Методическая разработка урока Географические координаты


Тема: «Географические координаты»
( География, 6 класс)
Задачи урока:
Дать учащимся знания о географических координатах. Сформировать понятия «географическая широта» и «географическая долгота». Научить учащихся определять местонахождение точки на географической карте.
Развивать логическое мышление и пространственные представления учащихся.
Оборудование:Глобус, физическая карта полушарий, атлас.
ХОД УРОКА
I. Повторение и проверка знаний учащихся.
На доске написаны ответы:
Меридиан.
Глобус.
Географическая карта.
Экватор.
Масштаб.
Параллель.
Учитель читает вопросы, а учащиеся отмечают ответы на специальной, заранее подготовленной карточке.
Вопросы:
Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
Окружности, условно проведенные по поверхности Земли, параллельно экватору.
Число, указывающее, во сколько расстояние на карте меньше, чем на земной поверхности.
Окружности земного шара, мысленно проводимые через оба полюса.
Модель Земли.
Окружность земного шара, лежащая на равных расстояниях от полюсов.
Учитель собирает ответы, прокалывает шилом правильные ответы и отдает учащимся для самооценки.

П. Изучение нового материала.
Урок учитель начинает с интересного рассказа. «Весной 1937 года на Северный полюс была высажена первая в мире экспедиция советских ученых, состоящая из четырех человек под руководством Папанина.
Льдина, на которой находилась экспедиция, была большая (3x4 км). Все лето она спокойно двигалась на юг. В январе 1938 года льдина раскололась и в феврале ее вынесло к Северной Америке. Штормы и бури делали эту часть океана зимой недоступной для кораблей. Но льдина продолжала "жить". Она таяла от теплых вод Атлантики. В марте льдине угрожала большая опасность и тогда на большую землю папанинцы сообщили, что им грозит. Вся страна, каждый день, каждый час следила за дрейфом льдины, где-то вдоль берегов далекой Гренландии и кораблями, которые отправились в штормующий океан, чтобы спасти от гибели четырех героев. Перед капитанами ледоколов «Таймыр», «Мал», «Ермак» стояла задача. Какая?» Проблемная ситуация создается после осознания учениками жизненно важной необходимости
- найти льдину. И ученики формируют проблему: «Найти на карте точку, где находится льдина».
Учитель говорит, что задача «определение точки на карте» и будет темой урока.
Учитель предлагает ученикам стать капитанами кораблей и найти точку на карте. Исходя из того, что им известно, дети показывают точку в самых разных местах. Попытка решить главную проблему «с ходу» наталкивает на затруднение: не хватает знаний. Внутри главной проблемы возникла вторая: где найти?
Выдвигается гипотеза: нужно знать географические градусы.
Учитель записывает на доске 71° и 20° . Учащиеся опять не могут найти точку.
Снова проблема, для решения которой еще необходимы какие-то знания.
Учитель объясняет, что географическая широта - это расстояние в градусах от экватора до заданной точки. К северу от экватора широта северная (с ш.), а к югу - южная (ю. ш.).
Географическая широта экватора - 0° , а полюсов - 90° с. ш. и 90° ю. ш.
Работа с учебником на стр. 69 по рисунку 62 учащиеся под руководством учителя определяют географическую широту точек. Затем учитель говорит о том, что льдина находится на 71° с. ш. и предлагает найти точку. Снова поиск. Снова затруднения. Учитель напоминает учащимся о книге Жюль Верна «Дети капитана Гранта». Учащиеся вспоминают, почему дети не могли найти своего отца.
Учитель напоминает о другой цифре написанной на доске и объясняет, что географическая долгота - это расстояние в градусах от начального меридиана до заданного места. Отсчет долготы идет от нулевого меридиана, следовательно, к западу от него будет западная долгота (з. д.), а к востоку - восточная долгота (в. д.). Как и географическая широта, долгота выражается в градусах, но бывает от 0° до 180°. Работа с учебником на стр. 70 по рисунку 63 учащиеся под руководством учителя определяют географическую долготу точек.
Работа с учебником говорит о том, что вместе географическая широта и географическая долгота называются географическими координатами.
Так достигнута главная цель урока: раскрыто понятие о географических координатах.
Теперь, говорит учитель - снимем папанинцев с льдины, так как нам известна широта (71° с. ш.) и долгота (20° з. д.)
Учащиеся отмечают на контурной карте эту точку.
В ходе урока учащиеся составляют в тетради опорный конспект.
Ш. Закрепление.
В районе, который расположен на 33° с. ш. и 13° в. д. отмечена температура воздуха +58°. Найти это место на карте.
На 50° с. ш. и 14° в. д. находится столица государства. Как называется страна и ее столица?
Китобойная флотилия «Слава» встретилась с группой туристов под 0° ш. 0°д. Где это место на карте?
Вертолет должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Указать широту и долготу этой точки. (Южный полюс 90° ю. ш. и 0°д.)
IV. Задание на дом. Прочитать §16, определить географические координаты г. Москвы и г. Донецка.