Конспект урока литературы по теме Лев и собачка. По рассказу Л. Толстого


Интегрированный урок литературного чтения в 5 классе по теме: Л.Н. Толстой "Лев и собачка" учителя русского языка Кучуковой Л.Г. и воспитателя Уразаевой З.Ф.
Цели урока:
Раскрытие основной идеи и мысли рассказа «Лев и собачка».
Формирование умения выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам.
Способствование развитию речи, выразительного чтения и мыслительной деятельности учащихся (через рассуждение, выводы, доказательства) для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств.
Формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеских взаимоотношениям.Воспитание чувства любви, заботы и доброты к животным.
Оборудование: отрывок из песни , подборка слайдов по теме урока, ладошки, памятки, опорные слова.
Ход урока.
Учитель
I. ОРГ. МОМЕНТ
Прозвенел звонок на наш открытый урок.
Добрый день, ребята! Добрый день, гости!
Мне приятно вас видеть. Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца добрыми и хорошими чувствами.
II. Вводная часть урока.
Ребята послушайте отрывок песни из мультфильма и подумайте, о чем эта песня? Прослушивание отрывка песни. О чем эта песня, ребята? О чем мы с вами поговорим на уроке?
А о какой дружбе и о ком сегодня будет идти речь на уроке вы мне сами сейчас скажете, поиграв в игру «Угадай слово». (Слайд « 1)Кто желает выйти к доске. Остальным такое задание: Я сейчас покажу вам слово, а вы, не говоря этого слова, другими близкими по значению словами должны объяснить вашему товарищу, что это за слово. А ты не видишь это слово и ты должен будешь по подсказкам товарищей угадать это слово. Слова «лев», «собачка».
III.Постановка целей урока: Сегодня мы на уроке познакомимся с интересным рассказом великого русского писателя Л.Н.Толстого «Лев и собачка», проанализируем содержание рассказа с помощью вопросов. (Слайды 2,3)
IV. Актуализация знаний учащихся.
- Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде № 4)
-Что вы знаете о нем? (Дикое животное, хищник, царь зверей)
- А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде № 5)
-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
V. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
А) Словарная работа. (Слайд № 6)
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Поджала- подобрала под себя.
Прижалась- тесно, плотно прислонилась к ограде.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Затих- стал тихим.
Б) Первичное восприятие текста. Чтение учителем.
Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте рассказ . И после этого вы должны ответить мне на вопрос: Постановка проблемного вопроса: Могут ли лев и собачка быть друзьями? (Слайд № 7)
-Понравился рассказ? О чем этот рассказ?
- Назовите главных героев рассказа. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зоопарке)
- Могут ли лев и собачка быть друзьями? (Лев и собачка могут быть друзьями.)
В) Перечитывание текста.
Чтение текста про себя каждым учащимся.
Чтение детьми рассказа « цепочкой» (по одному предложению).
Физкультминутка. Воспитатель. 18-20 мин
Г). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения. (Слайды 8.9)
1.Где жил лев?
2. Кого злой человек бросил в клетку ко льву?
3. Почему автор назвал этого человека злым?
4. Как собачка выразила свою покорность льву? Найдите в тексте и прочитайте.
5. Как поступил лев, когда увидел собачку?
6. Как лев относился к собачке?
7. Найдите и прочитайте в тексте как автор называет собачку? (собачка, , лапки, хвостик и другие добрые слова) . Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная). А лев какой?(большой, грозный, хищный- кусок мяса оторвал).
8. Найдите отрывок к иллюстрации в книге и прочитайте.
9. Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.
10. Что же произошло с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
11. Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть ).
12. От чего умер лев?(от горя, тоски по другу, грусти).
13. Какой конец у этого рассказа? (печальный)
14 . А какие чувства у вас возникли ?Кого вам сейчас жалко? Почему?
Вопрос: Между львом и собачкой дружба, вы сказали, и мы поставили точку. Как еще лучше можно изменить здесь схему? А какой знак препинания еще лучше будет обозначать дружбу между львом и собачкой.(!)
Какой вывод можем сделать по этому рассказу? Чему нас учит Л.Н.Толстой своим рассказом?
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас, людей.
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
Всегда ли вы можете заметить боль, радость людей, животных?
-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами. А вы умеете также дружить? А вот о дружбе вы сейчас поговорите с воспитателем Зилей Ф
Воспитатель:
Ребята, мы с вами после этого рассказа убедились, что дружба может существовать и между животными.
Но чувство дружбы – это прекрасное чувство. Только тот, кому оно знакомо, может стать настоящим другом.
Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Подберите к каждой пословице окончание.
После подборки, чтение хором составленных пословиц.(Слайд № 10)
Хотите ли вы быть самыми дружными? Для этого давайте вместе составим правила дружбы.
(Слайд № 11, 12)
И чтоб вы не забывали, я вам эти правила раздам и вы их положите на самом видном месте.
О чем мы с вами сегодня говорили?
А вы знаете каким должен быть друг?
Ребята сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили правила, я уверена, что вы будете настоящим другом и у вас будет много верных и надежных друзей.
VI. Итог урока: рефлексия.
Учитель:
- Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)
- С каким чувством вы уходите с урока?
Домашнее задание: (Слайд № 13)
Пересказ содержания рассказа.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Перед окончанием урока мне хочется зачитать вам вот эти слова:
Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными, их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл рассказа «Лев и собачка».
Воспитатель:
В заключении нашего урока предлагаю вам сделать солнце дружбы. (Слайд № 14)
(Кисть руки сделанная на бумаге из желтого цвета, раздать детям, чтоб они написали качества дружбы и прикрепить их на доске.)
Спасибо вам за урок! До свидания!
Самоанализ урока:
Интегрированный урок литературного чтения в 5 классе по теме: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Тип урока: интегрированный комбинированный урок.
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение, прием угадывания словЦели урока:
Раскрытие основной идеи и мысли рассказа «Лев и собачка».
Формирование умения выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам.
Способствование развитию речи, выразительного чтения и мыслительной деятельности учащихся (через рассуждение, выводы, доказательства) для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств.
Формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеских взаимоотношениям.Воспитание чувства любви, заботы и доброты к животным.
Оборудование: : отрывок из песни , подборка слайдов по теме урока, ладошки, памятки, опорные слова.
На уроке использованы элементы технологии нравственного воспитания , приём критического мышления и ИКТ.
Мы считаем, что урок был интересным и насыщенным для учащихся, все этапы урока мы соблюдали, удачным было само начало урока, фрагмент из мультфильма помог быстро войти в тему урока и урок был более оживленным.
Результативностью урока считаем, что урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое.
Интегрированный урок русского чтения
в 5 классе учителя русского языка Кучуковой Л.Г. воспитателя Уразаевой З.Ф.
по теме:
«Лев и собачка» Л.Н.Толстой.
Барда, 2014