Технологическая карта урока Дружба Жилина и Дины ( по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»


Технологическая карта урока
Учитель: Черепова О.А.
Авторы УМК: В.Я.Коровина. Учебник «Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе». В двух частей / В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Тема. Дружба Жилина и Дины (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Цели: определяя роль дружбы Жилина и Дины в рассказе Л. Толстого, помочь учащимся понять авторскую мысль в художественном произведении: дружба разных народов – это естественный закон человеческой жизни
Деятельностная: самостоятельно определять цели своего обучения, структурировать учебный материал, логически мыслить, аргументировать свой ответ, оценивать свою деятельность на уроке.
Название этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Результат этапа.
Формирование УУД.
1.Организационный этап.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.-1мин Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя. Учащиеся поворачиваются друг к другу, улыбаются. Коммуникативные уудГотовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой
II. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок урока.
6 мин. - К сожалению, на нашей планете не все живут в дружбе и согласии. Часто возникают войны между странами. Как вы думаете, из-за чего могут возникать войны?
(Причины войн: желание завладеть чужой территорией, желание властвовать, желание завладеть богатством, межнациональные ссоры…)
- О какой войне говорит Лев Николаевич. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?
(На Кавказе) Кто с кем воюет? (Русские и татары)
- А кого Л.Толстой называет татарами?
- Назовите народы Кавказа, которых вы знаете. А теперь посмотрите на слайд.
На ФОНЕ негромкой музыки:
- Какие народности из представленных на слайде вам известны?
К одной из них относится и главная героиня рассказа Л.Толстого.
Определите тему нашего урока по моим подсказкам. Узнайте героев рассказа. (Читаю, и на слайде высвечивается)
1. Кто это?
1. Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая.
2. «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев.»II. Прочитайте пословицы. Одной группе по порядку.
1. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
2. Друга на деньги не купишь.
3. Друг познаётся на рати да при беде.
4. Для милого дружка и серёжку из ушка.
Определите их тему. ( О дружбе).
-Какая связь между героями рассказа и темой пословиц. ( Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной). Тема – на слайде. Отвечают.
Слушают музыку, смотрят презентацию, отвечают на вопрос..Отвечают.
Отвечают.
Сравнивают, отвечают на вопросы.
Читают
Отвечают.
Формулируют тему урока. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.
4 мин. - Опираясь на тему урока и ключевые слова (играть роль в рассказе), сформулируйте главный вопрос, на который мы должны ответить.
-Какую роль играет дружба Дины и Жилина в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»? (ОТКРЫВАЮ)
На столе у каждого есть Лист достижений. Подпишите. Посмотрите. На каждом этапе урока вы будете себя оценивать. Обратите внимание на систему самооценки – цветные полоски, которые вы будете приклеивать на лист в последнюю графу в конце каждого вида работы.
1) Вспомним содержание рассказа. Упражнение «Согласен – не согласен». Значок (+), если утверждение вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.
1. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил.
2. Во время первой встречи Дина улыбнулась Жилину.
3. Дина в благодарность за куклу принесла Жилину молоко.
4. Во второй раз Жилин бежал вместе с Костылиным.
5. Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты.
Проверьте по ключу. Оцените свои знания.
2) Вспомним термины.
Найдите соответствия между термином и его значением. Время выполнения – 1 мин. Проверьте себя по эталону. Оцените себя.
Формулируют главный вопрос урока.
Знакомятся с листами достижений и системой самооценки деятельности на уроке.
Выполняют задание «Согласен – не согласен»., проверяют по ключу, оценивают знания.
Находят соответствия между термином и его значением. Проверяют по эталону, оценивают себя. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
Предметные УУД: знание содержание рассказа, знание терминов.
Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
Динамическая пауза.
2 мин. А теперь отдохнём и поиграем. Внимание - задание
Из предложенных букв составьте слово – один из этих терминов и станьте у доски так, чтобы слово читалось слева направо. Кто быстрее. Начинаем.
