Методические рекомендации Как организовать этап Подведение итогов занятия?


Как организовать этап «Подведение итогов занятия»?
Наталья Владимировна Терешковец,
методист МБОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
района Талнах г. Норильска
В условиях модернизации образования большое внимание уделяется развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию, а одним из ведущих принципов становится принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, понимает, зачем он это делает, если каждое его действие является осознанным. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее направленность на саморазвитие. Чем более оно развито, тем более человек способен стать субъектом своей деятельности.
Целенаправленная работа по формированию и развитию рефлексивных умений и навыков детей должна осуществляться педагогом на протяжении всего занятия, а этап «Подведение итогов» должен быть ярким завершающим аккордом этой работы. Какой бы ни была структура занятия в зависимости от выбранного типа, в каждой из них есть этап «Подведение итогов».
Народная мудрость гласит: «Не верь началу, а верь концу», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Не дорого начало, а похвален конец». И действительно, начатое дело надо закончить, а вот начатое занятие необходимо методически грамотно завершить.
Как правильно организовать работу на этапе «Подведение итогов»?
Что необходимо учесть на данном этапе?
Каково должно быть его содержание?
Какие использовать приемы?
Прежде чем, дать ответы на эти вопросы, давайте разберемся, а зачем надо подводить итоги? (ответы педагогов).
Согласно технологии организации времени, подведение итогов является важным условием успешной деятельности. Как один из инструментов тайм-мендежмента, подведение итогов используется, во-первых, для оценки проделанной работы, во-вторых, для выявления «проблемных» зон, в-третьих, для дальнейшего успешного планирования деятельности.
Дидактические задачи этапа «Подведение итогов» заключаются в том, чтобы соотнести полученный результат с намеченной целью занятия и дать оценку успешности ее достижения, проанализировать деятельность субъектов, определяя положительные и отрицательные моменты, наметить перспективу деятельности на следующие занятия.
Какие требования предъявляются к этому этапу?
На этап «Подведение итогов» обычно отводится немного времени: 5-7 минут. В связи с этим необходим тщательный отбор методов и приемов, способствующих активизации детей и оптимизации этого этапа.
Педагог должен стремиться дать адекватную оценку занятия и добиваться адекватной самооценки обучающихся. Объективно подвести итог проделанной работы позволяет сравнение цели и задач, поставленных в начале занятия, с полученным результатом.
Необходимо добиваться осознания обучающимися значимости полученных результатов и готовности использовать их для достижения образовательных целей.
Одним из основных процессов данного этапа является оценивание. Здесь дается общая оценка занятия, и каждый субъект оценивает меру своего личного продвижения к цели – проводится самооценка. Затем на основании данной оценки и самооценки формулируются общие выводы и выстраиваются перспективы дальнейшей работы.
Содержание этапа «Подведение итогов занятия» составляют 3 основных блока: оценка занятия, самооценка, общие выводы.
Итак, оценка занятия. Педагог совместно с детьми подводит итог. Рассматриваются вопросы: Достигнута ли цель занятия? Что этому способствовало? Что нового узнали ребята? Какими умениями и навыками овладели? Над чем еще стоит поработать? Педагог оценивает деятельность детей и поощряет за проделанную работу. Может оцениваться степень усвоения материала, работоспособность, психологическое состояние, результативность, содержание и полезность работы.
Работа учащихся должна оцениваться с разных позиций, важно обращать внимание на такие параметры, как:
уровень самостоятельности;
знание фактического материала и уровень его усвоения;
отношение к учебному труду, к новому материалу;
объективная направленность на саморазвитие;
наличие познавательного интереса;
характер отношений с другими учащимися;
воспитательная и развивающая подвижка личности.
Задача педагога при оценке деятельности ребенка - рассказать ему, какие его действия привели к хорошему результату, а какие нет. Это позволяет ребенку понять, какую он совершил ошибку и как ему действовать в дальнейшем. Часто детям даются оценки, которые не содержат никакой информации о результатах их работы и приложенных усилиях (Даша - молодец! Саша - плохо! Валя – умница! Вы все - молодцы!). Данные эпитеты констатируют факт, но не оценивают. Необходимо продолжить фразу, оценив действие: «Даша – молодец! Правильно направила ткань, и получился ровный шов». «Саша опоздал на занятие, поэтому не успел выполнить работу», «Вы все сегодня молодцы, потому что помогали друг другу добиться результата» и т.д. Необходимо оценивать действие, а не личность. Недопустимы выражения: «Растяпа!», «Неумеха» и т.д. Нельзя противопоставлять одного ребенка всей группе!Оценивайте без сравнений!
Не стоит забывать, что для ребенка очень значима положительная оценка педагога. Она позволяет повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета, выстроить траекторию деятельности. Результатом оценочной деятельности должно стать самоутверждение детей в успешности.
