Конспект урока ОРКСЭ Защита Отечества(4 класс)


Урок ОРКСЭ по теме "Защита Отечества"
Урок ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» для 4 класса общеобразовательных школ.Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира.
Задачи:
личностные
- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;
- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;
- познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
- помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;
- познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в паре;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
предметные
- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;
- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.
Познавательные УУД
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.
усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу на основании соотнесения того, что известно и того, что неизвестно;
умение планировать последовательность действий;
умение прогнозировать результат усвоения знаний
Коммуникативные УУД:
овладеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации
Личностные УУД:
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
формировать основы российской гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.
воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества.
прививать любовь к России, к её святым и героям.
Ключевые понятия: Родина, Отчизна, Россия, Патриотизм, справедливая война.
Средства наглядности: мультимедийная презентация, стихотворения по теме, пословицы, иллюстрации, карточки с заданиями.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в паре.
Ход урока
1.Орг. момент.
Приветствие.
(Создание положительного эмоционального настроя)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран(слайды с музыкальным сопровождением, картины Родины )
2. Актуализация знаний
Как назвать все что мы увидели одним словом? – Родина.
Работа со словарем. Подберите к слову «Родина» синонимы: (Россия, Отчизна, Отечество).
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Ожегов(слайд 1)
Понятие Родина тесно связано с понятием Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Ожегов.
Наш патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.
«Мозговой штурм
Проблемная ситуация
Прочтите эпиграф на доске :
«Ради кого хочешь жить,
Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий)
Предположите, какова тема нашего урока? ( ответы детей)
3.Объявление темы, целей, задач.
Тема: « Защита Отечества»
-Кто знает, как называется основной закон нашего государства?
- Конституция РФ Статьёй 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу.
Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями.
4. Работа по теме урока. Основной (информационно – аналитический)
Читает ученик:
Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков Ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало
И Преподобный Сергий в ней
- Ребята, вы догадались о каком же Сергии идет речь в этом стихотворении?
Узнать какую роль он сыграл в истории Руси нам поможет отрывок на стр.89 учебника.
1)Работа по учебнику с. 89 – 90 (чтение)
Какая ситуация сложилась на Руси в 1380 году?
Кто собрал полки для отпора врагу?
К кому Дмитрий Донской пошёл просить благословения?
Где жил этот святой?
Зачем как вы думаете, Сергий отпустил двух монахов: Ослябю и Пересвета (чтобы они помогли князю сражаться и молились за него.)
- Как вы думаете, почему Сергий уговаривал избежать кровопролития?
- Как вы считаете можно назвать эту войну оборонительной, а справедлива ли она была с христианской точки зрения? (ответы детей)
-Обратимся вновь к учебнику (с.89 - 2 абзац)
Опираясь на текст учебника составляем схему.
Схема на доске:

Учитель: Но даже на войне христианский воин должен оставаться справедливым.
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить законы справедливости на войне. Выполните предложенные задания: дополнить фразы….
Нельзя добивать….
Нельзя трогать… (животных, камни, безоружных)
Нельзя грабить…(м . с . . ых ж . . е . . й)
Если враг сдаётся или война закончена, к недавнему недругу надо отнестись уже просто как к…..( ловечеку)
Проверим, что у Вас получилось. Экран
У- Ребята, мы сформулировали Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны. (слайд 2)
Учитель:
- Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.
На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили. Уважали, шли за ними на бой, слагали песни, былины, легенды об их жизни. Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен в центре репродукции?
Легендарный богатырь, живший в 12 веке, Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в последствии стал монахом. Каких былинных героев вы еще знаете? (ответы детей).
- Среди князей особый почет и уважение заслужил Александр Невский . Какими подвигами он прославился вы узнаете из текста учебника
(работа по учебнику с.91 – 2 абзац).
-Что народ построил в знак уважения побед Александра Невского, как его чтит православная церковь?
