Рабочая программа по геометрии 7 класс. Учеб. для 7 кл.Учебник 1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.


РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №__
от «____» _________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________ /Кузнецова Н.И./
«____» _________2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________/Ефимов П.И./
«____» _________2015 г.








Рабочая программа
Геометрия
(9 класс)
на 2015-2016 учебный год











Составитель программы:
учитель математики
Карпунина М.М.












г. Саранск 2015 г.




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы основного общего образования, с учетом основных идей и положений Программы развития и формирования универсальных учебных действий и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7–9 кл. / сост. Т. А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2013.
Настоящее положение разработано в соответствии с документами:
1. 1. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»;
2.Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом МО РФ №1312 от 09.04.2004г.
3. Примерные программы по учебным предметам (курсам), рекомендованные МО РФ и МО РМ; Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной.
4. Рекомендации МО РМ « О разработке и утверждении рабочих программ» №1718 от 12.04.2010г;
5. приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» от 16.08.2011г. №904;
6. письмо МО РМ «О соблюдении законодательства РФ об образовании в части разработки и утверждения образовательных программ общеобразовательных учреждений» №177от 16.01.2012г.
7. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Учебный план СОШ №5 на 2015-2016 учебный год.

Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.

Цели курса геометрии:
овладеть системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобрести опыт планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
освоить навыки и умения проведения доказательств, обоснования выбора решений;
приобрести умения ясного и точного изложения мыслей;
развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи курса геометрии:
ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается 7 классе, рассчитан на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе контрольные работы-5 часов.

Содержание программы носит локальный (созданный для данного образовательного учреждения) и индивидуальный (разработанный учителем ) характер. При проведении уроков используются разнообразные формы организации учебной деятельности (беседы, работы в группах, практикумы, игровые моменты, деловые игры и другие).

Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Глава
·. Начальные геометрические сведения 11ч
Основная цель главы: Формирование навыков и умений по темам: Аксиоматическое построение науки. Основные понятия, аксиомы. Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Глава 2. Треугольники -18 часов.
Основная цель главы: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью признаков; ввести новый класс задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Формирование навыков и умений по темам:
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Решение задач на доказательство равенства треугольников. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Построение треугольника, равного данному, деление отрезка, построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла.
Построение перпендикуляра к прямой. Доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Глава 3. Параллельные прямые -12часов.
Основная цель главы: ввести понятие параллельных прямых и дать представление об аксиомах.
Формирование навыков и умений по темам:
Определение параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Практические способы построения параллельных прямых Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Виды углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.
Применение теорем и признаков в решении задач
Сумма углов треугольника, внешний угол, виды треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Теоремы о равенстве прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение и обобщение - 8 часов по вопрсам:
Признаки равенства треугольников, признаки и свойства параллельных прямых, соотношения между сторонами и углами треугольника, терема о сумме углов треугольника, задачи на построение.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольников - 18 часов.



















Учебно – тематический план


содержание учебного материала
Кол-во часов

В том числе




Кол-во уроков
с\р
к\р

1.
Начальные геометрические сведения
11
9
2
1

2.
Треугольники
18
14
3
1

3.
Параллельные прямые
13
10
2
1

4.
Соотношения между сторонами и углами треугольников
20
15
3
2

5.
Повторение
6
4
1
1


Итого:
68
52
11
5






Календарно - тематический план в 7В классе

№ п\п
Наименование темы
Коли-чество часов
Вид занятий
Вид с\р
Дата

















Урок - лекция











Комбинированный урок
Урок - закреплений
Урок – решения задач
Урок – самостоятельной работы
Урок – контрольной работы.



Планируемая
Фактическая







Глава
·.
Начальные геометрические сведения
11ч










1
Прямая и отрезок.


1








2
Луч и угол.


1




об



3
Сравнение отрезков и углов




1






4
Измерение отрезков




1






5
Измерение отрезков




1






6
Измерение углов





1





7
Смежные и вертикальные углы


1








8
Перпендикулярные прямые


1


1





9
Решение задач, подготовка к к/р



1







10
Контрольная работа
№ 1 по теме:
«Начальные геометрические сведения»






1




11
Работа над ошибками




1






Глава
·
·.
Треугольники

18ч










12
Треугольник. Виды треугольников.