ВКЛЮЧАЮ ДИНАМИЧЕСКУЮ ПАУЗУ,
Когда построились:
Всем сопутствовал успех
Поднимите руки вверх.
Посмотрите друг на друга.
Покажите слово другу.
Руки книзу, улыбайтесь.
За работу принимайтесь. Составляют слова, строятся у доски. Выполняют движения под стихотворение, слушают музыку. Коммуникативные УУД:
формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке
IV.Осмысление.
Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.
Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
3 мин. - Ребята, что мы должны сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока ? (Обратиться к тексту рассказа.) Всего? Нет, эпизодов.
- Найдите эпизоды, которые необходимы для решения задачи урока.
Для этого возьмите карточку «Найдите эпизоды». Внимательно прочитайте задание и начинайте работу в парах. Пара – это сосед справа по плечу. Время выполнения – 3 минуты. Начинайте.
Проверьте себя по эталону. (На слайде)и оцените.
Отвечают.
Находят эпизоды, которые необходимы для решения задачи урока.
Работают в паре.
Проверяют по эталону. ПредметныеУУД:
знание содержание рассказа, умение ориентироваться в тексте
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), делать выводы.
V.Открытие нового знания.
Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
4 мин.
1)А теперь, опираясь на эти эпизоды, ответьте на вопросы.
С чего началась дружба Жилина и Дины?
Как ведут себя Жилин и Дина во время первой встречи?
Почему Дина стала доверять Жилину - пленнику, которого в ауле считали врагом? (Пожалел её, хотел развеселить, сделал куклу ещё лучше той, что разбила старуха)
Что изменилось бы, если бы Дина испугалась наказания отца и не принесла бы шест Жилину? (Жилин не убежал бы, его убили бы, девочка страдала бы)
Как вы относитесь к поступку Дины?
Как бы вы поступили на места Дины?
-
Отвечают.
Оценивают свою работу.
ПредметныеУУД:
знание содержание рассказа, умение ориентироваться в тексте
Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.
Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний;находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; обращаться за помощью к текст.
VI. Первичное закрепление материала
Цель этапа: тренировать способность к обобщению
6 мин.
- Читаю отрывок из рассказа «Прощание Жилина и Дины»
Так прощаются настоящие друзья. Что же объединяет Жилина и Дину?
Предлагаю разобраться в этом.
Заполните таблицу «Жилин и Дина. Общее и отличия» и сделайте вывод. Сначала внимательно прочитайте инструкцию. Работать будете в группе. Поэтому распределите роли и приступайте к заданию.
Время выполнения – Время выполнения – 3 минуты, пока звучит музыка современного композитора Сергея Кузнецова «Сказка о дружбе»
По окончании работы дети прикрепляют ответы на доску к главному вопросу.
Итак, мы ответили на главный вопрос урока? Что мы определили этим ответом? ( Идею рассказа)
Работают в группе Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.
осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
2 мин. Дети, представьте, что вы встретили героев рассказа. Что бы вы им сказали? Напишите краткое послание в форме телеграммы герою произведения – Жилину или Дине.
Время выполнения – 1 мин. Продолжают работу в группе.
Пишут телеграмму
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.
Личностные:Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.
Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.VIII. Домашнее задание.
1 мин. Написать письмо герою (от своего имени или от имени героя рассказа), например «Спасибо, умница!» (объём – 5-8 предложений, тема «Письмо» - учебник «Русский язык», § или
ответить на вопросы учебника - №6, 7, стр. 259. Записывают в дневник. IX. Рефлексия учебной деятельности
1 мин. Ребята , возьмите свои листы достижений и оцените свою работу на уроке.
Полосок какого цвета у вас больше?
Я благодарю вас за работу и желаю всего доброго.
Дети, я тоже шлю вам ТЕЛЕГРАММУ: ищите настоящего друга. В благодарность за вашу работу я хочу подарить вам календарики.
Урок окончен.
Оценивают свою работу на уроке. Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе учебной деятельности, коррекция качеств характера.