Статья «Кейс — стади, как условие эффективности образовательного процесса на уроках обществознания. «


Кейс – стади как условие эффективности образовательного процесса на уроках обществознания.
Касимова Гюзелия Шамильевна,
учитель МБОУ «Гимназия № 6»,
г. Глазов, Удмуртская Республика.
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования происходит поиск эффективных методов обучения. Для себя мы определили метод анализа конкретных учебных ситуаций или кейс-метод. Он интегрирует в себе технологии развивающего обучения, проектную технологию и технологию «создание успеха». Данный метод предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; выявление, отбор и решение проблем; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей.
Необходимость внедрения данного метода в практику преподавания курса обществознания считаем весьма актуальной, так как:
- во-первых, в процессе обучения следует ориентироваться не только на получение знаний и формирование практических навыков, но и способствовать развитию системы ценностей учащихся, устойчивых жизненных установок, реализующих приемы миропреобразования;
- во-вторых, современные требования к качеству выпускника: кроме реализации требований вышеуказанной тенденции, он должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться логичностью и эффективностью действий в условиях современного совершенствующегося мира.
Кроме того, как показала практика, метод кейс-стади предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых не имеет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые раскрывают полноту существующего положения, позволяют подросткам глубже ее рассмотреть. Задача обучения при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и свободное оперирование ими в проблемном поле.
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя. Отсюда, принципиальное отличие метода кейс-стади от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда ученик по сути дела равноправен с другими одноклассниками в процессе обсуждения проблемы. В кейс - заданиях преодолевается основной негатив классического обучения, связанный с «начетничеством», с не эмоциональностью изложения материала.
Использование метода кейс - стади позволяет нам повысить у учащихся познавательный интерес к изучаемой дисциплине, улучшить понимание учебного материала, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений.
Технология метода заключается в том, что по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить; при этом проблема представлена в скрытом виде. Учитель же выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
При применении кейсов на занятиях по обществознанию мы столкнулись с рядом проблем:
Кейсы невозможно сочинить, их создание требует особых навыков от педагога (практического опыта, серьезных исследований, владения особым стилем изложения).
Создание кейса требует больших временных затрат, в том числе по созданию большого методического обеспечения.
Некоторые ученики испытывают существенные трудности в анализе ситуации, ведению дискуссии, а неудачи в ходе аналитической работы снижают мотивацию.
В ходе практического применения данного метода мы сформулировали ряд методических рекомендаций по разработке кейса:
1. Определить цели, которые Вы хотите достичь с помощью этого метода и выбрать вид кейса, соответствующего цели и особенностям учащихся (возраст, жизненный и интеллектуальный опыт и др.).
2. Выбрать сюжет (про что), в котором будет «жить» проблема. Определить от чьего лица будет описываться ситуация. Кейс - это не просто история или зарисовка с натуры. В ней должно быть представлено многообразие связей, противоречивые точки зрения, побуждающие к постановке вопроса «А как бы поступили Вы?»; кейс должен лишь давать основу и импульс для исследования, но при беглом чтении заголовка ситуации или ее содержания невозможно предугадать результаты. Ситуация должна иметь вариативность решений. Кейс должен содержать контрасты и сравнения, а также аргументацию важности события.
3. Определить, какая информация Вам потребуется для составления кейса (газетные или журнальные статьи, личные наблюдения, фото - или видео-хроника событий, исторические справки, отзывы экспертов и др.) как Вы ее будет добывать?
4. При разработке кейса необходимо учесть специфику учебной дисциплины, место его использования в теме.
5. Продумать процедуру организации работы учеников с кейсом (план работы и временной регламент).
Например, для достижения эффективности обучения в своей работе я применяю следующие приемы, сочетая индивидуальную и групповую формы работы:
Заранее раздаю учащимся описание ситуации для знакомства, первичного анализа и выявления проблем.
Уточняем проблемы, определяем их иерархию.
Формулируем альтернативные решения.
Определяем положительные и отрицательные моменты каждого решения, даем оценку альтернатив и обосновываем выбор решения.
Разрабатываем план реализации решения.
Презентуем результаты работы.
Следует отметить, что данный метод не меньшее практическое действие имеет при подготовке учащихся к ЕГЭ: выполнение заданий уровня С нацелено не только на изложение обилия информации, но прежде всего на умение преподнести его логически грамотно, аргументированно, с обоснованием всех позитивных и негативных проявлений.
