Технологическая урока по литературному чтению по теме В.Бианки «Сова» (2 класс)


Технологическая карта урока
Составила: Кинжагулова Наталья Александровна
Тема раздела: «О братьях наших меньших».
№ п/пПараметр Описание
Учебный предмет, класс Литературное чтение, 2 класс
Тема урока В.Бианки «Сова»
Цель продолжить знакомство с творчеством В. В. Бианки;
Задачи развивать навыки выразительного чтения;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать умения анализировать поступки героев и строить логическую цепь рассуждений
Ожидаемый учебный результат Предметные результаты Универсальные учебные действия
(Личностные и метапредметные результаты)
анализировать поступки героев;
определять главную мысль текста;
находить факты, подтверждающие неразрывную связь человека и природы. анализировать художественное произведение в объёме полученных знаний;
участвовать в работе пары, группы;
восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения;
проявлять интерес к чтению произведения о животных;
осознать, что необходимо проявлять заботу о животных
Оборудование и материалы Учебник, ч.1, аудиоприложение к учебнику, тексты, рабочие листы, интерактивная доска, пословицы, снежинкиЭтап урока (занятия)
Цель - результат Деятельность
педагога Деятельность
ученика (воспитанника) Формы работы, приёмы
Актуализация знаний, мотивация
(Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)  мотивировать учащихся на изучение темы В.Бианки «Сова»  На интерактивной доске появляется изображение «совы»
Прием “Корзина идей” (на доске изображение корзины, в которую условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме) Это прием позволит выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Учитель: Что вы знаете об этой птице-сова?
Учитель: Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Найдите в оглавлении учебника похожее название и узнайте автора данного произведения. Назовите цель нашего урока
Проблема. Ребята, у нас есть ещё одна проблема. Произведение записано на отдельных листочках и они перепутались. Как восстановить текст? Что надо сделать?
Итак, наша вторая цель – восстановить текст. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах. Ученики делятся друг с другом известными знаниями (парная работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Ученики выясняют, в чем совпали имеющиеся представления или по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей и при этом в виде тезисов записываются учителем и заполняют «Корзину»)
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
- Речь пойдёт о сове.
Далее в оглавлении учебника ищут название и называют автора этого произведения и определяют цель урока
Дети высказывают своё мнение и определяют план работы  
индивидуальная, парная
Исследование в группах  анализировать художественное произведение в объёме полученных знаний;
участвовать в работе пары, группы;
 Каждая группа получает только часть рассказа.
Учитель: для того чтобы восстановить текст, необходимо соединить все части в нужном порядке. А для этого каждой группе необходимо выделить героев из своей части текста и установить связь между ними, определить последовательность событий и озаглавить изучаемую часть текста.
Учитель раздаёт группам рабочие листы, в которых обозначены основные этапы работы в соответствии с разработанным планом:
1.Прочитать свою часть сказки
2.На рабочий лист выписать действующих героев, установить связь между ними и определить последовательность событий и связь между героями на схеме.
3.Озаглавить часть рассказа.
Для помощи детям в представлении результатов работы группы предлагается воспользоваться «Помощником представления»
Мы прочитали… (прочитать отрывок)
Мы решили, что действующие лица в этом отрывке….
На схеме мы представили…
Мы решили, что эту часть текста можно озаглавить…, потому что…  Исследование в малых группах
Группы читают и анализируют текст
Заполняют рабочий лист для представления результатов групповой работы
 групповая
Обмен информацией и организация информации  обмен информацией и умение анализировать;
определять главную мысль текста;
 В результате выступления всех групп выстраивает следующую схему:
сова↔мыши↔шмели↔
клевер↔корова↔старик
Учитель. Давайте прочитаем рассказ целиком.   Каждая группа представляет свою часть текста, называет
выделенных героев, раскрывает связь между ними.
Из каждой группы выходят по одному ученику, выстраиваются в нужном порядке и читают сказку.  практическая работа, в группах
Создание информации и подведение итогов   учить определять идею произведения, сравнивать и соотносить её с пословицей;
умение восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете сказки;
 Учитель:
- Какова идея этой сказки?
- Как человек связан с природой? Какой мы можем сделать вывод?
Докажите.
Учитель просит сформулировать вывод и выводит на слайд
- Можно ли назвать это произведение сказкой? Почему?
- А для В. Бианки написал эту сказку?
 Учащиеся: В природе всё взаимосвязано. Если нарушится одно из звеньев, то разорвётся вся цепочка.
Вывод: Человек связан с природой и зависит от неё.
Ученики называют главную мысль сказки и поясняют её смысл.  коллективная, фронтальная
Итоговая рефлексия
(Самоанализ и самооценка: личностные приращения.)

Выбор домашнего задания
(Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности)   осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения
формировать умение оценивать себя
развитие творческих способностей и самостоятельности Учитель предлагает группам составить Синквейн:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Выбранная пословица, отражающая главную мысль сказки.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.
На столах у вас лежат снежинки.
Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:
- всё получилось, доволен своей работой
- не всё получилось, но могу работать лучше
- ещё есть затруднения в работе
Варианты:
с. 150 задание 6
подробный пересказ  Доказывают, что выбранная пословица может тоже выражать главную мысль сказки.
Группы проговаривают свои синквейны и оценивают свою работу.
Самооценка групповая