Конспект урока ОРКСЭ по теме: Защита Отечества

Тема урока: «Защита Отечества»

Цель урока: 
- образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о житии святых-защитниках Отечества;
- развивающая: способствовать формированию аналитических, логических, хронологических, коммуникативных умений учащихся;
- воспитывающая: способствовать воспитанию чувства патриотизма учащихся на примере жизни православных героях-защитниках Отечества.
Задачи:
личностные
- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;
- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;
- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев: Сергия Радонежского,
Дмитрия Донского, Пересвета.
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в паре;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
предметные
- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;
- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.
Тип урока: открытие новых знаний
Новые понятия: Отечество, патриот
Оборудование: учебник «Основы светской этики», автор: А.В.Кураев, презентация.



Этап урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Планируемые
УУД

1
Организационный момент
(3 мин)
Ученики приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.
Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.
Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам видеоряд, который поможет ее определить.
Личностные УУД – умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и нормами.

2
Актуализация опорных знаний (опрос домашнего задания)
(10 мин)
1.Индивидуально выполняют задания по карточкам (работа с терминами): патриотизм, отечество государство, мораль, народ.
2. Опрос учащихся у доски по теме «Любовь и уважение к Отечеству»
1.Раздает карточки с заданиями, контролирует процесс выполнения заданий учащимися.
2.Слушает отвечающих у доски, задает наводящие вопросы.
Личностные УУД: формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: проявляет познавательную инициативу;
Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания.
Познавательные УУД: анализируют полученную информацию.

3
Изучение нового материала (10 мин)
1.Определение темы урока
2.Постановка целей и задач урока
Просмотр предложенной презентации.




1. Ответы учащихся:
а) На фотографиях воины Руси и солдаты России.
б) Бой воинов, войско перед боем, благословение перед сражением, преклонение перед знаменем.
в) Россия. Воины в разные эпохи Родины. Их объединяет защита нашей страны, российской территории.

2.«Защитники Отечества»
3. Постановка целей урока:
- Определить, что такое «справедливая война»
- Узнать имена святых защитниках Отечества.
Демонстрация фоторяда:–благословление Д.Донского перед битвой, войско Д.Донского,
поединок Пересвета с Челубеем, пограничники на службе, преклонение перед знаменем, пограничный столб.

1. Беседа по предложенному видеоряду:
а) Кто изображен на фотографиях?

б) Какой момент запечатлен на данных фото?


в) Что же объединяет все эти фотографии?




2. Сформулируйте тему урока.
3.Определите цели урока.
Коммуникативные УУД : ученики учатся отвечать на вопросы; учатся вести диалог; работать в парах
Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


3
Определение проблемы урока. (15 мин)
1. Учащиеся объясняют значение слова «защита» , подбирая однокоренные слова:
а) «защищать, щит, находиться «за щитом»

б) Щит - защитное снаряжение, пластина из дерева, твёрдого материала, железа, используемая для отражения холодного или стрелкового оружия.


в) Находиться за щитом - укрываться или защищаться от нанесения удара мечом, другим предметом.

2. За щитом мог быть Александр Невский, Дмитрий Донской и другие воины-защитники, которые оборонялись щитом и мечом.
3. Каждая пара учащихся получает по два вопроса, их читают и во время просмотра видеофрагмента находят ответы на свои вопросы. После просмотра рассуждают в паре над поставленными вопросами.

1) Сергий Радонежский объясняет Пересвету взять оружие и защитить страну от ига.



2) Пересвет ушел от Д.Донского и стал монахом, а князю Д.Донскому нужна помощь храбрых воинов. Пересвет не желал брать вновь оружие, но защитить Родину – долг православного человека.

3) Сергий Радонежский говорит о том, что надо взять в руки оружие и защитить своих близких.




4) Оружие – меч, нож, железо.

5) Сергий Радонежский повышает голос для того, чтобы Пересвет не сомневался, а как сильный и смелый воин, защищенный Богом и молитвами, должен пожертвовать собой ради спасения ближнего.

6) Для каждого православного очень важно защитить свой дом, своих родных и близких, свою честь, выполнить долг по Любви к Родине, не думая о том, что жизнь твоя на этом может и закончится.


