ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И.А. Попенко
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Производственная практика как самостоятельная учебная дисциплина должна не только давать практические знания и формировать умения и навыки учащихся, но и развивать их деятельность. Поэтому руководители практики (преподаватель, инструктор) должны подкрепить информационную модель учебного процесса реальным практическим опытом выполнения учебно-производственных заданий, построенных в соответствии с нормативными законами. Научить учащихся действовать согласно законам рациональной организации труда и рационального выбора решения при выполнении комплексного учебно-производственного задания, не предоставляя им возможность опытным путем проверить целесообразность и преимущества возможных путей их реализации, нельзя. Поэтому с целью формирования и развития профессионально важных качеств, а, следовательно, ускорения процесса адаптации необходимо включать учащегося во все компоненты учебно-производственной деятельности: мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный, критериально-уровневый.
Мотивационно-целевой компонент формирования профессиональной компетентности выпускника как будущего специалиста определяется совокупностью побудительных сил самого учащегося, опредмеченных потребностей и намерений. Этот компонент предполагает формирование его профессиональной и социальной позиции. Причинами снижения мотивации является недостаточная сформированность знаний, умений и навыков, касающихся самообразования, саморазвития и отсутствия условий для самореализации. Создание производственной практики на основе полиуровневого комплексного средства – полигона, как обучающей среды и технологии организации его работы обеспечат учащихся условиями для профессионального самообразования, саморазвития и самореализации.
Мотивационный компонент – это активное состояние организма, побуждающее человека совершать действия, направленные на удовлетворение познавательных потребностей, стремление к постоянному творческому применению знаний.
Целеполагающий компонент формирования профессиональной компетентности будущего рабочего определяется его главенствующим мироощущением, мировосприятием, мировоззрением, совокупностью его личных взглядов, помыслов на общечеловеческие ценности. Поэтому, при разработке целей необходимо ориентироваться на профессиональную деятельность будущих специалистов. Определение целей может иметь вид получаемых знаний, умений и навыков, их развития до творческого уровня. Ориентация на профессиональную деятельность повышает уровень мотива цели. Для того чтобы у учащегося сформировать определенные профессиональные знания, умения и навыки, его (учащегося) надо включить в специально организованную, максимально приближенную к реальным условиям, учебно-производственную деятельность.
Содержательно-процессуальный компонент включает в себя профессиональную подготовку учащихся и предполагает систематизацию и использование ранее сформированных умений и навыков. Данный компонент обусловлен содержательной стороной деятельности – содержанием материала и соответствующей процессуальной стороной – организацией, формами, средствами.
К содержательной стороне данного компонента предъявляются методические и дидактические требования:
содержание должно способствовать формированию профессионально важных качеств личности;
содержание должно обладать высокой степенью информативности;
в содержании должна быть предусмотрена дифференциация материала.
Критериально-уровневый компонент дает возможность представить особенности деятельности педагога и учащегося в соответствии с особенностями образовательного материала, условий и уровнями самостоятельной производственной деятельности, разработать средства перехода с одного уровня деятельности на другой, обеспечив преемственность, и выявить условия, при которых возможен такой процесс.
На первом уровне учебно-производственной деятельности учащихся в условиях полиуровневого полигона производственной практики предметом развития познавательной деятельности является та область, которая ориентированна на информационно-знаковую деятельность (отработку исполнительских навыков, формирование и развитие профессионально важных качеств) и сосредоточена в соответствующем учебно-методическом комплексе. Деятельность учащегося на этом уровне мотивируется интересом к содержанию материала, интересом к процессу развития познавательной активности, проявлении познавательной активности и самостоятельности, как качеств личности. Деятельность педагога профессионального образования заключается в оптимальном обеспечении полиуровневого полигона средствами учебно-производственной деятельности и созданием условий при использовании соответствующих методов и приемов проведения занятия, обеспечивающих высокую познавательную активность учащихся. Распространенным приемом активизации самостоятельной учебно-производственной деятельности учащихся есть варьирование учебного материала, а также опережающее обучение. Существенное влияние на активизацию познавательной деятельности оказывает систематическая диагностика в ходе практического занятия.
