Инновационный проект применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха


Отчет о реализации и внедрении инновационного проекта :«Использование ИКТ на уроках биологии
для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся сПрирода одарила их…     превосходными качествами, которые дают им право на живейшее содействие с нашей стороны.
В.И. ФлериАктуальность и описание
Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы
Представление и защита продукта проектной деятельности происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала для уроков биологии. Этот факт является социально значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в копилке наглядных материалов? Данная форма представления результатов имеет целый ряд преимуществ. Мультимедиа-презентация означает использование в информационных целях широкого спектра средств передачи информации – текста, изображения, видео, анимации.
Учебный проект «Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха»позволит учащимся совершенствовать знания умения и навыки в области биологии, экологии ;приобрести опыт работы с различными источниками информации для того, чтобы решить проблему, достичь поставленной цели, найти ответы на вопросы.
Цель работы:
Повышение качества обучения за счет новизны деятельности,
интереса к работе с компьютером
Задачи работы:
Изучить научную литературу по данной проблеме.
2.Сделать занятия более наглядными и интересными.
3. Сделать общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Довести до учащихся поток информации.
Развитие зрительной памяти.
4. Развитие речи.
Этапы реализации проекта
Название этапа Содержание работ Время исполнения
Подготовительный · Определение подтем исследования;
· Выделение предполагаемых направлений работ;
· Составление графика наблюдений;
· Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта. 11 а б класс
январь
начальный · Предварительное знакомство с методами наблюдения;
· Определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»);
· Выдвижение гипотез и способов их решения;
· Обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений, и т.д.);
· Распределение работы между участниками группового проекта;
· Начало работы по сбору информации. 11а б класс
февраль
основной · Продолжение работы по сбору информации;
· Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;
составление схемы исследования.
· Систематизация и анализ полученных данных;
· Обсуждение способов оформления конечных результатов;
Подведение итогов, оформление результатов 11а б класс
Март -май
заключительный · Представление результатов выполненных проектов (доклад, модель, схема, график и т.п.)
· Презентация проекта
· Рефлексия
· Внесение коррективов в работу и оформление отчётов. 11 а б класс
май
Ход работы:
В нашей школе мы используем новые информационные технологии: мультимедийного образования, образовательные порталы, материалы интернет конференций, проводим мультимедиа уроки, применяем анимационные модели в обучении. В старших классах на уроках биологии я применяю метод учебного проекта для раскрытия творческого потенциала школьников, их индивидуальности, развития речи, социальной адаптации. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Учащиеся, в работе над проектом:
определяют актуальную проблему, над которой они или индивидуально, или в группе работают, выявляют проблемы в различных областях знаний;
ставят задачи, составляют план работы, тем самым ищут пути решения проблемы, определяют объект исследования;
выдвигают гипотезы, ставят эксперименты с природными объектами, систематизируют и обобщают полученные данные, делают анализ информации, полученной из разных источников;
подводят итоги, а учитель на данном этапе должен помочь ребятам выработать умение аргументировать выводы, обрабатывать данные эксперимента, оформлять результаты и, конечно же, работать вместе, сотрудничая;
подготовка защиты проекта, с помощью компьютера, мультимедийного оборудования.
презентация проекта, цель которого – представить результат своей деятельности, , способы ее решения, а это позволит развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации, социальной адаптации.
Подготовительный .Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
На этапе выполнения проекта в соответствии с поставленными задачами у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы. Очень интересным по форме и содержанию оказался проект учащихся 11а класса(гр.3) «Развитие и смена биогеоценозов».
«Рациональное использование природы и ее охрана» тема 2 гр.
Сейчас очень актуальной является тема сохранения здоровья подрастающего поколения. Учащиеся 11а класса (1гр) самостоятельно выполнили проект «Спасибо, не курю», в котором они раскрыли проблемы, связанные с курением школьников, и разработали необходимые рекомендации по сохранению своего здоровья.
459486068903852099310365125(Приложение 1)