1




об



13
Первый признак равенства треугольников

1









14
Решение задач по теме: «Первый признак равенства треугольников»




1






15
Медианы , высоты и биссектрисы треугольника




1






16
Свойства равнобедренного треугольника

1









17
Решение задач по теме: Свойства равнобедренного треугольника




1






18
Второй признак равенства треугольников

1









19
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников




1






20
Третий признак равенства треугольников



1







21
Решение задач на применение признаков равенства треугольников




1


Пр



22
Окружность


1








23
Примеры задач на построение

1









24
Решение задач на построение




1
1





25
Решение задач на применение признаков равенства треугольника




1






26
Решение задач




1






27
Решение задач. Подготовка к к/р.



1



пр





28
Контрольная работа
№ 2 по теме: «Треугольники. Признаки равенства»






1




29
Работа над ошибками











Глава
·
·
·
Параллельные прямые
13 ч










30
Признаки параллельности двух прямых

1









31
Признаки параллельности двух прямых




1






32
Практические способы построения параллельных прямых


1








33
Решение задач на признаки параллельности прямых




1






34
Аксиома параллельных прямых

1









35
Свойства параллельных семей


1








36
Свойства параллельных прямых



1







37
Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1









38
Решение задач по теме «Параллельные прямые»




1






39
Решение задач





1





40
Подготовка к контрольной работе



1







41
Контрольная работа № 3






1




42
Работа над ошибками



1







Глава IV.
Соотношения
между сторонами и углами треугольников
20ч










43
Сумма углов треугольника


1








44
Сумма углов треугольника. Решение задач




1






45
Соотношения между сторонами и углами треугольника

1









46
Соотношения между сторонами и углами треугольника











47
Неравенство треугольника

1









48
Решение задач. Подготовка к к/р




1
1

пр



49
Контрольная работа №4






1




50
Работа над ошибками











51
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства


1








52
Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника




1
1

об



53
Признаки равенства прямоугольных треугольников

1









54
Прямоугольный треугольник. Решение задач




1






55
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1









56
Построение треугольника по трем элементам




1






57
Построение треугольника по трем элементам





1





58
Построение треугольника по трем элементам. Решение задач




1
1

пр



59
Решение задач на построение


1








60
Решение задач. Подготовка к к/р





1

пр



61
Контрольная работа № 5 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»



1



зач



62

Анализ контрольной работы












Повторение
6










63
Повторение темы «Начальные геометрические сведения»




1






64
Повторение темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»





1





65
Повторение темы «Параллельные прямые»




1






66
Итоговая контрольная работа






1




67
Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»




1






68
Повторение темы «Задачи на построение»




1







Всего
68ч


1










































Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Геометрия. 7 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
3. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7–9 кл. / сост. Т. А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2013.
4. Зив, Б. Г. Геометрия : дидактические материалы : 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2013.
5. Изучение геометрии в 7–9 классах : метод. рекомендации : кн. для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
6. Мищенко, Т. М. Геометрия : тематические тесты : 7 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. – М. : Просвещение, 2013.
Дополнительная литература для учителя:
7. Звавич, Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7–9 классы / Л. И. Звавич [и др.]. – М., 2001.
8. Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразоват. организаций / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – М. : Просвещение, 2014.
9. Кукарцева, Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7–9 классы / Г. И. Кукарцева. – М., 1999.
10. Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М., 1987.
11. Фарков, А. В. Диагностические контрольные работы по геометрии. 7 класс / А. В. Фарков. – М., 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
12. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике / М. Ю. Шуба. – М., 1997.
13. Энциклопедия для детей : в 15 т. Т. 11. Математика / под ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта+, 1998.
При работе можно использовать также статьи из научно-теоретического и методического журнала «Математика в школе», из еженедельного учебно-методического приложения к газете «Первое сентября» «Математика».
Мультимедийная поддержка уроков:
1. Авторские презентации.
2. Материалы фестиваля «Портфолио» и «Открытый урок»
3. Диск «Геометрия 7»
4. Интернет-ресурсы.
15