4. Учащиеся читают разговор Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.








Ответ на вопрос:
Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому, чтобы он благословил его на битву с Ордой. Он попросил двух монахов - бывших воинов отпустить с ним на битву с Мамаем, т.к. понимал, что укрепленные духом воины на боле боя становятся еще сильнее.





5. Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма.
После просмотра дают ответ на вопрос:
1) Пересвет отказался от меча, т.к. знает, что «Не в мече сила, а в правде Божьей»

6. Учащиеся, обсудив и приняв решение, отвечают:

Защитник Отечества должен быть мужественным, справедливым, уважающим рядом находящихся людей, любящий свою Родину, дом, семью.
1. Что такое Родина мы с вами уже говорили – это Отчизна, Отечество.
Давайте разберем

а) смысл слова «защита»; подберем однокоренные слова:

б) Что такое «щит»?
Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит представляет собой плоскую или выгнутую поверхность, сделанную из булата.
в) Что значит «находиться за щитом»?




2. При масштабной, глобальной защите Отечества, кто мог быть за этим щитом?




3. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент: разговор двух героев. Один из них Сергий Радонежский.
(Фрагмент: разговор Сергия Радонежского и Пересвета)
Перед началом предлагаю вам прочитать вопросы, ответы на которые вы сможете узнать при внимательном просмотре видеофрагмента:
1) О чём Сергий Радонежский ведет разговор с Пересветом?
(Ответ: Сергий Радонежский говорит о защите родных от врагов, о том, что «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя», размышляет)
2) Перед каким выбором оказался Пересвет?
(Ответ: Пересвет ушел в монастырь в надежде больше никогда не брать в руки оружие, но понимает, что сражение будет тяжелое, т.к. князь Дмитрий Донской другого выхода уже не находит, и у него, у Пересвета, долг – защитить землю русскую)
3) О чем размышляет Сергий Радонежский?
(Ответ: дает напутствие Пересвету: когда враг угрожает тебе лично, ты можешь стерпеть, но если смерть угрожает нашим близким, то долг твой – в руки взять оружие и защитить.)
4) Какие синонимы к слову «оружие» вы услышали в этом фрагменте?
(Ответ: меч, железо, нож)
5) Почему меняется интонация Сергия Радонежского?
(Ответ: Его напутствие Пересвету перешло в призыв: Взять в руки оружие! Пересвет страдает и стоит на перепутье, а преподобный Сергий дает некий толчок, для этого голосом указывает, что надо защитить Родину, т.к. князь собирает лучших воинов, другого выхода больше нет.)
6) Как вы объясните слова Сергия Радонежского: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя»?
(Ответ: Любовь к Богу, любовь к близким помогает отдать свою жизнь за родных, друзей не задумываясь о своей собственной жизни.)

4. Перед боем Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому. У вас на столах текст разговора, который состоялся между С.Радонежским и Д.Донским. Двое ваших одноклассников покажут нам инсценировку данной встречи, а вы
подумайте, зачем Д.Донской приехал к преподобному Сергию Радонежскому?

Преподобный Сергий: Отдай Мамаю и злато и серебро, и по смирению твоему Бог не попустит им одолеть нас.
Великий Князь: Все это я уже сделал, отче. Да Мамай полки к Дону двинул!
Преподобный Сергий: Тогда ожидает гордеца гибель, а тебе, Князь, помощь, милость и слава от Господа.
Великий Князь: Дай мне из своего полка двух воинов: Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябя, и ты с нами, отче, вместе поборешься.
Преподобный Сергий: Иди, не бойся. Бог тебе поможет. (Наклоняется и шепчет на ухо) Победишь врагов твоих.

5. Конечно, мы сейчас с вами посмотрим следующий фрагмент: бой Пересвета и Челубея.