Результатом применения кейс-стади являются не только знания, но и навыки деятельности:
- выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их;
- очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем;
- кооперироваться в группы, вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий и убедительный ответ;
- оценивать поведение людей, уметь слушать, поддерживать дискуссию или аргументировать противоположное мнение и т.д.;
- несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
Представляем вам вариант учебного кейса по теме «Молодежь» и его обсуждение в 10 – А классе нашей гимназии.
Ситуация
Утром 18 февраля Щиголев Илья, ученик 11-а класса вышел из дома. Бабушки у подъезда с неудовольствием заявили, что он тунеядец, носит черную одежду, длинные волосы. Мальчик в ответ только ухмыльнулся. Вечером того же дня Илья, возвращаясь домой, громко пел песню. К подъезду подъехала патрульная машина.
Задание: проанализируйте описание ситуации; составьте письменные ответы на вопрос и обоснуйте их: связан ли приезд патрульной машины с поведением юноши?
Оценочный лист задания
Критерии оценки Регистрация действий
Соответствует (1 балл) Соответствует частично
(0,5 баллов) Не соответствует
(0 баллов)
1. Ответ содержит конкретизацию информации 2. Выводы обоснованы Количество баллов Шкала оценок:«Отлично» - 2 балла
«Хорошо» - 1,5 балла
«Удовлетворительно» - 1- 0,5 балла
При обсуждении данной ситуации в микрогруппах ученики проанализировали возможные варианты:
Приезд патрульной машины связан с поведением юноши.
Приезд патрульной машины не связан с его поведением.
Аргументы, которые были представлены по первому утверждению:
- нетрадиционный внешний вид свидетельствует о том, что Илья является представителем неформальной молодежной группы, члены которой сквернословят, курят, употребляют алкоголь в общественных местах, т. е. совершают противоправные действия;
- Илья с друзьями собираются по вечерам в подъезде, где мусорят и совершают вышеуказанные проступки, которые являются мелким хулиганством, влекущим административную ответственность с 16 лет; т. к. Илья одиннадцатиклассник, значит, он деликтоспособен;
- Илья – несовершеннолетний, значит, ему запрещено находиться в общественном месте без сопровождения взрослых лиц с 1 октября по 30 апреля с 22.00 до 6.00 часов согласно Закону УР № 59 – РЗ «О мерах по защите здоровья и развития детей в УР» от 18.10.2011г., который вступил в силу с 1 февраля 2012г.
- согласно закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г. после 23.00 запрещено нарушать тишину, а Илья громко пел;
- Илья причастен к совершению преступления.
Аргументы, которые были представлены по второму утверждению:
- так как Илья - учащийся школы, значит, он не может быть тунеядцем, следовательно, бабушки оклеветали ребенка, тем самым нарушили нормы Гражданского права;
- цвет носимой одежды и длина волос не регламентируется законом и относится к частному праву. Такой внешний вид подростка не означает, что он относится к неформальным молодежным объединениям. Даже если предположить подобное, то не обязательно Илья и его товарищи – асоциальны, так как в отношении «неформалов» выработался стереотип - устоявшееся, иногда неверное мнение (особенно у старшего поколения), что они негативной направленности. Это опровергает пример одной из молодежных групп нашего города: музыкальная группа «Hardcore - punk»;
- зимой, в частности, в феврале, темнеет рано, поэтому подросток мог находиться на улице без сопровождения взрослых до так называемого «комендантского часа»;
- по той же причине пение Ильи могло быть до указанного в законе времени;
- возможно, что Илье исполнилось 18 лет, значит, на не него не распространяются условия закона УР от 18.10.2011г.;
- можно предположить, что сотрудниками полиции проводилось плановое патрулирование территории или выполнялись другие должностные обязанности, не имеющие отношения к поведению Ильи.
При столь полярных ответах необходимо было найти оптимальное решение ситуации. В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя пришли к выводу, что лучше предотвращать ситуации, которые могут привести к конфликту. Среди ответов было высказано следующее:
- знать и соблюдать моральные и правовые нормы и последствия их нарушения;
- использовать формы поведения, досуга, полезные для духовного и физического самосовершенствования.
Таким образом, ученики в сотрудничестве с учителем реализовали цели, заложенные в кейс - стади.