ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Если у ребенка есть проблемы в этой сфере, то важно участие родителей в обогащении и уточнении словарного запаса ребенка, а также в правильном применении речевых средств общения. Только систематическое использование специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития лексико-грамматического строя речи.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них (работать можно как письменно, так и устно):
Упражнение «Какой предмет?» (образование относительных прилагательных).
Сок из вишни (какой?) – вишнёвый, варенье из вишни (какое?) , начинка из вишни (какая?) , косточки от вишни (какие?) . Аналогичные словосочетания составить со словами: из яблок, из слив, из малины, из клубники, из апельсина, из лимона.
Игра с мячом «Он-они» (образование форм множественного числа глаголов).
С перекидыванием мяча друг другу. Взрослый: Он идёт Ребенок – они идут (он рисует – они )
Игра «Наоборот» (образование слов-антонимов).
 Обеденный стол большой, а журнальный столик . Дерево высокое, а куст . Река длинная, а ручей . Книга толстая, а тетрадь . Дорога широкая, а тропинка . Орехи крупные, а семечки .
Задание «Измени по образцу» ( ласковая форма прилагательного).
 Белый – беленький. Тёплый, старый, кислый, лёгкий, чистый, добрый, толстый, сладкий, тонкий, узкий, мягкий. Также можно работать с другими родами (женским и средним) и числом: белая – беленькая, белое – беленькое, белые – беленькие .
Задание «Сравнивай»
Взрослый: Небо синее, а море ещё . (ребенок: синее). Дуб высокий, а сосна ещё . Ручей глубокий, а река ещё . Дорожка узкая, а тропинка ещё . Лента длинная, а шарф ещё .
Игра «Я вижу» (согласование существительных с числительными –2 – и – 5 –).
 Я вижу два мяча и пять мячей (дом, окно, лев, пень, ухо, глаз, рукав, стул, улей ). Можно играть с мячом.
Игра «Есть-нет» (образование существительных в родительном падеже).
 Взрослый: У меня есть два мяча. Ребенок: а у меня нет двух мячей. У меня есть пять кубиков – а у меня нет пяти кубиков. (Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки).
Задание «Вставь пропущенное слово» (работа с предлогами).
Лампа висит столом. Мышка выбежала шкафа. Кот спит шкафом. Мальчик перелез забор. Брат пришёл школы. Рябина растёт дома. Чашка упала стола. Бегун добежал финиша. Солнце выглянуло тучи. Машина стоит домом. Сосчитай, по сколько слов в каждом предложении.
Задание «Подбери существительные к прилагательным». Сделать рисунки в тетради.
 Взрослый: длинная . (ребенок: змея). Широкая, узкая, маленькое, большое, высокое, низкое, круглое, квадратное, овальные, старинный, новый, крупный, мелкий, светлое, темное, ароматная, бледная, хриплый ...
Упражнение «Полные ответы на вопросы».
Чем дворник подметает улицу? (Дворник подметает улицу метлой). Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски?
Игра «Больше существительных» (похоже на 9ое задание, но нужно подобрать как можно больше существительных к одному прилагательному, побеждает тот, у кого слов больше).
Деревянные – ложки, кубики, столы, скамейки, двери. Кожаные Пластмассовые Металлические Бумажные Шёлковые Шерстяные Фарфоровые Ватные Соломенные Меховые
Упражнение «Какая посуда?» (можно брать любые предметы и соответственно - материалы).
 Из стекла – стеклянная. Из металла Из глины Из дерева Из хрусталя Из серебра Из пластмассы
Игра «Расхвали картинку» (выигрывает тот, кто подберет больше слов-прилагательных).
Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые. (Можно помогать ребенку наводящими вопросами: по цвету, по форме, по размеру, по материалу, по комфорту, по цене и т.д.)
Игра «Доскажи словечко» (образование и использование в речи глаголов с различными приставками).
 Машина в гараж (въезжает). Мальчик из школы (выходит). Шофёр к машине (подходит). Девочка с горы (съезжает). Старушка через улицу (переходит). Девочка через лужу (перепрыгивает). Птичка из клетки (вылетает).
Игра «Чей предмет?» (образование притяжательных прилагательных).
 Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва Зубы тигра Копыта лошади Шерсть кролика Рога лося Усы кошки Следы зайца Горб верблюда
составила учитель-логопед:
Сапегина Е. С.
15