Методическая разработка практического занятия «Средства графического представления статистических данных в MS Excel»


Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
Методическая разработка
практического занятия
по дисциплине ОУД.07 Информатика
«Средства графического представления статистических данных в
MS Excel»
по теме «Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»
для студентов 1 курса
специальности:
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Ачинск, 2016 год
Рассмотрено на заседании
Цикловой методической комиссии
_____________________________
Протокол №_______
Председатель цикловой комиссии
_______________ /Ф.И.О./
«____»__________ 20__ г.
Утверждаю
Заместитель директора по УМР
______________Г.В. Часовских«____»__________20____г.

Рекомендована Научно-методическим советом
Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.
Составитель: Минхаирова А.М. – преподаватель информатики Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса
Методическая разработка предназначена для студентов 1 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Пособие составлено по программе курса «Информатика» в соответствии с ФГОС специальности и направлено на освоение общих и профессиональных компетенций.
В работе приведены теоретические сведения, методические указания к ее выполнению, примеры выполнения, а также контрольные вопросы в соответствии с рабочей программой.
ПЛАН УРОКА
Тема раздела: Технология создания и преобразования информационных объектов.
Тема урока: Средства графического представления статистических данных в MS Excel.
Цели урока:
образовательные:
закрепление теоретических знаний о понятии, компонентах и способах построения диаграмм и графиков;
изучение построения диаграмм и графиков с помощью графических средств табличного процессора Microsoft Excel 2010.
приобретение практических навыков работы с формулами, функциями и диаграммами в Microsoft Excel 2010.
развивающие:
формирование умений оперировать ранее полученными знаниями и применять их на практике;
развитие умения планировать свою деятельность;
развитие приемов познавательной деятельности и умений анализировать.
воспитательные:
воспитание профессионально важных личных качеств, наблюдательности, умения слушать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения.
Формируемые компетенции:
Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
М 5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
П 3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
П 4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.
Тип занятия: урок закрепления знаний.
Вид занятия: практическое занятие.
Методические приемы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический.
Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов, оборудование кабинета: экран, мультимедийный проектор, персональные компьютеры, комплект учебно-наглядных пособий, презентация по теме занятия, методические указания по выполнению практических работ по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel».
Формы работы студентов: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Междисциплинарные связи: математика.
Перечень литературы:
Основная:
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/01/24/postroenie-diagramm-i-grafikov-v-elektronnykh-tablitsakhДополнительная:
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014
Цветкова М.С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
План урока с указанием примерных временных рамок на выполнение каждого пункта плана:
Ориентировочно-мотивационный этап:
1.1 Организационный момент (1 мин):
1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин): представление темы и плана занятия, общее описание практической работы, ее особенностей и методов в рамках междисциплинарных связей; актуальность темы занятия и опорных знаний обучающихся, мотивация обучающихся к успешному проведению занятия.
Операционно-исполнительский этап:
Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:
Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы (12 мин)
Усвоение новых знаний:
Закрепление усвоенных знаний по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel 2010» (5 мин).
Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20 мин).
Оформление отчета по практической работе (8 мин)
Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)
Проверка выполненного задания (5 мин)
Рефлексивно-оценочный этап:
Подведение итогов занятия (3 мин):
3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия;
3.1.2 Выставление оценок;
3.1.3Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии.
Формулировка домашнего задания (1 мин).
Описание занятия:
1. Ориентировочно-мотивационный этап:
1.1 Организационный момент (1 мин):
Здравствуйте! Прежде чем начнем работать, отметим отсутствующих. (Перекличка по журналу, отмечаются отсутствующие).
1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин):
На прошлом занятии мы уже рассмотрели теоретические аспекты, относящиеся к понятию и функционалу программы MS Excel. Как вы думаете, чем мы на уроке сегодня займемся, и какое влияние это имеет на вашу профессиональную деятельность? Все верно, сегодня мы повторим, что такое деловая графика, основные виды диаграмм, их особенности и научимся создавать и редактировать диаграммы с помощью табличного процессора. Итак, тема занятия: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). (Слайд 1) Цель занятия - выработать практические навыки при выполнении подбора и структурирования данных для построения диаграмм в MS Excel. (Слайд 2)
2. Операционно-исполнительский этап:
2.1 Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:
2.1.1 Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы(12 мин)
Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую проверочную работу, для того чтобы вспомнить основные понятия деловой графики в табличном процессоре. Для этого вы поработаете в группах. У каждой группы будет свое индивидуальное задание, на выполнение которого вам дается 5 минут. После выполнения каждая группа должна представить и защитить свою работу.
(Слайд 3-5 – работа группы 1, слайд 6-7 – работа группы 2, слайд 8-10 – работа группы 3)
1 группа: Найти в тексте понятие диаграммы, выписать его в тетрадь. Выделить типы диаграмм. Соотнести изображения диаграмм с их названиями.
Текст. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, круговые, точечные и т.д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.
Линейчатая
Гистограмма
Круговая диаграмма
График
Точечная
2 группа: Найти в тексте ответы на поставленные вопросы (ответы должны быть полными).
Текст. Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы: .
Для построения диаграмм используется мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.
Вопрос Ответ
1. При каком условии осуществляется построение диаграммы? Построение диаграммы осуществляется только при условии наличия числовых данных
2. Какими способами мы можем задать функцию построения диаграммы? Задать функцию построения диаграммы мы можем либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы: .
3. Какой редактор используется для построении диаграмм? Для построения диаграмм используется мастер диаграмм.
4. Что мы можем делать с диаграммой после окончательного её построения? Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.
5. Какие элементы диаграммы являются основными? Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.
3 группа: Найти в тексте определение понятия «легенда» и определить на рисунке, где изображена легенда.
Текст. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.
Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диаграмме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятие «легенда». Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.