- К лику святых православной церкви также были причислены Дмитрий Донской, живший в 14 веке, Федор Ушаков (19в.). Своими подвигами прославились Александр Суворов (18 в.), Михаил Кутузов (19 в.), Павел Нахимов (19в.)(показ по слайдам презентации)
5. Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
-Шли годы, но войны на русской земле вспыхивали регулярно. Об одной из войн, которая будет жить в памяти народа, вы узнаете из стихотворения Г. Рублёва
Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он - солдат моей державы-
Охраняет мир на всей земле!
Учитель:
-О какой войне идёт речь в этом стихотворении? (о ВОВ). В каком городе был установлен этот памятник?
-Как вы думаете, почему?
- В чём заключается его символический смысл?
- Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?
-Чем закончилась эта война?
-Какая эта была война: завоевательная или оборонительная для русского народа?
- Кто участвовал в этой войне?
-Можно ли назвать их защитниками, героями земли русской? (ответы детей). (Дети приходят к умозаключению о том, что в годы Великой Отечественной войны были тоже свои герои причем разных национальностей, но объединённые одной целью)
6.Краеведение.
Вспомним с вами ещё одного героя.
Этот человек родился 16 марта 1925 года в городе Орехово-Зуево в семье рабочего. Русский. Окончил в 1940 году 7 классов школы и поступил в ремесленное училище № 7 в городе Орехово-Зуево и там же работал мастером.В Красной Армии с января 1943 года. В действующей армии с октября 1943 года.
Наводчик миномёта 285-го миномётного полка 5-го гвардейского механизированного корпуса 5-й гвардейской танковой армии 2-го Украинского фронта сержант отличился в бою 15 декабря 1943 года в районе села Каменка (Черкасская область, Украина).Стрелковое подразделение попало под сильный огонь и залегло. Вместе с командиром подразделения отважный миномётчик бросился вперёд и увлёк бойцов в атаку. Когда до траншеи врага остались считанные шаги, навстречу атакующим выскочил немецкий офицер и бросил гранату. Увидев, что командиру грозит смертельная опасность, сержант бросился вперёд и накрыл гранату своим телом.Он погиб, но его подвиг решил исход боя. Командир повёл бойцов дальше. Очаг сопротивления гитлеровцев был ликвидирован.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, сержанту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.Награждён орденом Ленина.Похоронен на площади Героев в городе Знаменка Кировоградской области.
Именем Героя названы улицы в городах Знаменка и Орехово-Зуево. На месте подвига поставлен скульптурный памятник.
В городе Орехово-Зуево установлен бюст Героя и установлена мемориальная доска на улице, носящей его имя.
- Ребята, вы догадались о ком я вам рассказала? Виктор Иванович Галочкин
1) Какими качествами обладал этот человек? (мужеством, отвагой, дисциплинированностью, храбростью, решительностью и т. д.).
2)Совершая этот героический поступок, о ком он думал? (о своих товарищах, родителях, Родине).
Наша Родина во все времена славилась своими защитниками. Мы с вами живем сейчас, в очень сложное время, где много негативного, много зла, соблазнов. Но русский человек всегда был патриотом. И в нашей современной жизни есть место подвигу, причем наряду со взрослыми, его совершают и дети.
Мы с Вами знаем о ФОНДЕ « ГОРЯЩИЕ СЕРДЦА». Вспомните о них…
- Можно ли назвать этих ребят Защитниками Отечества? Почему?
7. Рефлексия:
В заключение я хочу сказать вам такие слова.
Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее
история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.
Ваши деды и отцы доверяют вам самое священное – Родину. Любите её.
Как любили ее защитники Отечества, о которых мы сегодня говорили!
Чтобы подвести итог нашего урока и проверить как вы усвоили материал, я предлагаю вам написать синквейн со словом «ЗАЩИТНИК»
ПРОВЕРКА.
Спасибо вам за урок!
За то, что вы были умными, активными, любознательным
Домашнее задание:
Подготовить сообщение о защитниках Отечества своего рода, семьи, с.88 - 91