Образовательный материал


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В новых изменившихся социальных, экономических условиях, в условиях
модернизации образования общество и государство предъявляют к педагогическим
кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые требования.
Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено
повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями
инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач: предлагается
«обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления
образовательными организациями, включая развитие системы дополнительного
образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития
детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для
семей с детьми».
Повышение компетентности, профессионализма педагога – одно из важнейших
условий повышения качества образования. Современная образовательная парадигма
основывается на принципах государственной политики в области образования в
части обеспечения его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания
гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе.
Специалисты, работающие в учреждениях дополнительного образования детей,
являются носителями содержания предлагаемых детям разных видов внешкольной
деятельности. Это содержание воплощается в самых разнообразных формах.
Сложность заключается в том, что педагоги УДОД, являясь специалистами в каком-
либо виде деятельности, порой не имеют педагогической подготовки, поэтому для
решения целей обучения и воспитания необходимо повышение их психолого-
педагогической компетентности. Развитие профессионализма педагога
дополнительного образования связано с процессом повышения его квалификации.
Решающая роль в формировании психолого-педагогической компетентности
педагога УДОД принадлежит его личности: сущностную характеристику
профессиональной компетентности педагога составляет потребность в
самопознании и самоизменении себя, гибкое применение способов учебно-
воспитательной деятельности, методов воздействия на учеников с учетом
закономерностей развития личности, направленность на ученика как главную
ценность своего труда. Постоянно развивая и совершенствуя свою педагогическую
деятельность, он формируется как личность. А это, в свою очередь, одно из
необходимых условий формирования личности учеников.
Социальная ситуация в обществе в настоящее время сложна и противоречива, и
это накладывает отпечаток на формирование нравственной позиции педагога.
Большую трудность в деятельности педагога составляет умение правильно,
адекватно возрасту и индивидуальным особенностям детей оценивать их поступки,
разрешать конфликтные ситуации, не теряя выдержки и самообладания.
Все вышесказанное предопределяет важность осознания педагогом
необходимости повышения своей профессиональной компетентности, овладение им
системой психолого-педагогических знаний и способов деятельности, обретение
методологической и общетеоретической культуры, совершенствование основ
деятельности педагога дополнительного образования, ознакомление педагогов с
новыми научными исследованиями и достижениями передового психолого-
педагогического опыта. Профессиональное развитие способствует предотвращению
и преодолению таких негативных явлений, как «педагогическое истощение»,
«выгорание» и «профессиональная стереотипизация». Помочь педагогу осознать
уровень своей психолого-педагогической компетентности поможет ряд
объективных показателей оценки его профессионализма, которые в свою очередь
будут стимулировать их дальнейшее профессиональное и личностное саморазвитие.
Профессиональная компетентность — сложная система, органичное сочетание
узко профессиональных, коммуникативных и личностных качеств педагога
дополнительного образования. Для ее анализа предлагается метод самооценки
педагогом своего уровня компетентности по «Карте профессионально-значимых
качеств педагога дополнительного образования детей».
Модель «Карты профессиональной компетентности» — это система
необходимых профессиональных умений, способностей, особенностей характера и
личностной направленности, обеспечивающих единство теоретической и
практической готовности специалиста к осуществлению своей профессиональной
деятельности.
Цели самоонализа: стимулирование роста профессиональной компетентности
педагогов, отслеживание и определение квалификационного уровня и качества
профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей.
Стратегическая цель – конструктивное изменение отношения педагога к
собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной
деятельности.
Тактическая цель – самоанализ как современная форма аттестации и механизма
профессионального саморазвития.
Функции самоанализа: 1) рефлексивно-оценочная, позволяющая определить
уровень профессиональной компетентности и квалификации педагога,
раскрывающая основания качественного и объективного анализа собственной
педагогической деятельности; 2) стимулирующая, способствующая осознанию
результативности деятельности педагога и адекватной оценке достижений,
составляющих основу дополнительного поощрения.
Определение компонентного состава профессиональной компетентности
основано на общих теоретико-методологических положениях, составляющих
современные идеи профессиональной компетентности педагога (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Е.В.Бондаревская, Б.С. Братусь, А.А.
Вербицкий, Ф.Н. Гоноболин, И.М. Ильинский, И.Ф. Исаев, В.А. Крутецкий, А.Н.
