Эффективные способы мотивации учащихся во время учебной деятельности

Эффективные способы мотивации учащихся во время учебной деятельности

 Я не буду особо заострять внимание на актуальности данной проблемы. Каждому из присутствующих хорошо известно, что те изменения, которые сейчас происходят в образовании, направлены на обновление содержания обучения, постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, на развитие   познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. И здесь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем   школы.

Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как они всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая "сейчас" больше, чем "потом". И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате.
Проанализировав литературу по данной теме, я подобрала для вас наиболее эффективные способы мотивации ваших учеников, которые могут способствовать повышению эффективности и результативности вашей учительской работы.
1. Поощряйте учеников
Следите за работой в классе, отправляйте позитивные отзывы родителям детей, проводите еженедельные награждения лучших учеников в классе, ведите колонку с доской почета в школьной газете или в классном уголке. Не забывайте находить то, за что можно похвалить даже слабых учеников, но делайте это без ущерба для их старательности.
2. Ожидайте от учеников лучшего
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но реалистичные. Озвучьте свои ожидания перед учениками. Установите контрольные точки и поощряйте их достижение.
3. Распространяйте энтузиазм, как вирус
 Показывайте свой энтузиазм и энергетику, показывайте конкретные и понятные примеры, позволяя детям уловить и понять их. Значимым условием развития учебной мотивации является личность учителя и характер его отношения к ученику.


4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке
Не проводите уроки однообразно день ото дня. Конечно, так вы сможете приучить детей к определенному порядку, установить четкие рамки и нормы. Однако строгое следование "инструкциям" не позволит вашим ученикам обрести возможность действовать, импровизировать и раскрываться. .      Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. Приём «Удивляй»: Например: в юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8м в длину и 6м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения.
Считаю, что эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей. Например: на уроках математики мы с ребятами придумываем примеры на изученный вычислительный приём, шифруем названия городов, имена, книги, с помощью вычислительных примеров.
5. Назначайте работу по классу
Устанавливайте обязанности и определяйте список еженедельных задач, которые должен выполнить ваш класс. Умело распределите их среди учеников в соответствии с их способностями. Например: - вести колонку класса в школьной газете; - завести интернет-блог класса (в среднем и старшем звене) - присматривать за растениями - рутинная работа по классу.
6. Распределяйте полномочия и ответственность
Если ученики получают часть полномочий учителя на себя, у них становится меньше поводов на то, чтобы жаловаться (хотя, конечно, поводы всегда найдутся). У нас в классе созданы должности министров, на бейджики мы расписали должности, обговорили обязанности каждого, ребята с удовольствием выполняют все поручения, в конце недели каждый министр делает отчет о проделанной работе. Распределяйте обязанности, давайте им немного дополнительных прав.


7. Урок в вольной форме( в среднем и старшем звене)
Позвольте ученикам, которые явно положительно отличились в последнее время, выбрать формат проведения урока или проводите голосования по этому вопросу (пускай ученики выберут лекцию, дискуссию, просмотр видео, сценическую деятельность и т. д.).
8. Соотносите ваш урок с действительностью
Делайте экскурсы в историю, повествуя о происхождении или интересных событиях, связанных с обсуждаемой темой. Продемонстрируйте или расскажите ребятам об актуальности изучаемой проблемы, показав пример из жизни. Чем больше ваши уроки будут соотноситься с личной жизнью каждого ученика, тем выше будет их эффективность.
9. Озвучивайте цели класса заранее
В начале года или четверти озвучивайте перед учениками все задачи, которые должны быть достигнуты ими за год. Вы можете даже визуально их оформить. Смысл этого заключается в том, что ученики не должны просто плыть по течению, находясь в школе. Им нужно дать возможность видеть, где они находятся и куда должны идти.
10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса
Следите за деятельностью и успехами ваших учеников вне стен класса. Поощряйте их достижения, старания. Вы можете вести классную доску успеха, на которой напротив каждой фамилии ученика вывешивать символические звездочки за положительную деятельности во внеурочное время. Объявляйте и награждайте победителей раз в определенный промежуток времени (обнуляйте при этом рейтинг, чтобы у отстающих ребят снова появился шанс).
 С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. Я хотела бы вам предложить несколько приемов создания ситуаций успеха в учебной деятельности, разработанные психологами.
1. Снятие страха. Чтобы помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих, учитель может употреблять такие выражения:
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»,
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».  2. Авансирование успешного результата. Следующие выражения «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Помогают учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Чтобы помочь ребенку избежать поражения при выполнении заданий, написания сочинений, учитель путем намека, пожелания, может подсказать «Возможно, лучше всего начать с (описания леса)..», «Выполняя работу, не забудьте о ..», так вы предупредите то, в чем ребенок может ошибиться.  4. Внесение мотива. Ребенку нужно показывать ради чего, ради кого совершается эта деятельность, чтобы он чувствовал себя нужным. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться»
«Только ты и мог бы.», «Только тебе я и могу доверить»,
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой»..  5. Высокая оценка детали. Следующий прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». Обобщая сказанное, можно сказать, что каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы. Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе. Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». И наша общая задача, чтобы пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний.
Условия развития учебной мотивации современного школьника:
1.      Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители        (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.
2.      Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения   наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
3.      Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.
4.      Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения.
5.       6.      Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.
7.      Формирование обобщенных методов (способов) работы   с   базовыми знаниями.
8.      Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

Заголовок 215