РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования» (по отраслям)



ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ НО «КБЛК»)












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»

по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования» (по отраслям)

















р.п. Красные Баки
2015 год

СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины ........................................................................................

стр.


3

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины


6

3. условия реализации учебной дисциплины

14


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


16

























1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования» (по отраслям) и соответствующих общих и профессиональных компетенций.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная программа дисциплины «Информатика» является естественнонаучной, входит в математический и общий естественнонаучный цикл, формирует базовые знания для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения модуля:
В соответствии с ФГОС по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования» (по отраслям) и требованиями ЕН.02. к результатам освоения дисциплины «Информатика», с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
1.4. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций (ОК) обучающихся:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 3.1. Организовывать работу персонала по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
































2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
52

в том числе:


лабораторные работы
32

практические занятия





Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26

в том числе:


выполнение рефератов
8

подготовка сообщений
6

работа над проектами
12




Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 ИНФОРМАТИКА
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Содержание учебного материала:
2



Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. Области применения персональных компьютеров.
2
1,2

Раздел 1.
Программное обеспечение вычислительной техники, базовые системные программные продукты
20


Тема 1.1.
«Операционная система Windows»
Содержание учебного материала:
13



Программный принцип управления компьютером. Операционная система: Назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров.
Операционная система Windows, основные функции, базовые элементы графической оболочки, работа с окнами, файловая система
4
2


Практическое занятие:
Проведение инструктажа по ТБ. Работа в графической оболочке ОС Windows, работа с файловой системой в программах «Мой компьютер» и «Проводник». Установка программного продукта.
Одновременная работа с несколькими приложениями (например, калькулятором и текстовым редактором типа WordPad).
Файловые менеджеры. Программы-архиваторы. Пакеты утилит для Windows. Назначение и возможности. Порядок работы.
6



Самостоятельная работа обучающихся:
1. Изучить базовые элементы ОС Windows: рабочий стол, панель задач, пиктограмма, ярлык, каталог, файл, стандартные программы, панель управления, работу в программах «Мой компьютер» и «Проводник».
2. Изучить основные операции выполняемые с каталогами и файлами.
3. Инсталляция программ.
4


Тема 1.2. «Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации»
Содержание учебного материала:
6



1. Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль права доступа. Архивирование информации как средство защиты. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы
2
2


Практическое занятие:
Осуществить защиту данных каким-либо из способов; провести тестирование компьютера на наличие компьютерных вирусов.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить способы защиты информации; способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними.
2


Раздел 2.
Пакеты прикладных программ
48


Тема 2.1.
«Текстовый процессор MS Word»
Содержание учебного материала
11



Текстовый процессор Word. Создание текстового документа. Правила создания и форматирования таблиц текстового документа, создание сложных документов через таблицу.
2
2


Практическое занятие:
Создание текстового документа, шрифтовое оформление. Форматирование абзацев текста. Создание и форматирование таблиц в текстовом документе. Создание сложных документов через таблицу.
Работа с графическими объектами и редактором формул. Создание текста многоуровневыми списками, колончатый текст, автооглавление.
4



Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить режимы работы в программе и меню команд, команды создания и сохранения текстового документа, выбора шаблона страницы и их сочетания в одном документе,
Отработать приёмы редактирования и форматирования текстовых документов, оформление абзацев, работу со шрифтами.
Выполнить письменную практическую работу.
Изучить команды по созданию, форматированию и редактированию таблиц.
Изучить приёмы создания сложных документов, преобразования теста в таблицу и таблицы в текст.
Изучить приёмы создания многоуровневых списков и колончатого текста, с переходами к разному количеству колонок на одной странице.
Выучить команды работы с графическими объектами, редактором формул, автооглавлением, гиперссылками в текстовом документе.
5


Тема 2.2.
«Электронная таблица MS Excel»
Содержание учебного материала
12



Электронная таблица Excel. Основные понятия ЭТ: ячейка, адрес ячейки, строки, столбцы, ссылки, типы данных. Формулы и функции ЭТ. Мастер диаграмм. Автоматическая обработка данных.
2
2


Практическое занятие:
Создание электронных таблиц, форматирование, выполнение вычислительных расчётов по формулам, использование маркеров курсора выделения и копирования данных. Использование абсолютных, относительных и смешанных ссылок формул для выполнения вычислительных расчётов с копированием формул по строкам и столбцам.
Выполнение вычислительных расчётов с помощью мастера функций и построение диаграмм для данных таблиц. Выполнение расчётов с помощью логических функций и построение диаграмм для данных таблиц.
Автоматизированная обработка списочных данных: сортировка, примечания, фильтрация, группировка.
6



Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить основные режимы работы программы, маркеры курсора, типы данных, меню команд, способы форматирования и редактирования таблиц и данных.
Изучить использование абсолютных, относительных и смешанных ссылок формул для выполнения вычислительных расчётов с копированием формул по строкам и столбцам.
Изучить способы формирования формул и функций для выполнения вычислительных расчётов.
Изучить способы использования и формирования логических функций. Выполнить практическую письменную работу по решению задач.
Изучить способы создания и редактирования диаграмм для табличных данных.
Выучить команды по автоматизированной обработке данных.
4



Тема 2.3.
«База данных MS Access»

Содержание учебного материала

15



Система управления базами данных Access. Объекты базы данных. Создание таблиц, поля и записи, ключевые поля, типы данных, свойства данных, межтабличные связи.
Назначение, свойства, режимы создания: форм, запросов и отчетов.
4
2


Практическое занятие:
Создание базы данных из одной и нескольких таблиц, установка межтабличных связей, защита базы данных паролем. Заполнение таблиц базы данных с помощью форм.
Использование запросов для отбора данных по установленным критериям.
Создание отчётов и разработка отчётных форм документов.
6



Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить режимы создания таблиц, присвоение типа данных.
Изучить способы установки межтабличных связей.
Выполнить письменную практическую работу по определению типа данных, ключевого поля и связи таблиц.
Выучить режимы создания форм.
Выучить режимы создания запросов, изучить способы формирования условий отбора. Выучить режимы создания отчётов.
5


Тема 2.4
«Электронная презентация MS Power Point».
Содержание учебного материала
10



Презентационная графика Power Point. Создание электронных презентаций разных структур слайдов, настройка анимации и смены слайдов, управляющие кнопки и гиперссылки.
2
2


Практическое занятие:
Создание презентации разных структур слайдов, настройка анимации и смены слайдов, использование управляющих кнопок и гиперссылок для перехода по слайдам.
4



Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить основные команды по созданию электронной презентации. Изучить способы настройки смены слайдов и анимации информации, перехода между слайдами.
Создать электронную презентацию по предложенной тематике и выступление с ней на внеклассном мероприятии или занятии по выбранному предмету.
4


Раздел 3.
Компьютерные вычислительные сети и сетевые технологии обработки информации
8


Тема 3.1.
«Информационно-поисковые системы»
Содержание учебного материала
8



Классификация вычислительных сетей, сетевые технологии.
Структура сети Internet. Назначение протоколов.
1
1


Контрольная работа
1
2


Практические занятия:
1. Работа в сети Internet. On-line тестирование. Работа с типовой профессиональной информационно-поисковой системой или ее демоверсией
2. Информационные ресурсы. Поиск информации. Правила и порядок использования информации для решения задач профессиональной деятельности; поиск необходимой информации в типовой информационно-поисковой системе. Интернет как единая система ресурсов: WWW, электронная почта.
4



Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить типы каналов связи и режимы передачи данных, основные аппаратные устройства компьютерных сетей. Выучить типы и топологические структуры локальных вычислительных сетей.
Выучить основные протоколы ресурсов сети Интернет. Изучить работу сети Интернет в режимах Online (www) и Offline(e-mail).
Выполнить поиск заданной информации в типовой информационно-поисковой системе.
2


Всего:
78


3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета: парты, классная доска, компьютеры соединённые локальной сетью, ноутбук с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиапроектор, экран, электронные презентации и видеоматериал по изучаемым темам, программное обеспечение ОС Windows и пакет Microsoft Office, программы мультимедиа.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Михеева Е.В.. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. – 384 с.
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 816 с.
Колмыкова Е.А. , Кумскова И.А. Информатика. М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. – 416 с.
Михеева Е.В.. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 256 с.
Дополнительные источники:
Жукова Е.Л., Бурда Е.Г. Информатика. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», Академцентр, 2009г. – 272 с.
Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В.. Информатика. М.: ИД «Форум», 2008 г. – 336 с.
Фуфаев Э.В., Фуфаева Л. И.. Пакеты прикладных программ. М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. – 352 с.

Отечественные журналы:
«Информатика и образование»
.
Интернет – ресурсы:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс].  Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный.  Загл. с экрана.
Российская национальная библиотека [Электронный ресурс].  Режим доступа: http:// nlr.ru/lawcenter, свободный.  Загл. с экрана.
Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс].  Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный.  Загл. с экрана.














4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тестирования и контрольных работ.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:
- использовать изученные прикладные программные средства.



ОК 1-9, ПК 2.3, 2.4, 3.1,3.3,3.4

Выполнение и оценка результатов практических занятий
Оценка работы с программными продуктами
Решение вариантных задач и упражнений.


Знания:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.






ОК 1-9, ПК 2.3, 2.4, 3.1,3.3,3.4

Проверка и оценка самостоятельных работ и конспектов по темам.
Оценка работы с программными продуктами.
Оценка результатов тестирования.
Оценка устных и письменных индивидуальных ответов обучаемых












13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 115