1) Почему Пересвет отказался от меча? Как объясняет Пересвет выбор оружия?
Ответ: «Не в мече сила, а в правде Божьей» Он знает, что Бог всегда поможет. А укрепленные духом воины на поле боя становятся еще сильнее.
Пересвет пошёл вопреки логике поединка  сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме. (Историческая версия: Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою.)
Сейчас мы с вами говорили о событиях далёкого прошлого, но и в нашем настоящем тоже есть герой, который отдал свою жизнь за Отечество и веру. Это Евгений Александрович Родионов, рядовой пограничник, попавший в плен к террористам, отказавшийся снять православный крест и принять чужую веру в обмен на свободу. За что он принял мученическую смерть и был канонизирован как новомученик. Эти события произошли всего 20 лет назад.
6. Сейчас мы с вами вернемся к моменту нашего урока, когда говорили о защите. Давайте выберем те слова, которые помогут понять, какой защитник нужен нашему Отечеству.
мужественный справедливый
злобный уважение
гордый жестокий
родина дом эгоист
любовь семья лень
Обоснуйте свои высказывания.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
владение монологической формой речи.
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные УУД:
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
















































Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы


4
Рефлексия
(5 мин)
Учащиеся определяют свое понимание темы, выбирают лист определенного цвета.
В конце урока предлагаю учащимся высказать свое понимание темы урока, мнение о своей работе на уроке:
Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиям справился самостоятельно»
Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»
Красный цвет – «Помогите! Мне требуется помощь!»
Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

5
Домашнее задание (1 мин)


Урок 11(уровень на 3), вопросы после параграфа 1,2, 3 (уровень на 4), вопросы после параграфа 1-5 (уровень на 5)


Материал для урока.

Вопросы к фрагменту мультфильма:
1) О чём Сергий Радонежский ведет разговор с Пересветом?
2) Перед каким выбором оказался Пересвет?
3) О чем размышляет Сергий Радонежский?
4) Какие синонимы к слову «оружие» вы услышали в этом фрагменте?
5) Почему меняется интонация Сергия Радонежского?
6) Как вы объясните слова Сергия Радонежского: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя»?
Вопросы к фрагменту мультфильма:
1) О чём Сергий Радонежский ведет разговор с Пересветом?
2) Перед каким выбором оказался Пересвет?
3) О чем размышляет Сергий Радонежский?
4) Какие синонимы к слову «оружие» вы услышали в этом фрагменте?
5) Почему меняется интонация Сергия Радонежского?
6) Как вы объясните слова Сергия Радонежского: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя»?


Разговор Сергия Радонежского и Дмитрия Донского

Преподобный Сергий: Отдай Мамаю и злато и серебро, и по смирению твоему Бог не попустит им одолеть нас.
Великий Князь: Все это я уже сделал, отче. Да Мамай полки к Дону двинул!
Преподобный Сергий: Тогда ожидает гордеца гибель, а тебе, Князь, помощь, милость и слава от Господа.
Великий Князь: Дай мне из своего полка двух воинов: Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябя, и ты с нами, отче, вместе поборешься.
Преподобный Сергий: Иди, не бойся. Бог тебе поможет. (Наклоняется и шепчет на ухо) Победишь врагов твоих.

Разговор Сергия Радонежского и Дмитрия Донского

Преподобный Сергий: Отдай Мамаю и злато и серебро, и по смирению твоему Бог не попустит им одолеть нас.
Великий Князь: Все это я уже сделал, отче. Да Мамай полки к Дону двинул!
Преподобный Сергий: Тогда ожидает гордеца гибель, а тебе, Князь, помощь, милость и слава от Господа.
Великий Князь: Дай мне из своего полка двух воинов: Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябя, и ты с нами, отче, вместе поборешься.
Преподобный Сергий: : Иди, не бойся. Бог тебе поможет. (Наклоняется и шепчет на ухо) Победишь врагов твоих.

Литература и источники:
1.  Г. И. Оськин, Н. Н. Марачев. Изучение боевого прошлого нашей Родины. М., Просвещение, 1971 г.
2. Урок «Защитники Отечества» разработан Павленко Т.П. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Фрагменты анимационного фильма «Пересвет и Ослябя», режиссер: С. Подивилов. 2008 г.










Скворцов Алексей Сергеевич, учитель истории, обществознания
МАОУ «СОШ №10» Гайского городского округа Оренбургской области



Зђ Заголовок 1¬ђ Заголовок 715