Технологическая карта урока по рассказу Л.Н.Толстого Кавказский пленник


Урок подготовила учитель городского казенного общеобразовательного учреждения «Краевой центр общего образования» города Читы Мантурова Любовь Васильевна.
Технологическая карта урока по теме:
«Жилин и Костылин: кто из них кавказский пленник?»
5 класс
Предмет: литература 
Тип урока: 
Комбинированный урок
Цель: выяснить ,кто из героев может называться кавказским пленником.
Задачи:
- обучать учащихся решению проблемного вопроса.
- развивать умение сопоставлять литературных героев, навык осмысления заголовка текста, развивать речевую деятельность учащихся.
- развивать навыки вдумчивого чтения и осмысление заголовка текста.
- продолжать работу по нравственному воспитанию учащихся.
Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. Ч.2 (Т.В.Рыжкова, Г.Л. Вирина, И.Н.Сухих); под ред. И.Н.Сухих. М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Планируемые результаты:
Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности выявление критериев сопоставления, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, уметь сопоставлять героев .
Метапредметные :
Развитие умения осуществлять смысловое чтение, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, работать в группе.
Методы: проблемный, мотивации учебной деятельности, фронтальной организации учащихся, поисковый, репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее), познавательно-рефлексивный.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный этап. Психологический настрой детей на урок. Включение учащихся в деловой ритм. Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Этап проверки дом. задания. Проверка знания текста. Определить степень понимания текста. Чтение и обсуждение составленных дома планов текста в соответствии поставленной на прошлом уроке задачей: план рассказа должен отображать развитие сюжета.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала. Вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина.
1. Какие исторические события положены в основу рассказа?
Назовите главных героев рассказа.
В плену оказались два офицера, а рассказ назван «Кавказский пленник». Почему? О ком идет речь?
На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер?
Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?
Постараться понять, почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, активно борется, а другой только ноет и страдает.
Отвечая на вопросы, подходят к проблеме проявления разных личностных качеств в одних и тех же условиях.
Целеполагание Формировать навык принятия и сохранения учебной задачи, планирования (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. А какая проблема , как вы считаете, поставлена в этом рассказе? Учащиеся решают учебную задачу по определению темы урока и идеи рассказа «Кавказский пленник».
Этап усвоения новых знаний.
1. Аналитическая работа с текстом. Увлечь школьников художественным совершенством рассказа, вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина.
Как вы считаете, по каким признакам мы можем сравнить этих героев?
- Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?
- внешние черты (портрет);
- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
Сравним Жилина и Костылина.
- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
Учащиеся определяют критерии сравнения героев, соотносит их с художественными приемами, используемыми писателем в рассказе. При этом отмечают, что такие критерии определения характера личности могут пригодиться в жизни при общении с разными людьми.
Учащиеся зачитывают фрагменты текста с комментарием.
ФизминуткаОрганизует разминку. Активно выполняют физические упражнения.
Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Аналитическая работа с текстом.
1. Портрет.
2. «Говорящие фамилии».
3. Поведение героев во время нападения татар.
4 .В плену.
5. Письмо о выкупе.
6. Внутреннее состояние героев.
7. Занятия героев.
8. Побег.
Формировать умение работать в группах, вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров, составлять сравнительную характеристику на основе выявленных сходств и отличий в поведении героев; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина (два характера – две судьбы).
Найдите в тексте описание героев;
- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
- Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
«Говорящая» фамилия
Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
- Какой наш герой? (слабый Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет
как трус и предатель).
Письмо о выкупе
- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? - Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность?
Внутреннее состояние героев:
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный.  «Дина» в арабском языке значит «вера».
- Во что верит Жилин?  
- Во что верит Костылин?
Занятия героев:
Жилин:
- Рукодельничает;
- Изучает местность, так как думает о побеге;
- Общается с Диной;
- Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
Бездействует и стонет.
Учащиеся проверяют себя на умение работать в группе, сотрудничать с учителем. Для построения нового знания пользуются приемами художественного анализа текста.
Гл.1 стр. 197,199
Гл.2 стр.205
Работа в группах: готовят монологические ответы и выступают перед учителем и одноклассниками.
1. В плену. Как ведут себя герои при встрече с врагом? Чем отличается поведение Жилина и Костылина в плену?
2. Первый побег. Почему первый побег пленников был неудачным? Как бы поступил Костылин на месте Жилина?

3. Путь домой. Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным? Почему Дина помогла Жилину?
Гл.5,6
Этап закрепление нового материала Формировать умение отбора литературного материала, составления таблицы.
Осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
Составление таблицы на основе анализа текста.
«Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Жилин Костылин
Общее Различие I. Портрет II. «Говорящая» фамилия III. Поведение героев во время нападения татар IV. В плену 1. Письмо о выкупе
1. Письмо о выкупе
2. Внутреннее состояние
1. Внутреннее состояние
.
3. Занятия
3. Занятия
4. Мнение татар о Жилине
4. Мнение татар о КостылинеV. Побег.
При сопоставлении героев учащиеся осознают, что Костылин
.
Помощь учащимся в решении проблемной ситуации.
- Давайте вернемся к теме урока и ответим на вопрос: так кто же из героев был и остался кавказским пленником? При сопоставлении героев учащиеся осознают, что Костылин не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин, он так и остается в плену своей слабости, своего эгоизма.
Рефлексия. Формировать умение составлять монологическое высказывание, способности к рефлексии.
Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни? Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Оцените свою работу на уроке.
Учащиеся соотносят цель и результат своей учебной деятельности и отмечают степень их соответствия.
Этап информирования учащихся о домашнем задании. Подготовить учащихся к выполнению домашнего задания
Стр.222 в.18,19. Устный ответ на вопросы. Написать сочинение.
На «4», «5» - «Жилин и Костылин: разные судьбы».
На «3», «4» - «Как Дина помогла Жилину?»
Определяют задание для самоподготовки. Записывают домашнее задание в дневник.
Урок подготовила учитель городского казенного общеобразовательного учреждения «Краевой центр общего образования» города Читы Мантурова Любовь Васильевна.