Леонтьев, М.К. Мамардашвили, А.К Маркова, А.В. Мудрик, Н.С. Пряжников, Дж.
Равен, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.). В этих работах определены сущность и структура профессионально значимых качеств личности
педагога, выделены основные умения, необходимые педагогу для осуществления
своей профессиональной деятельности, обоснованы психолого-педагогические условия их формирования.
Понятие «профессиональная компетентность педагога»
Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий,
надлежащий, способный». Профессиональная компетентность — это
характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная
способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному
профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в
профессиональном труде. Компетентность — интегральная характеристика,
отражающая деловые и личностные качества специалистов. Это способность
успешно действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе
знаний, умений, навыков, опыта. Важным критерием сформированности
профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической
компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать
педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.
Профессиональная компетентность педагога включает в себя психолого-
педагогическую компетентность трех составляющих труда учителя: 1)
педагогическую деятельность, 2) педагогическое общение, 3) личностное развитие
учителя .
Таким образом, психолого-педагогическая компетентность учителя —
совокупность профессиональных, коммуникативных и личностных свойств учителя,
позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и
воспитания учащихся. Педагогические способности при определенных условиях
воплощаются в педагогические умения. Отличие педагогических способностей от
педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это
особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты
педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности
таких профессионально-педагогических умений как:
гностические умения – познавательные умения в области приобретения
профессиональных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих
получение новой информации, выделение в ней главного, существенного,
обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов
и рационализаторов производства;
организационно-методические умения – умения реализации учебно-
воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-
профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически
оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации
самоуправления;
конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических
процессов и конструирования технических устройств, включают разработку
учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских
работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
проективные умения – обеспечат практическую применимость
сформированных компетенций, видение перспектив собственного
профессионального роста, динамику уровня профессиональной компетентности,
проектирования деятельности по ее совершенствованию;
специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно
рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки
из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.
Для самооценки педагогом своих умений предлагается оценить следующие составляющие:
Гностические умения:
Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования
Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег
Умение добывать знания из собственной педагогической практики
Умение изучать личность каждого ученика и способности для выявления
уровня развития
Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и
деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность.
Умение методически анализировать и практически оценивать
образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их
использовать;
Проектировочные умения:
Планирование системы воспитательно-образовательной работы
Планирование работы с учениками с учетом результатов диагностики
Умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть
перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива
в целом
Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению
знаниями, умениями и навыками по различным разделам программы обучения по
преподаваемому виду деятельности
Конструктивные умения:
Выбор оптимальных приемов и способов работы с учениками с учетом общих
и частных целей педагогического процесса
Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития
обучающихся.
Умение сделать учебный материал доступным для усвоения учеников.
Определение способов контроля усвоения материала и уровня
сформированности умений.
Умение предусмотреть возможные затруднения учеников в тех или иных
видах деятельности, выбрать соответственно формы работы.
Рациональное распределение различных видов деятельности по времени.
Организаторские умения:
Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением
педагогических задач.
Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
Умение организовать деятельность родителей, включить их в педагогический
процесс
Коммуникативные умения:
Умение устанавливать и поддерживать контакты с учениками.
Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
Умение устанавливать и поддерживать контакты с родителями.
Умение встать на позицию другого и координировать разные точки зрения,
осуществляя обмен мнениями
Умение строить отношения в педагогическом коллективе, сотрудничать
Умение слушать и слышать другого
Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней нуждается
Умение предотвращать и разрешать конфликты
Педагог должен обладать определенными знаниями, которые он может
оценить по следующим составляющим:
Общая культура, широкий культурный кругозор
Знание базовой программы по профилю дополнительного образования
Знание педагогических технологий и инноваций
Знание методики воспитания и образования детей и подростков
Знание возрастной психологии
Знание диагностических методик
Знание индивидуальных особенностей учеников
Результативность своей деятельности педагог может оценить по следующим
критериям:
Наличие у учеников прочных знаний, умений и навыков по преподаваемому
профилю
Положительная психологическая атмосфера на занятиях
Показатель посещаемости учеников
Личностные качества педагога
Решающая роль в формировании психолого-педагогической компетентности
принадлежит чертам характера и личности педагога. При этом если черты
характера отражают то, как действует человек (естественные для него способы поведения), то черты личности — это то, ради чего он действует (мотивы и
направленность поведения). Способы поведения и направленность личности
относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться
разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
В работе педагога важно, чтобы способы были адекватны целям и опирались на
высшие ценности личности. Педагогу важно укреплять свой характер, так как
человек с сильным характером, сильной волей способен контролировать бурные
импульсивные и рефлексивные проявления темперамента, например его
неуравновешенность. И также важно, чтобы негативные черты характера, которые
есть у каждого человека, были взяты, в свою очередь, под контроль личности. Когда
человек начинает действовать как личность, он руководствуется уже не тем, что
«хочется», не своими личными желаниями и предпочтениями, а тем, что «должно»,
что «следует», исходя из высших целей, мотивов, ценностей.
Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности
педагога, определяющим его отношение к окружающему миру, другим людям, себе.
Важно отметить, что «у человека между фактом рождения и обретением своей
родовой сущности — пропасть. В отличие от животного человек не снабжен
набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему
автоматически осуществлять свою родовую природу» . Человек не становится
человеком вне культурной среды, вне воспитания. Отсюда, огромная роль и
ответственность педагога в формировании личности своих учеников. Ведь Личность
может воспитать только другая Личность. Условиями и критериями развития
личности являются: «отношение к другому человеку как самоценности, как к
существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек";
способность к самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения;
творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной
свободе; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и
будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей
жизни» . Важно, чтобы педагоги руководствовались, прежде всего,
экзистенциальными ценностями, эстетическими, этическими (смысл жизни, любовь, справедливость, ответственность, благородство, отзывчивость, бескорыстие,
патриотизм, гражданственность и др.).
Один из векторов направленности личности педагога является педагогическая
направленность — комплекс профессионально ориентированных мотивов,
профессиональных интересов, психологическая установка на работу с детьми.
Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии
педагога, который находит свое выражение в положительном эмоциональном
отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к
конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и
умениями. Фундаментом педагогического призвания является любовь к людям. Это
основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования,
целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств,
характеризующих профессионально-педагогическую направленность. Стремление
личности к самоактуализации помогает выявлять внутренние потенциалы педагога и
наиболее полно использовать его таланты и способности.
В связи с вышесказанным, можно выделить следующие составляющие для
самооценки направленности личности педагога дополнительного образования:
Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников
Интерес к внутреннему миру ребенка
Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения,
интересы с интересами своих учеников
Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность
Нравственность, чувство моральной ответственности, долга,
гражданственность
Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство обучения и воспитания)
Творчество в педагогическом процессе
Любовь к своей профессии
Потребность в передаче знаний
Стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и
развитию своих способностей и возможностей.
П.П. Блонский отводит значительную роль самовоспитанию и
самосовершенствованию педагога: "Для меня образование учителя менее важно,
нежели воспитание его, и в этом я сильно расхожусь с теми, кто еще не перестал
думать, что главная роль учителя — сообщать " суммы знаний" .
Личностная направленность — это «вертикаль» человека. От «высоты»
идеалов, ценностей зависит «величина» личности педагога. Но если великие
личности в истории могут позволить себе иметь тяжелый, плохой характер, то у
педагогов доминаната личности и характера должны соответствовать друг другу. С
тяжелым характером великих личностей имеют дело близкие, след в истории оставляет Личность, служащая высоким идеалам искусства, науки, служащая во
благо человечества. Если педагог имеет «золотой» характер, но мелкую личность, то
есть его интересы не поднимаются выше обыденного уровня, то такой педагог
никогда не сможет воспитать другую Личность. Способы поведения, которые во
многом обусловлены характером человека, должны соответствовать профессии. В
чертах характера отражается отношение человека к другим людям, себе, вещам, к
труду. Характер педагога должен быть базой, основой, инструментом личности.
Успешной педагогической деятельности способствуют следующие профессионально-значимые черты характера: доброжелательность,
жизнерадостность, оптимизм, общительность, искренность, чуткость,
требовательность, чувство такта, эмоциональная уравновешенность,
инициативность, ответственность и добросовестность, настойчивость,
справедливость, уверенность в себе, самокритичность, рефлексия, порядочность,
терпеливость, чувство юмора.
Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который
может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из определенных
способностей к педагогическому делу.
