Урок ОРКСЭ на тему Защита Отечества


Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
Асбестовское автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Методическая разработка урока
по теме «Защита Отечества»
Составила: Берсенева Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
г. Асбест
Тема урока: Защита Отечества.
Цель урока: создание условий для формирования информационной и коммуникативной компетенций как социально значимых.
Задачи:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оборудование: мультимедийная установка, диск с презентацией урока.
Место проведения: учебный кабинет.
Ход урока:
Организационный момент.
Минутка релаксакции: слушание музыки леса (голоса птиц – соловей)
Учитель: Что вам сейчас представилось? (ответы детей)
Это все можно назвать одним словом – Родина.
Задание: подберите к слову «родина» синонимы (ответы детей).
Слайд 1. Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.
«Мозговой штурм»
Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданием)
(Приложение №1)
Учитель: составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.
Проверка выполнения задания. Определение темы, на которую подобраны пословицы.
Учитель: предположите: как звучит тема сегодняшнего урока.
(Ответы учащихся)
Объявление темы и цели урока.
Учитель: Тема урока «Защита Отечества».
Слайд 2. Конституция Российской Федерации Статьей 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу. Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями, вы тоже за свои достижения в учебном труде достойны наград, каждый - кто проявит на уроке особое старание и отличные знания, получит «Звезду Успеха» (Приложение 2).
Задание: прочтите эпиграф нашего урока и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.
Эпиграф на доске:
«И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;» (А.С.Пушкин)
(ответы детей)
Учитель: На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой.
Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас!
Запишите тему урока в тетрадь.
(Запись в тетради: Защита Отечества.)Повторение.
Работа в группах. (Приложение3)
Учитель: вам предстоит работа в группах.
Следует вспомнить уроки окружающего мира в начальной школе на которых вы изучали историю нашей Родины.
Учащиеся получают задания и выполняют работу в группах.
Высказывания детей по заданиям.
Учитель: Уроки окружающего мира были для вас как окошки, через которые вы заглядывали в Историю своей Родины, знакомились с событиями далеких и не очень далеких времен. Сегодня это путешествие продолжается.
Работа по теме урока.
Введение в тему.
Слайд 3. (Звучит мелодия песни О.Газманова «Москва»).
Учитель: Прочтите слова из песни Олега Газманова «Москва», мы продолжаем читать летопись времен.
Рассказ учителя.
«Наши предки-славяне своими нравами производили выгодное впечатление; и в них нет зложелательства, ни коварства, - говорил один византийский писатель, - они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кроткости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».
Древние историки хвалят славян за гостеприимство к чужакам. Даже с пленниками они обращались мягко и человечно.
На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни. (На доску учитель вывешивает табличку со словом «Богатыри»)
Слайд 4.
Задание: Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри»!
Слайд 5 (ответы детей, награждается ученик, назвавший правильно всех богатырей «Звездой Успеха»)
(Учащиеся записывают в тетрадь имена богатырей)
Беседа по вопросам:
От кого богатыри защищали Русь? Кто, по вашему мнению, мог быть врагом русской земли? (ответы учащихся)
Знаете ли вы других русских богатырей? (ответы учащихся)
Как рассказы, о подвигах богатырей сохранились до наших дней? (ответы детей)
О них можно прочитать в древних летописях, только в старину их не рассказывали, а пели с помощью музыкального древнего инструмента. Кто знает его название? (ответы детей).
Спеть о богатырях вам хочет «сказитель»
(Ученик в костюме древнего сказителя с гуслями поет о богатыре – Святогоре).
Что у ласкова, сударь, князя Владимира
А и было пированье почестный пир,
Было столование, почестный стол.
Много на пиру было князей
И русских могучих богатырей…
Выезжал ли Святогор гулять во чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырской помериться,
А сам чует в себе силу он великую,
Чует - живчиком по жилкам разливается.
Грузно с силы Святогору, как от бремени.
И промолвил Святогор - свет, похваляючись:
«По моей ли да по силе богатырскоейКаб державу мне найти, всю землю поднял бы».
