Конспект урока по литературному чтению 2 класс по теме «В. Бианки «Сова»».

Конспект урока по литературному чтению по теме
«В. Бианки «Сова»».
Цели:
продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Бианки; дать понятие о новом литературном жанре « сказки – несказки – познавательная сказка»;
развивать навыки выразительного и беглого чтения; обогащать их словарный запас;
воспитывать бережное отношение к природе и любовь к ней.
Оборудование: портрет В. Бианки; учебник литературного чтения; картина совы; карточка о Сове; силуэты персонажей произведения.
Ход урока
Орг. момент
- Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»)
- Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант», с.145, з.7.
- Кто такой музыкант?
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте.
Постановка целей урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В. Бианки.
Чтобы узнать, какое произведение ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, какая птица с древности считается символом мудрости и познания? (сова, ласточка, голубь).
Для этого нам поможет ребус: Разгадав ребус, узнаете название сказки Виталия Бианки, с которой будем работать на уроке.
Слон-л-н+овал-ол=Сова (раздать листочки)
- Что вы знаете об этой птице? (карточка с пояснение, читает один учащийся). Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотиться носами, преимущественно на мышевидный грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.
IV. Работа по теме урока
1. Первичное чтение
-Откройте учебник на стр.146. О чем, по-вашему, это произведение? Чтение произведения учителем.


2. Словарная работа
- Какие слова вам были не понятны?
Утекает
Убегает.

Хорониться
Прятаться, таится.

Раздолье
Много места.

Как бы худа не вышло
Как бы беды не было.

Чай белить
Добавлять молоко в чай.

Обсуждение сказки
- Сказку или рассказ мы прочитали? Сказка - Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Признаки сказки:
-зачин;
- повторы;
-звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения,
-сказочные слова и выражения;
-троекратный повтор;
- борьба добра и зла;
-добро побеждает зло;
- концовка.
Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

- Почему сова рассердилась на старика?
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши?
- Почему шмели нужны луг?
- Что произошло с клевером на лугу?
- Кому был необходим клевер?
- Что произошло с коровой?
- Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова?


Физминутка
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
Закрепление изученного материала
- Учащиеся читают рассказ по цепочки.
- На доске висят силуэты персонажей произведения. Учащиеся должны восстановить последовательность сказки (картинка + текст).
- Что объединяет все произведения В.В.Бианки? (Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие).
Рефлексия
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал .»
«Было интересно .»
«Урок дал мне для жизни
Итог урока
- Какое произведение мы сегодня прочитали?
- Кто его автор?
Домашнее задание
- с. 146-150, пересказ