Группы
Учащихся
11а б классов Ф.и. учащегося Определение подтем .Проблемные вопросы Учебные вопросы Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта.
1. 1.Астанин Константин
2.Годунов Алексей
3.Оганесян Агун«Спасибо, не курю» При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя.Как называется этот газ? - четкость поставленной цели и задачи, - полнота освещения (раскрытия) выбранной темы; - использование источников (знание предмета исследования); - анализ полученных данных и выводы по ним; - качество оформления работы; самостоятельность при выполнении исследований и работы в целом.
2 1.Гришаев Илья.
2.Дохов Адам
3.Лукашова Анастасия «Рациональное использование природы и ее охрана» 3 1.Овчинников Дмитрий
2.Яценко Иван «Развитие и смена биогеоценозов» Самый первый этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран.
Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. На данном этапе реализации проекта я оказывала определенную помощь ученикам в подборе источников информации, по возможности предоставляя литературу, сайты в Интернете, видеоматериал; помощь в составлении плана работы над выполнением проекта. Учащиеся включившись в работу, самостоятельно распределяют роли, назначают ответственных за определенный вид деятельности: одни – подбирают теоретический материал, другие – перерабатывают его, анализируют, применяют к конкретной теме проекта, третьи – выполняют исследовательскую часть работы.
В 11 а и 11б классах учащимися выполнены коллективные информационно-реферативные проекты по учебным разделам «Основы экологии». Перед изучением раздела, за 1-1,5 месяца, были предложены темы работ в пределах раздела, возможность выбора темы и группы по выполнению проекта. Учащиеся класса самостоятельно разбились на 3 групп по 2-3 человек, и приступили к подготовке проекта. Результатом каждой группы являлся образовательный продукт в виде творческой работы и презентации, выполненной на компьютере.
В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, в зависимости от целей и задач урока. Учащиеся отрабатывали практические навыки создания собственных мультимедийных презентаций, умение сканировать изображения, готовить слайды, использовать эффекты анимации и многое другое. Весь подготовленный материал был представлен на уроках в форме защиты проектов.
(Приложение 2)

При подведении итогов работы у ребят формируются умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, работать в сотрудничестве.
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. 
Использование мною информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
(таблица качества знаний .Приложение 3)
Предвижу возможные возражения и скажу сразу. ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи,  должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам. 

ГБС(К)ОУ школа-интернат г.Армавира
Утверждаю
зам. директора по УР _______________ Е.А.Аганесьян.
«______»______________ 2013г.
Методическая разработка
проекта по дисциплине «Биология» на тему: «Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха»
Учитель биологии
Пугина Т.А.
Рассмотрена на заседании МО МЦ
Протокол №_3_от 15.02.2014 г.
Председатель _Пугина Т.А.
г.Армавир
2013—2014 уч. год
Паспорт проектной работы.
Название проекта: «Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха».
Руководитель проекта:Пугина Татьяна Александровна, преподаватель биологии ГБС(К)ОУ школы-интерната г.Армавира.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:биология.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: информатика, экология, литература.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: учащиеся 11-х классов
Состав проектной группы: ученики 11а и 11б классов.
Тип проекта: информационный, межпредметный, групповой, среднесрочный (4 месяца).
Цель проекта: Повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Задачи проекта: Изучить научную литературу по данной проблеме.
Сделать занятия более наглядными и интересными.
Сделать общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Довести до учащихся поток информации.
Развитие зрительной памяти.
Развитие речи.
Вопросы проекта:
Необходимое оборудование: персональный компьютер, видеопроектор.
Аннотация проекта:
Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы
Представление и защита продукта проектной деятельности происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала для уроков биологии. Этот факт является социально значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в копилке наглядных материалов? Данная форма представления результатов имеет целый ряд преимуществ. Мультимедиа-презентация означает использование в информационных целях широкого спектра средств передачи информации – текста, изображения, видео, анимации.
Учебный проект «Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха»позволит учащимся совершенствовать знания умения и навыки в области биологии, экологии ;приобрести опыт работы с различными источниками информации для того, чтобы решить проблему, достичь поставленной цели, найти ответы на вопросы.
Предполагаемые продукты проекта: электронная презентация ,
Проблемные вопросы:
Кто придумал математику?
Великие математики – кто они?
Великие математики, что они сделали?
Влияет ли математика на развитие технического прогресса?
Какие предметы больше всего связаны с математикой?
Этапы работы над среднесрочным проектом:
Подготовительный (ноябрь 2013 г.)
Цель: познакомить учащихся с тематикой проекта, сформировать группы по предложенным темам.
Содержание этапа: рассмотрение проблемы проекта с помощью вводной презентации преподавателя, выявление уровня заинтересованности темой проекта, определение тем по сформированным группам.
Разработка теоретической части проекта (ноябрь-декабрь 2013г.)
Цель: исследование по выбранным темам.
Содержание этапа: изучение соответствующей литературы, изучение образовательных ресурсов Интернета по данной проблеме (http://www.greatmath.net/), подбор материала.
Разработка презентации проекта (декабрь 2013 г.)
Цель: создание презентаций по темам средствами редактора презентаций, создание альбома.
Содержание этапа: изучение возможностей программы, создание и оформление презентаций, подготовка альбома.
Представление проекта (декабрь 2013г.)
Цель: подведение итогов творческой работы.
Содержание этапа: выступление на Неделе математики, подведение итогов работы, оценка результатов проектной деятельности учащихся, рефлексия.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе: руководитель группы; ученики, отвечающие за поиск информации; ученики, отвечающие за компьютерную обработку информации; ученики, оформляющие альбом(художники); ученик, представляющий проект.
«СПАСИБО, НЕ КУРЮ!»
Цель : профилактика вредных привычек уподростков, уберечь от заболеваний  сердца и лёгких; разбудить в сознании детей интерес к сохранению своего  здоровья.
«СПАСИБО, НЕ КУРЮ!»
Цель: профилактика вредных привычек уподростков, уберечь от заболеваний  сердца и лёгких; разбудить в сознании детейинтерес к сохранению своего  здоровья.
Вводная часть.
Эта часть начинается с того, что учащиеся втетрадях или на заранее приготовленных карточках отвечают письменно на вопросы. 
№ вопроса. Ответ в начале урока. Ответ в конце урока.
1 2 3
     