С тех слов увидел Святогор прохожего,
Сдалека в степи идет прохожий с сумочкой,
И поехал Святогор к тому прохожему.
Едет рысью, все прохожий идет передом,
Во всю прыть не может он догнать прохожего.
Закричал тут Святогор да громким голосом:
«Гой, прохожий человек, пожди немножечко,
Не могу догнать тебя я на добром коне».
Сдалека прохожий Святогора слушался.
Становился, с плеч на землю бросал сумочку.
Наезжает Святогор на эту сумочку,
Своей плеточкой он сумочку пощупывал.
Как урослая, та сумочка не тронется.
Святогор с коня перстом ее потрогивал,
Не сворохнется та сумка, не шевельнется,
Святогор с коня хватал рукой, потягивал,
Как урослая, та сумка не поднимется.
Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку,
Он приладился, взялся руками обеими,
Во всю силу богатырскую принатужился,
От натуги по белу лицу ала кровь пошла,
А поднял суму то земли только на волос,
По колена ж сам он в мать сыру землю увяз.
Взговорит ли Святогор тут громким голосом:
«Ты скажи мне, прохожий, правду истинну,
А и что, скажи ты, в сумочке накладено?»
Взговорит ему прохожий да на те слова:
«Тяга в сумочке от матери сырой земли».
Взговорит тут Святогор да ко прохожему:
«А ты сам кто есть, как звать тебя по имени?»
Взговорит ему прохожий ли на те слова:
«Я Микула есмь, мужик я Селянинович,
Я: Микула,- меня любит мать сыра земля».
Слайд 6.
О ком вы узнали, из этой песни? (ответы детей)
О других богатырях прочтите на слайде. Слайд 7.
Имена каких богатырей запомнили? (ответы детей).
((Учащиеся записывают в тетрадь имена богатырей)Учитель: предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знаете ли вы русских богатырей?»
Вопросы викторины:
Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святогор)
Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)
Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)
Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)
Слайд 8 (Игру ведет ученик в костюме древнего старца и награждает «Звездой Успеха» лучшего игрока).
Учитель: Молодцы! Читайте былины, русские народные сказки, исторические книги и вы еще больше узнаете и полюбите свою Отчизну.
А жили ли богатыри на самом деле, как вы считаете? (ответы детей);
Об этом мы тоже узнали из древних летописей.
Слайд 9. (Учащиеся читают текст сайда);
Подтвердилось ли ваше мнение? Что нового для себя узнали? (ответы детей).
Перед вашими глазами прошла галерея портретов древних защитников Отечества – земли русской, можете нарисовать дома иллюстрацию о богатырях или найти ее и наклеить в тетрадь. Возможно, вы найдете имена и других славных богатырей, сделайте в тетради запись и приготовьтесь рассказать о них на следующем уроке.
Слайд 10.
Физкультминутка ( музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Беседа об А.Невском.
Слайд 11.
Учитель: Посмотрите на эту картину, известен ли вам этот человек? (ответы детей).
Это Александр Невский. Об этой исторической личности мы сегодня уже говорили. Вспомните: за что князя Александра прозвали Невским? (ответы учащихся)
(Учитель вывешивает на доску табличку со словом «Полководцы»)
Рассказ об Александре Невском расскажет Витя.
(Ученик читает сообщение об А.Невском) Слайды 11, 12, 13,14.
Учитель: Запишите в тетрадь имя этого полководца.
Известно ли вам, что не всегда Александр Невский вставал перед врагом с оружием в руках?
(Учитель вывешивает табличку со словом «Миротворец»)
Подберите синонимы к слову «миротворец» (ответы детей).
За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых.
В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского. Слайд15.
Запишите в свои словари новое слово «лик», в этом случае оно означает «собрание».
Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины (слайд 16), рассмотрите картину известного художника Н.Рериха и скажите, какой сюжет из жизни князя изобразил он в своей картине (ответы детей).
В честь князя построено в России множество храмов, в Санкт-Петербурге его именем назван величественный монастырь – Александро-Невская лавра (слайд 17)
В Российском государстве учрежден орден Александра Невского, которым награждают лучших защитников нашей Родины (слайд18).
