Пословицы-перевёртыши»:
Учитель называет пословицу-перевёртыш, а дети должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
Товарищ спасается. А тебя бросает.(Сам погибай, а товарища выручай) . Трусость деревни избегает.(Смелость города берёт)
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении
Информационные технологии
ИКТ - широко используется в начальной школе. Это и электронные учебники, и слайды к урокам, и применение интерактивной доски, применение экрана с проектором для демонстрации заданий, наглядных пособий, интерактивных тренажеров. Использование интернет ресурсов и образовательных порталов (например Учи.ру)
Здоровьесберегающая технология
В начальной школе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка»,«Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. На уроках математики ученикам предлагаются задачи со здоровьесберегающим содержанием. На уроках литературного чтения дети читают сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. На уроках русского языка проводится массаж пальцев, подготовка их к письменной работе, пальчиковая гимнастика
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Эту технологию учителя стараются ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
Реализация системно-деятельностного подхода возможна и с помощью кейс-метода.
Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
Алгоритм работы с кейсом
Обучение при помощи кейс-технологии является сложным процессом, который не поддается полной алгоритмизации. В связи с этим предложенная ниже схема описывает только лишь те операции, которые «формально представимы».
Ознакомление с текстом кейса (ознакомление с текстом кейса может происходить на предыдущем уроке или же дома).
Организация обсуждения кейса (организация обсуждения кейса предполагает формулирование вопросов, акцентирование внимания учащихся на обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
Управление дискуссией (управление дискуссией предполагает активизацию тех учащихся, которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен; также необходимо поддержание эмоционального тонуса обсуждения и недопущение конфликтов).
Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений отдельных учащихся).
Подведение итогов дискуссии (анализ хода дискуссии и оценивание ее участников).
Кейс - метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл.
Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений.
Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в конце XX- начале XXI века. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения.
Сегодня метод кейс стадии активно используется как в высших учебных заведениях, так и в средней и начальной школе.
Метод CASE STUDY развивает следующие навыки: аналитические. практические, творческие, коммуникативные, социальные, навыки самоанализа.Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы - учебные результаты (предметные и метапредметные) и образовательные результаты (личностные результаты)
Можно определить принципиальные отличия кейс-метода от традиционных образовательных методик:
Данный метод ориентирован на принципиальное изменение характера образования, на замещение стиля «преподавание» стилем «обучение».
Эта особенность стимулирует поисковую активность участников.
Обращенность в будущее - ориентация не на изучение «чего-то», а на научение «чему-то».
Обучение на своих ошибках.
Задача преподавания отклоняется от классической схемы и переориентируется на получение не единственной, а многих истин при полной ориентации в их проблемном поле.
Результатом применения метода являются не только знания, но и компетенции, которые могут пригодиться независимо от избранной и полученной профессии.
При использовании кейс-метода преодолевается классический дефект традиционного обучения и воспитания, связанный с сухостью, отсутствием эмоциональности в изложении материала.
Акцент образования здесь перекосится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя.
В начальной школе этот метод чаще всего применятся на уроках окружающего мира. Например, во 2 классе при изучении темы «Грибы».
Безусловно, кейс-технологии отвечают государственному стандарту нового поколения, отличительной особенностью которого является компетентностно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Выстраивать индивидуальную траекторию на основе кейс-метода необходимо с начальной школы, это обеспечивает преемственность и дает высокие результаты в дальнейшем.
Обобщая вышеизложенное, можно резюмировать, что традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого; интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; а кейс - метод и другие современные технологии готовят мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него.