 
Вопросы:
1.     При курении человек вдыхаеттот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя.Как называется этот газ? Угарный газ.
2.     Сколько известныхканцерогенных веществ, которые вызывают заболевания раком, содержатся в среднемв одной сигарете? 4? 8? 12?или 15?
3.     Какой орган наряду с лёгкими больше всегострадает от последствий курения? Сердце.
4.     Если человек выкуриваетпачку сигарет в день на протяжении года, как вы думаете, сколько табачной смолыоседает в его лёгких? 200гр? 500гр? Или около литра?
5. Верноили нет, что курение вызывает сильное привыкание? Да, верно.
6.    Что означает понятие «пассивное курение». Пассивным курением страдают окружающиекурящих люди.
Примечание: если ученик не смог ответить навопрос, он ставит ----- . В ходе урокаобязательно должен прозвучать правильный ответ.
  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.     Табак проник из Америки встраны Европы и Азии. Вопреки строгому запрету Христофора Колумба, некоторые изего моряков тайно завезли в Европу листья и семена табака.
В начале табак был объявлен лечебной травой. Этоспособствовало его быстрому распространению. Посол Португалии Жан Нико в 1559году преподнёс французской королеве Екатерине средство от головной боли. Этобыли … листья табака. Именем Жана Нико названо одно из составляющих веществтабачного дыма НИКО - НИКОТИН.
2.     При сгорании листьев табакаобразуется дым, который содержит много разных
веществ. Вот некоторые из них:
а) никотин
Этовещество имеет сложное строение. Нам гораздо важнее знать его вредноевоздействие на человека. Никотин воздействует:
*на нервнуюсистему, как яд;
*вызываетсильное привыкание;
*сужаеткровеносные сосуды.
Вопрос:как вы думаете, если кровеносные сосуды сужаются, то как это сказывается наработе сердца? Хорошо ли нашему сердцу от такого сужения?
 Нет, конечно. Работа сердцезатрудняется, наряду с лёгкими больше всего от последствия курения страдает сердце. Сердце,которым мы любим Родину, маму. «От всего сердца» - говорим мы, когда кого-то поздравляем. Такпусть же оно  будет здоровым и не будет страдать от вредныхпривычек человека.
  б)табачная смола
Онаобразуется при сгорании листьев табака и содержит такие вещества, которые вызывают заболеваниераком. Если человек выкуривает в день пачку сигарет, то в его лёгких оседаетоколо литра этой табачной смолы. В одной сигарете содержится в среднем около 15канцерогенных веществ.
  в)угарный газ
Этотгаз опасен тем, что пожирает эритроциты – красные кровяные клетки. Эритроцитыпереносят кислород по всем клеткам нашего организма. Угарный газ занимает место кислорода и наносит непоправимый урон нашему организму, то есть клеткистрадают. В первую очередь страдают самые нежные и капризные клетки нервнойсистемы. У курящего человека ухудшается память, наступает бессонница и часто болит голова.
 3.Путешествие табачного дыма подыхательным путям
 Табачнаясмола оседает в лёгких и вызывает их загрязнение. В лёгких есть клетки  чистильщики так называемые «макрофаги». Но сбольшим количеством грязи  им не справится.
Добрый совет: берегите здоровье!