Деятельность педагога на этом уровне – инструктивная. Связь обучения с практикой осуществляется через материал, который представляет не только формальную сторону содержания процесса производственной практики, но и материальную.
На втором уровне полиуровневого полигона, ориентированного на целево-результативную деятельность, преподаватель активно формирует способы умственной деятельности учащегося. Учащийся, овладевший такими способами деятельности, способен рационально использовать их в заданных учебно-производственных, а затем и в реальных производственных условиях. Деятельность учащегося на этом уровне мотивируется умением найти способ (способы) решения проблемного задания, удовлетворенностью его выполнения.
В процессе работы на этом уровне обучающиеся овладевают умениями логически мыслить, находить выход из проблемных ситуаций, принимать решение и реализовать его практически, анализировать полученный результат. В процессе выполнения задания в зависимости от ситуации возможно смена алгоритма решения.
Учащийся, освоивший этот уровень учебно-производственной деятельности, умеет мотивировать ее, осуществлять целеполагание, самостоятельно выбирать и обосновывать предмет деятельности, средства, метод, анализировать полученный результат.
Третий уровень полигонной практики ориентирован на духовно-практическую деятельность учащихся. Предметом совместной деятельности педагога и учащегося являются способы использования соответствующих знаний и умений в технике с целью самостоятельного решения проблем конструирования, изобретения, рационализации, то есть проявление творчества. Творческий характер деятельности преподавателя и обучаемого предполагает, прежде всего, формирование таких профессионально важных качеств личности учащегося как креативность, самостоятельность, инициативность и т.д.
В то же время решение проблем конструирования не значит, что каждый учащийся, используя определенные предписания и инструкции, научится творчески решать технические задачи. Необходимо научить будущих рабочих применять методы и приемы, способствующие эффективному поиску рационального решения.
Каждый уровень может содержать в себе элементы творческого характера деятельности. Но на этом уровне творческий процесс практически становится предметом деятельности учащихся.
Таким образом, включение учащегося во все компоненты учебно-производственной деятельности: мотивационно-целевой, определяющий потребности и цели профессиональной и социально-психологической адаптации и предполагает наличие мотивации как устойчивой потребности к постоянному повышению уровня деятельности; содержательно-процессуальный, включающий в себя профессиональную подготовку учащихся и предполагающий систематизацию и использование ранее сформированных умений, навыков и профессионально важных качеств; критериально-уровневый, определяющий содержание и критерии трех уровней развития деятельности от информационно-знаковой до целево-результативной и духовно-практической, обеспечивающие взаимодействие всех компонентов учебно-производственной деятельности, обуславливает формирование компетентности, что обеспечивает ускорение процесса адаптации выпускника к реальным производственным условиям и его профессиональный рост.
Для реализации выявленных компонентов необходимо разработать и использовать задания, дифференцированные по уровням учебно-производственной деятельности как одно из условий оптимизации производственной практики. Такие задания позволяют быстрее осваивать профессиональную деятельность применительно к конкретным ситуациям, что весьма существенно для нашего исследования. Нами выделены три типа учебно-производственных заданий: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, творческие.
13PAGE 15


13PAGE 14515




@ Заголовок 1Ў: 15т@ Основной текстX Основной текст с отступомj Основной текст с отступом 2l Основной текст с отступом 3B Нижний колонтитул, Номер страницы
Алексей.C:\Мои документы\ИГОРЬ\КД\Статьи\Статья~17.docИгорь.C:\Мои документы\ИГОРЬ\КД\Статьи\Статья~17.docИгорьBC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Статья~17.asdИгорьBC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Статья~17.asdИгорьBC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Статья~17.asdИгорьBC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Статья~17.asd1.C:\Мои документы\ИГОРЬ\КД\Статьи\Статья~17.doc
·
·
·p
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanCourier New