Статья библиотекаря М.СтельмахКак увлечь детей чтением


Как увлечь учащихся чтением. Или о том, как современная действительность может помочь библиотекарю приобщить школьника к книге
В наше время активных и деловых людей овладение искусством общения, искусством слова, культурой устного и письменного языка есть необходимостью для каждого человека, независимо от того, каким видом деятельности он занимается. Человек, который владеет навыками и умениями компетентного читателя, который умеет правильно говорить. Чувствует себя уверенно в разных ситуациях. Все это важно для достижения успеха в любом деле. Поэтому воспитание читателя – необходимое условие воспитания эрудированной. Интеллектуально и духовно развитой личности. Перед нами, библиотекарями, стоит задача- использовать богатый духовный потенциал украинской и мировой литературы для формирования внимательного читателя с хорошо развитыми творческими, умственными и познавательными способностями.
Читатель 21 века – качественно новый тип читателя. Изменились познавательные и читательские интересы детей, источники получения информации. Одной из основных тенденций детского чтения стало доминирование « программного» чтения над чтением для «души» , для интереса. Современные дети не стремятся прочитать произведение целиком, а читают в сокращенном варианте. Критическую литературу по программе, внеклассное чтение родители считают необязательными, не заставляют читать детей летом, ходить в библиотеку, ведь «дитя» и так страдает от перегруженной программы. Однако, когда ребенок подрастает,
оказывается, что взаимопонимания между детьми и родителями нет, ведь отсутствует духовная однородность, которую дает литература.
Ребенок не перестает читать – просто его чтение становится другим, а именно: более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным.
Школьная библиотека приближена к ребенку более, чем какая- либо другая. Школьную библиотеку не обойдет ни один ученик и учитель школы. Благодаря своей приближенности к детям, постоянному контакту с учителями и родителями библиотекарь имеет возможность наблюдать за ребенком в разных сферах школьной жизни( в библиотеке, на уроке, с друзьями на перемене, на массовом мероприятии). Участие школьного библиотекаря в жизни школы, подготовке праздников, совместных уроков с учителями дает большие возможности для приобщения детей к чтению и привития им культуры работы с книгою. Воспитание компетентного читателя- важная особенность школьной библиотеки. Говоря о влиянии на детское чтение, следует отметить, что именно обьединение жизненного пространства и учебного процесса школы делает деятельность библиотеки особенно важной.
Поскольку личность в значительной мере формируется в детские и школьные годы, то запросы, навыки и интересы взрослого , в основном, зависят от его отношения к книге в детстве. Итак, если мы хотим, чтобы завтрашний бизнесмен, деятель, депутат увлекался книгой и чтением, имел разносторонние интересы, то сегодня мы должны уделять внимание детям, их отношению к книге и библиотеке.
Роль книги и чтения в жизни человека и общества, природа читательского интереса, аспекты , влияющие на его развитие и угасание-эти и другие сопутствующие им вопросы постоянно находятся в поле зрения многих библиотекарей.
Великий А. Эйнштейн однажды сказал, что если бы мы могли удержать фокус нашего интереса в
течение трех минут, мы были бы гениями, способными решить любую проблему. И если говорить о
явлении интереса с точки зрения квантовой физики, то можно узнать , что интерес представляет собой приливы и отливы фокуса, внимания , страсти или любопытства. Интерес имеет волнообразную структуру. Для читательского интереса также характерны свои «приливы» и «отливы». И вопрос о том, от чего они зависят , находится в поле зрения ученых и общественности.
Очевидно, сегодня особо следует обратить внимание на роль социума для развития читательского
интереса. Вспомним ситуацию, связанную с выходом на телеэкраны в 2003 году художественного
фильма Владимира Бортко «Идиот» по одноименному роману Ф.М. Достоевского, и, как следствие
этого, повышенный интерес в обществе к литературному произведению, определенный ажиотаж на
книжных рынках в связи с желанием многих приобрести текст романа. Например, посетители киевского
книжного рынка «Петровка» в то время были свидетелями умиляющих и вызывающих улыбку плакатов;
«Внимание! Новинка! В продаже «Идиот»!» Это яркий пример того, как качественный продукт культуры с помощью такого массового информационного канала, как телевидение , нашел свой путь к сознанию общества и смог повлиять на его читательские вкусы и интересы
Учитывая современную общественную ситуацию, можно констатировать , что сегодня возрастает роль библиотекаря , способного стать определенным мотиватором в чтении учащихся, своеобразным популяризатором отдельно взятого произведения и чтения в целом. Но для того , чтобы библиотекарь стал таким мотиватором чтения учащихся, ему необходимо хорошо ориентироваться в современном мире и регулярно отслеживать то, что создает наше общество для формирования «приливов» читательского интереса. Таким образом, то, что на первый взгляд, отвлекает учащихся от книги, оттесняет от чтения(масс-медиа, компьютерные технологии и другое), необходимо сделать союзником библиотекаря в создании мотивации в чтении.
Уже первая попытка такого союза между мной, школьным библиотекарем. и телевидением оказалась очень результативной. Перед празднованием Дня Победы по телевидению активно шла реклама художественного фильма «Брестская крепость». За несколько дней до обьявленного показа фильма , я провела классные часы , на которых презентовала фильм «Брестская крепость», заинтересовала будущих читателей наиболее яркими отрывками из фильма, представила «Выставку одной книги» Б .Васильева «В списках не значился», а также провела интерактивные беседы «Загляните в семейный альбом». Результат проведенной работы возникновение и развитие интереса к книгам военной тематики.
Чтение – это деятельность , которая является по сути активным поиском истины , истины, которая не ждет читателя в готовом виде, а зависит от его умения анализировать , обобщать, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, оценивать поступки людей( в частности литературных персонажей), подтверждать свои мысли фактами .На самом деле мы учим детей не читать, наше настоящее задание – научить их понимать то, что они читают. Хочу привести пример удачного опыта в подобной работе.
Знакомила пятиклассников с книгой В .Катаева «Сын полка». Предложила просмотреть фрагменты из одноименного фильма, а походу просмотра мы с детьми проводили обсуждение увиденного. Мой вопрос «Почему разведчики не хотели отправлять Ваню Солнцева в тыл, несмотря на то, что на передовой ему грозила опасность?» вызвал дискуссию, класс активно размышлял , у девочек появились слезы на глазах , анализировал увиденное и искал ответ .В результате был сделан вывод , что намного легче было бы ответить , если прочитать книгу, ведь в этом случае твоим собеседником, наставником является человек с богатым жизненным опытом – автор.
Особая роль сегодня , как известно, принадлежит визуальному восприятию, которое, пропагандируя что-то, действует на наше сознание и подсознание. Использование медиа технологий способствует воспитанию у детей эстетичного вкуса. Благодаря их применению я имею возможность вводить своих читателей во многогранный и прекрасный мир искусства. С помощью мультимедийных средств дети получают информацию об изобразительном искусстве, просматривают фрагменты киношедевров.
В читальном зале с семиклассниками изучаем историю возникновения и развития изобразительного искусства «История живописи»
Внимание учащихся обращаю на то, как много в окружающем нас мире связано с книгой и чтением. И предлагаю задуматься, почему это происходит.
Так, знакомлю читателей с архитектурными памятниками книге в различных городах мира и предлагаю найти ответ на вопрос , поставленный выше.