Беседа для родителей Руководство чтением детей в семье

Руководство внеклассным чтением детей в семье
Беседа для родителей

Неоспорима роль книги для обучения и воспитания подрастающего поколения. Вопрос о детском чтении – это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет большую роль в жизни ребят, гораздо больше, чем в чтении взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь, и влияет на дальнейшее развитие маленького человека. Из книг, которые дети читают, черпается определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения.
Однако, далеко не каждая книга и не всякое чтение оказывают положительное влияние на развитие ребенка. В детском возрасте все впечатления особенно остры и оставляют глубокий след на всю жизнь. Беспорядочное чтение с юных лет вредит умственному развитию человека. Плохая книга развивает плохой литературный вкус, плохие привычки, портит эстетически и нравственно. Недостатки языка произведения оказывают вредное влияние на речь детей. Поэтому их чтением необходимо вдумчиво и целенаправленно руководить.
Руководить чтением детей – значит прививать любовь к книге, интерес к чтению и потребность в нем, учить искусству вдумчивого чтения. Однако руководство чтением детей заключается не в опеке юного читателя, а в умении заинтересовать книгой, правильно направить мысли, вызываемые чтением.
Детская книга прочно вошла в быт каждой российской семьи. Детям – дошколятам родители покупают книги, читают их вслух, рассматривают иллюстрации. Поэтому, некоторые дети дошкольного возраста, часто общаясь с книгой, начинают сами овладевать чтением.
Родители должны уделять огромное внимание организации содержанию чтения детей младшего школьного возраста. А. С. Макаренко много и убедительно писал о силе воспитательного воздействия книги. Высоко поднимал вопрос о руководстве чтением детей в семье, о роли родителей, как руководителей чтения детей с самых малых лет. В лекциях для родителей он говорил о важности первого знакомства с книгой в семье, о чтении вслух. В качестве первого репертуара он рекомендовал сказки. "Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания", - писал он. Я думаю, что у ваших детей на книжной полке находится не один сборник сказок.
Большое значение необходимо придавать воспитанию у ребенка в семье культурной привычки и читать газету и журнал, которая затем может перерасти в потребность. Необходимо воспитывать вдумчивое, сознательное чтение у детей, бороться с бездумным "проглатыванием" книг. Необходимо интересоваться, какие темы нравятся вашему ребенку, время от времени подбирать ему интересную книгу по интересующей теме.
Руководить чтением – значит вести ребенка – читателя, помогать понимать прочитанное, учить ставить перед ним все новые и новые цели и задачи в чтении.
Большую роль в формировании читательского вкуса играет читательский дневник, который положено вести каждому ученику. В нем они выражаю свои мысли по поводу того или иного героя, пишут о том, что понравилось, высказывают свое отношение. Родители должны контролировать эту работу. Младшим школьникам вести такую работу самостоятельно трудно. Проследите за тем, правильно ли ваш ребенок написал фамилию автора, попросите его нарисовать картинку, изображающую интересный эпизод книги.
Что следует знать родителям о чтении детей?
Чтение школьника не должно быть ограничено учебником. Для развития ребенка необходимо чтение художественной, научно-популярной литературы, чтение газет и журналов.
Нужно создавать детям условия для чтения дома: не отрывать их от чтения, обеспечивать тишину.
Книги для чтения должны соответствовать возрасту детей. Не перегружайте их чтением.
Родителям следует руководить выбором книг для детей, но не допускать навязывания книг, грубого, назойливого контроля за пониманием прочитанного.
Следить за соблюдением основных правил гигиены чтения:
Не читать лежа, во время еды
Правильно держать книгу
Не читать в сумерки, при ярком свете
Бережно обращаться с книгой, выполнять правила библиотеки.
6. Чтение не должно нарушать режим дня школьника. Необходимо,
чтобы ребенок бывал на воздухе, не переутомлялся чтением.
7. Родители должны стремиться создать для своего ребенка
неплохую домашнюю библиотеку.


15