Работа по учебнику.
Как по – вашему, какие войны вел А.Невский – завоевательные или оборонительные? (ответы детей)
Сейчас мы будем работать с учебником и узнаем, какие войны оправданы с христианской точки зрения.
(чтение статьи учебника стр.89 - 90)
Беседа по – прочитанному:
Какая война считается справедливой?
Когда православный человек вправе взяться за оружие?
Расскажите о чем просил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского в 1380г., когда князь отправлялся на битву с войском хана. Слайд 19.
Почему святой Сергий дал благословление на битву?
О чем должен помнить воин даже на войне?
О том, как состоялась битва Дмитрия Донского с ханом Мамаем, вы сможете дома посмотреть слайд- фильм на диске. Запишите в тетрадь имя этого полководца, если вас заинтересовала эта историческая личность, вы можете приготовить о ней рассказ.
Кто знает фамилию русского полководца под командованием которого была разбита армия Наполеона? Слайд 20.
(За правильный ответ вручается «Звезда Успеха»)
Рассказ о Михаиле Илларионовиче Кутузове приготовила Милена. (Ученица читает сообщение о М.И.Кутузове. Приложение №5.)Учитель:
Как звали французского императора, напавшего на Россию?
Кто возглавил русские войска?
Как народ отблагодарил победителей в Отечественной войне 1812 года?
Беседа о защитниках Отечества, героях Великой Отечественной войны.
Учитель: вспомните, какую великую войну вел наш народ 65 лет назад. (Ответы учащихся) Слайд 21.
Чем закончилась эта война?
Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?
Кто участвовал, воевал на той войне?
Можно ли назвать их богатырями земли русской? Слайды 22, 23, 24, 25, 26, 27.
О героях Великой Отечественной войны я хочу начать рассказ, а продолжить его сможет по желанию каждый из вас, так как нет в России дома, семьи, в которой не помнят своего героя.
Слайды. Учитель: героями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стала вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская и ее брат Александр Космодемьянский, о их подвигах написала книгу их мать Любовь Тимофеевна (показ книги), рядовой Александр Матросов, который закрыл своей грудью дзот. Те неизвестные солдаты, которые повторили его подвиг. Генералы и маршалы, летчики, танкисты и пехотинцы, все кто не жалел жизни для своей Родины для жизни других поколений. (Ученики самостоятельно читают тексты слайдов).
Сегодня о своем прадедушке - участнике Великой Отечественной войны в стенгазете рассказала Даша и принесла показать настоящие боевые награды, которые хранятся в их семье. (Ученица показывает ордена и медали и кратко рассказывает о своем прадедушке). Слайд 28.
Учитель: предлагаю работу в группах.
1 группа: разработайте «Кодекс чести воина»;
2 группа: нарисуйте свой Орден Мужества. Каким вы его представляете.
3 группа: из предложенного списка имен и фамилий нужно выбрать только те, которые являются фамилиями великих русских полководцев, маршалов, генералов. (Приложение 4)
Выступают ответственные от групп. (За выполненные задания учащиеся поощряются)
Слайд 29. Учитель: перед вами Орден Мужества России. Этим Орденом награждают в нашей стране за самоотверженность и выполнение гражданского долга.
Самостоятельная работа.
Задание: подумай и напиши, как должен вести себя воин
с врагами Отечества?
с детьми врагов?
с пленными?
со стариками?
Обмен мнениями, обсуждение правильности выводов. Слайд 30.
Итог:
Учитель: подведем итоги нашего урока.
Какое настроение осталось у вас от урока? Покажите. (Дети показывают смайлики)
Кроссворд «Победа». Слайд 31.
Расставьте слова в кроссворде и прочтите главное слово для защитника Отечества и каждого из нас.
Молодцы! Спасибо всем за урок! Слайд 32.
Домашнее задание.
Учебник стр.88 – 91 читать, задания.
Индивидуальные задания: рассказы о защитниках Отечества, творческие проекты по теме урока.