Следующий блок – самооценка. Субъект занятия (педагог или ребенок) анализирует свою деятельность и свои действия. Это необходимо для оценки собственной деятельности, её последующей корректировки, планирования дальнейших шагов самосовершенствования. Задача педагога в этом случае заключается в мобилизации детей на самооценку. Этому будут способствовать следующие вопросы: Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему? А что не удалось? Почему? Похвали себя за достигнутые успехи. Все ли тебе было понятно? Спроси о том, что ты не понял. Как ты работал на занятии? Что тебе помогало? Что мешало? Чему ты научился? Чего ты достиг? Какие трудности ты преодолел? Кто тебе оказывал помощь? Кому ты признателен за поддержку? С каким настроением ты уходишь с занятия? Почему? Что тебя удивило? Что порадовало?
Существует много эффективных приемов, направленных на развитие самооценочной деятельности. Так, приемы «Закончи предложение…», «Заполни оценочный лист», «Отметь верное утверждение» и т.д. позволяют детям оценить свою степень усвоения материала, задуматься, над чем еще стоит поработать. Приемы «Цвет настроения», «График», «Поезд» позволяют ребенку проследить, как менялось его настроение в течение занятия. Приемы «Комплимент», «Выбор» помогают ребенку осознать степень участия других в его достижениях.
Прием «Волшебные линеечки», описанные Галиной Анатольевной Цукерман (доктором психологических наук), являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. Сначала педагог задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Педагог и дети договариваются, например, что на линеечке «шов» отметка (крестик) ставится вверху, если работа сделана аккуратно: ровно, без отклонений, узелков, лишних ниточек. Внизу крестик ставится, если строчка «пляшет», много узелков, ниточек. После того, как определен каждый критерий, дети свою работу оценивают самостоятельно. После самооценки наступает очередь оценки педагога. Он ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение оценки ребенка с оценкой педагога (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать!». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки ребенком своей работы, педагог еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
При использовании тех или иных приемов, очень важно, чтобы учащиеся могли поделиться своими размышлениями, высказать свое собственное мнение о том,
какой опыт они приобрели;
проанализировать, как они его приобретали;
насколько эффективен был выбранный ими способ деятельности;
каковы причины неудач;
что следовало бы изменить, чтобы достичь лучшего результата;
кого следует поблагодарить за оказанную помощь.
Как правило, учащиеся проявляют желание рассказать и о чувствах, которые они испытывали во время занятия, хотят поделиться своими впечатлениями о занятии. В ходе такой работы у детей появляется новое понимание всего происходившего и обогащение себя. Педагогу важно внимательно выслушивать мнение каждого, фиксировать различные точки зрения и в случае необходимости корректировать правильность понимания.
Проделав работу по оценке занятия и самооценке детьми своей деятельности, педагог обобщает все сказанное и намечает перспективу на следующее занятие. Обычно используются словесные конструкции: «таким образом, мы пришли к следующим выводам»,«в конце нашего занятия я хочу отметить»и т.д.
Как вы думаете, какие ошибки допускаются в педагогической практике при подведении итогов?
1. Чаще всего наблюдается «скомканность» итогового этапа, причиной которому является нерациональное использование временного ресурса. Затянутый начальный этап занятия приводит к недостатку времени для качественного подведения итогов, а иногда и вовсе к его отсутствию.
2. Вторая распространенная ошибка - формальный подход к оцениванию. Подведение итогов сводится к фразам «Занятие мне понравилось или не понравилось» «Вы все молодцы!», которые свидетельствует о завершении работы, но не позволяют судить о степени достижения поставленной цели, не содержат анализа деятельности.
3. Третья распространенная ошибка заключается в том, что главным действующим лицом на данном этапе является педагог. Нередко дети не привлекаются для подведения итогов. Педагог проговаривает все за детей, а дети, даже если вопрос им задается, не имеют возможности на него ответить. Риторические вопросы при анализе не допустимы! Другое дело, когда педагог обобщает высказывания детей и дает правильную форму ответа, если были допущены ошибки.
Таким образом, при подготовке и написании конспекта педагогу необходимо тщательно продумывать содержание этапа «Подведение итогов», отбирать оптимальные методы и приемы. Роль этого этапа в создании развивающей среды и совершенствовании образовательной деятельности очевидна. Правильно организованная деятельность педагога в данный временной период позволяет не только грамотно завершить занятие и довести начатое дело до конца, проверить степень усвоения содержания занятия, но и способствует формированию в детях таких важных качеств как способность к саморазвитию и выстраиванию своей образовательной трактории, своего вектора развития. «Добрый конец всему делу венец» - гласит русская народная пословица.