Программа внеурочной деятельности В мире смекалки (2 класс)


Пояснительная записка.
Программа кружка «В мире смекалки» для учащихся 2-го класса составлена из расчёта 1 час в неделю в течение учебного года (34 учебных недели), плюс по желанию учащихся самостоятельная работа вне школы (при необходимости с консультациями учителя, руководящего кружком – консультирование проходит во время индивидуальной работы на занятиях). Работа кружка организована во внеурочное время.
Новизна данной программы заключается в интеграции четырёх учебных курсов начальной школы « русский язык», «математика», «окружающий мир» и «литературное чтение» в форме занятий, способствующих активизации интереса к обучению посредством собственного опыта, самостоятельности и формирования у детей основ культуры мышления.
Происходящие в настоящее время изменения в образовательной системе начальной школы требуют развития в учащихся познавательных способностей , творческой инициативы, навыка самостоятельности, умений тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать свои действия, эффективно сотрудничать с людьми - в курсе данного кружка именно эти требования и будут по возможности реализованы, это в свою очередь можно считать актуальностью, которая побудила разработать курс данного кружка.
Цель курса: развитие познавательных способностей, личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.
Задачи курса:
вызвать интерес к предлагаемым заданиям, таки образом расширить кругозор учащихся;
развитие желания к самостоятельному изучению дополнительной литературы, обучение учащихся специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
дать возможность детям раскрыть себя, в большей степени утвердиться в собственных глазах и в среде окружающих;
развитие пространственного воображения, логического мышления, внимания, памяти, сообразительности;
5. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
6. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
7. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Для достижения данных задач занятия с учащимися организовываются в виде соревнований, викторин, конкурсов, конференций, выставок, экскурсий. Часы всего курса поделены между четырьмя разделами: «Занимательная математика», «В мире русского языка», «Кто много читает – тот много знает», « Занимательное природоведение».
Раздел «Занимательная математика» учит школьников решать логические задачи, задачи в стихах, математические кроссворды и т.д. Так же учащиеся получат возможность узнать, что такое проект и проектная деятельность, на занятиях идёт развитие специальных знаний и развитие умений и навыков исследовательского поиска. Темы проектов, над которыми по желанию будут работать учащиеся в разделе «Занимательная математика» будут такими: игры с числами; логические задачи; магические квадраты; старинные задачи; фокусы с числами; числа в пословицах и поговорках; нумерация вокруг нас; профессии, требующие хорошей математической подготовки. Данный раздел рассчитан на 8 часов.
Раздел «В мире русского языка» научит детей шифровать слова и разгадывать ребусы, шарады, кроссворды на тему « о родном языке», выполнению заданий по занимательной грамматике. Самостоятельная проектная деятельность также предусмотрена в данном разделе. Раздел рассчитан на 8 часов.
Раздел «Кто много читает – тот много знает» - это специальные занятия, направленные на развитие любви и интереса, учащихся к чтению; игры, конкурсы, викторины. В рамках работы над разделом варианты проектной деятельности будут такими: создание сборника пословиц и поговорок; создание сборника побасенок; создание сборника загадок; сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества; создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке) и др. В ходе работы по данному разделу предусмотрены экскурсии в библиотеки посёлка и тесная взаимосвязь с работниками поселковых библиотек, библиотекарем школы, работой поселкового кинотеатра. Раздел рассчитан на 11 часов.
Раздел «Занимательное природоведение» - это задания на смекалку и развитие творческих способностей учащихся экологической направленности. В данном разделе возможно и проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Проектная деятельность в рамках данного раздела возможна такая: Дикорастущие растения Забайкальского края; культурные растения Забайкальского края; грибы своей местности и др.- темы проектов будут зависеть от желания и интересов учащихся. Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия). На данный раздел отводится 7 часов.
Материал всего курса излагается с учётом возрастных особенностей учащихся и уровня их знаний, умений. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированы на межпредметные связи.
Учебно-методическое обеспечение:
Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», Москва, изд. «5 за знания», 2008.
Калугин М.А. «Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки», Ярославль, изд. «Академия Холдинг» , 2008.
Сухин И.Г. «Занимательные материалы для младших школьников: логика, развитие речи, математика, русский язык», Москва, изд. «ВАКО» , 2006.
Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, изд. «Учебная литература» , 2006.
Истомина Н.Б. «Логические задачи для детей», изд. «Ассоциация 21 век», 2010.
Основные требования к уровню освоения содержанием программы:
В ходе освоения программы, за счёт максимального сближения учебной и познавательной деятельности младшего школьника, должны возрасти его познавательные потребности. В ходе реализации программы у детей должен быть преодолен барьер боязни решения высокого уровня сложности задач и проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных занятий. Уровень сформированности перечисленных выше требований будет оцениваться по проявленным детьми умениям: высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи. Также стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром дадут возможность оценить эффективность проведенной работы.
Содержание образования:
№ Тема урока, раздел Элементы содержания Количество часов
дата примечания
Раздел «Занимательная математика» 8 1. Вводный урок. Что такое смекалка? Знакомство с содержанием курса; эвристическая беседа по теме; выяснение ЗУН учащихся по логике. 1 2. Математика в пословицах, загадках и стихах. Пословицы, загадки, стихи о математике, числах; подготовка к работе над проектом «числа в пословицах и поговорках»; «профессии, требующие хорошей математической подготовки.»2 3. Учимся решать логические задачи. Задачи на развитие логического мышления, внимания, памяти, смекалки учащихся. 3 4. Задачи в стихах. Решение и придумывание задач в стихах на смекалку. 1 5. Логика и счёт Тренировка логического мышления; игры на сравнение, анализ, классификацию. 1 Раздел «В мире русского языка» 8 6. Учимся шифровать слова и разгадывать ребусы. «ребус», разгадывание ребусов; придумывание ребусов. 1 7. Шарады. Понятие «Шарада»; учимся разгадывать шарады и их придумывать. 1 8. Разгадывание кроссвордов по русскому языку. Разгадывание кроссвордов; обучение составлению кроссвордов. 2 9. Занимательная грамматика. Фразеологизмы. Задания на смекалку; повышенной сложности по русскому языку; понятие «фразеологизм» 2 10. Оформление проектов. Создание сборников фразеологизмов, шарад, ребусов, кроссвордов. 2 «Кто много читает – тот много знает» 11 11. Кто много читает - тот много знает. Беседа о значении книги в жизни человека; игры: «Дополни имя», «Отвечай одним словом», викторина по русским народным сказкам. 1 12. Пословицы, поговорки и загадки о книге, чтении. Разгадывание и придумывание загадок. Игры с пословицами и поговорки о чтении. 1 13. Конкурс «Лучший книгочей». Командный конкурс по прочитанным литературным и народным произведениям; защита читательского формуляра. 1 14. Экскурсия в поселковую детскую библиотеку. Конкурс « кто много читает – тот много знает» 2 15. Выход в кинотеатр «Авангард» Просмотр сказки. Викторина по посмотренному. 2 16. Литературные кроссворды. Разгадывание кроссвордов; обучение составлению литературных кроссвордов. 2 17. Работа над проектами и их защита. Создание сборника пословиц и поговорок; создание сборника побасенок; создание сборника загадок; кроссвордов, игр, сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества; создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке) и др.- по желанию учащихся. 2 Раздел «Занимательное природоведение» 7 18. Ребусы о природе. Разгадывание и придумывание ребусов. 1 19. Выход в детскую поселковую библиотеку. Конкурс «Наш край» 2 20 Конкурс загадок о природе. Конкурс загадок. 1 21. Кроссворды о природе. Разгадывание и придумывание кроссвордов экологической направленности. 1 22. Проекты экологической направленности. Защита лучших проектов, подготовленных учащимися самостоятельно. 1 23. Интеллектуальный марафон. Игра-обобщение по проведённой в течение года работе. 1 Используемая литература:
Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», Москва, изд. «5 за знания», 2008.
Калугин М.А. «Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки», Ярославль, изд. «Академия Холдинг» , 2008.
Сухин И.Г. «Занимательные материалы для младших школьников: логика, развитие речи, математика, русский язык», Москва, изд. «ВАКО» , 2006.
Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, изд. «Учебная литература» , 2006.
Истомина Н.Б. «Логические задачи для детей», изд. «Ассоциация 21 век», 2010.
ФГОС начального общего образования, 2010.