Можно выделить следующие профессионально-значимые способности
педагога: ясность и критичность ума, Развитое воображение, эмпатия —
способность сопереживать, чувствовать переживания другого, гибкость мышления,
поведения, творческие способности, выразительность и убедительность речи,
хорошая дикция, способность сделать учебный материал доступным, умение просто
и ясно излагать материал, наблюдательность, внимание, артистические способности.
4 Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т (Сост.и авт. вст. статьи., М.Г.
Данильченко, А.А.Никольская); под ред. А.В.Петровского М. Педагогика, 1979. С.67.
Профессионально-значимые качества
педагога дополнительного образования
Самоанализ ____________________________________ __________________________________________
должность Фамилия, имя, отчество
Уровень знаний педагога
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общая культура, широкий культурный кругозор
Знание базовой программы по профилю дополнительного
образования
Знание педагогических технологий и инноваций
Знание методики воспитания и образования детей и подростков
Знание возрастной психологии
Знание диагностических методик
Знание индивидуальных особенностей учеников
Результативность деятельности педагога
Наличие у учеников прочных знаний, умений и навыков по
преподаваемому профилю
Положительная психологическая атмосфера на занятиях
Показатель посещаемости учеников
Гностические умения
Умение систематически пополнять свои знания путем
самообразования
Умение систематически расширять свои знания путем изучения
опыта коллег
Умение добывать знания из собственной педагогической практики
Умение изучать личность каждого ученика и способности для
выявления уровня развития
Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и
деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность.
Умение методически анализировать и практически оценивать
образовательные программы, пособия, средства обучения и
творчески их использовать
Проектировочные умения
Планирование системы воспитательно-образовательной работы
Умение фиксировать существенное в развитии ребенка,
предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого
воспитанника и коллектива в целом
Планирование работы с детьми с учетом результатов диагностики
Определение наиболее рациональных видов деятельности по
овладению знаниями, умениями и навыками по различным
разделам программы
Конструктивные умения
Выбор оптимальных приемов и способов работы с учениками с
учетом общих и частных целей педагогического процесса
Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня
развития обучающихся.
Умение сделать учебный материал доступным для усвоения
учеников
Определение способов контроля усвоения материала и уровня
сформированности умений.
Умение предусмотреть возможные затруднения учеников в тех или
иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы.
Рациональное распределение различных видов деятельности по
времени.
Организаторские умения
Умение организовать собственную деятельность, связанную с
решением педагогических задач.
Рациональное сочетание коллективной, групповой и
индивидуальной деятельности.
Умение организовать деятельность родителей, включить их в
педагогический процесс.
Коммуникативные умения
Умение устанавливать и поддерживать контакты с учениками.
Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
Умение устанавливать и поддерживать контакты с родителями.
Умение встать на позицию другого и координировать разные точки
зрения, осуществляя обмен мнениями
Умение строить отношения в педагогическом коллективе,
сотрудничать
Умение слушать и слышать другого
Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней
нуждается
Умение предотвращать и разрешать конфликты
Направленность личности (мотивы, цели, ценности)
Любовь к детям
Открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка)
Вера в силы и возможности учеников
Интерес к внутреннему миру ребенка
Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки,
намерения, интересы с интересами своих учеников
Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность
Нравственность, чувство моральной ответственности, долга,
гражданственность
Творчество в педагогическом процессе
Позитивная направленность на воспитательную деятельность
(единство обучения и воспитания)
Любовь к своей профессии
Потребность в передаче знаний
Стремление к самосовершенствованию, самоактуализации,
выявлению и развитию своих способностей и возможностей
Характер
Доброжелательность
Жизнерадостность, оптимизм
Общительность
Искренность
Чуткость
Требовательность
Чувство такта
Эмоциональная уравновешенность
Инициативность
Ответственность и добросовестность
Настойчивость
Справедливость
Уверенность в себе
Терпеливость
Самокритичность, рефлексия
Порядочность
Чувство юмора
Способности
Ясность и критичность ума
Развитое воображение
эмпатия — способность сопереживать, чувствовать переживания
другого
Гибкость мышления, поведения
Творческие способности
Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция
Способность сделать учебный материал доступным, умение просто
и ясно излагать материал
Наблюдательность, внимание
Артистические способности
Дата заполнения _______________ Подпись ________________
9