Выступление групп (по 2 минуты выступление каждой группы) – 8 мин.
Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!
Усвоение новых знаний:
Закрепление усвоенных знаний по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel» (5 мин).
Из теоретического материала, мы помним, что с помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов (Слайд 11): гистограммы – столбчатые (Слайд 12), для сравнения величин, (Слайд 13) круговые диаграммы – для отображения частей целого, (Слайд 14) графики - для отображения изменения величин в зависимости от времени. Их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. (Слайд 15).
Технология построения диаграмм и графиков одна и та же: необходимо выделить диапазон ячеек данной таблицы, далее перейти в Главное меню, выбрать вкладку Вставка и выбрать нужный тип диаграммы, затем по средствам вкладки формат произвести необходимое форматирование диаграммы: добавить заголовок диаграммы, легенду, можно задавать цвет и вид штриховки, подписи данных и т.д. (Слайд 16-17)
Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20мин).
Сейчас переходим непосредственно к выполнению практической работы. Пользуясь методическими указаниями по выполнению практических работ, оформляем отчет и делаем выводы по проделанной работе.
Обратите внимание, в заданиях 1-3 вам даны таблицы. И по данным этих таблиц, вам необходимо будет произвести расчеты и построить диаграмму по образцу. (Слайд 18-23)
В задании 4 вам необходимо будет построить график функций. А в задании 5 произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы (Слайд 24-29).
Оформление отчета по практической работе (8 мин)
Время, отведенное на выполнение задания, истекло. Сейчас необходимо перейти в свою рабочую тетрадь и оформить отчет по проделанной работе.
2.2.4 Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)
Формулируя вывод, опирайтесь на поставленные в работе цели.
2.3 Проверка выполненного задания (5 мин)
Отчет оформлен, задания выполнены, вывод сформулирован. Остается проверить правильность выполнения задания. Желающие могут, используя ключ, самостоятельно проверить правильность решения и, при необходимости, найти свои ошибки или прокомментировать свои работы для всей подгруппы. Желающего приглашаю к экрану для защиты своей работы. (Проектируется работа студента, он комментирует)
3. Рефлексивно-оценочный этап:
3.1 Подведение итогов занятия (3 мин):
3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия:
Сегодняшняя работа на занятии показала, что вами освоена не только теоретическая, но и практическая часть темы «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)», несмотря на то, что у некоторых обучающихся возникли трудности при выполнении расчетов. При формировании оценки, учитывалась работа на этапе актуализации, обобщения и систематизация ЗУНов, а именно, работа в группе, проделанная практическая работа, с выполненным отчетом. В итоге получили оценку...
В целом, считаю, поставленные цели практической работы достигнуты. Вы все поработали продуктивно.
3.1.2 Выставление оценок:
Все полученные сегодня вами оценки выставляются в журнал, как итоговые оценки материала «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)».
3.1.3 Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии:
Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном занятии. Что узнали нового? Что было полезным? В чем затруднялись? (Заслушиваются мнения обучающихся).
3.2 Формулировка домашнего задания (1 мин):
Для того, чтобы сегодняшний материал вами был успешно освоен и закреплен, предлагаю, в форме домашнего задания построить графики функций по вариантам. Это аналогичное задание 4 задания практической работы.
Спасибо за занятие! До свидания!
Приложение 1
Практическая работаСредства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графикиТема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Цель работы: изучить технологию построения диаграмм в ЭТ, научиться правильно указывать все необходимые параметры при построении графиков функций и диаграмм, использовать графические объекты для анализа данных.
Формируемые компетенции:
Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
М 2. использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания(наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
М 5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
П 3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
П 4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
 
Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: экран, проектор, персональные компьютеры, локальная компьютерная сеть, прикладное программное обеспечение MS Excel, презентация по теме занятия, электронный тест. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Диаграмма – удобное средство графического представления данных. Позволяет оценить имеющиеся величины. Для наглядного представления данных необходимо определить Тип и Вид диаграммы.
Гистограмма – иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по горизонтали, а значения по вертикали. 1 столбец – позволяет сравнивать показатели величин друг с другом. 2 столбец – показывает численную долю отдельного показателя в суммарном объеме. 3 столбец – позволяет сравнивать процентное соотношение долей каждого показателя в общем объеме.
Круговая диаграмма – показывает вклад элемента в общую сумму. Всегда строится по одному ряду данных.
График – показывает зависимость одной величины от другой.
Лепестковая диаграмма – позволяет сравнивать общие значения из нескольких наборов данных. Каждая категория имеет собственную ось координат, исходящую из начала координат.
Конусная, пирамидальная, поверхностная диаграммы - позволяют разнообразить типы диаграмм.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
Задание 1. Заполнить и настроить таблицу для расчета времени, затраченного разными животными при движении на заданное расстояние. Построить гистограмму по образцу.
Технология выполнения задания
Исходные данные – задаются с клавиатуры:
Столбец B - значение скорости животного (в км/ч).
Столбец C – расстояние, которое надо преодолеть (в км).
Вычисляемые значения – считаются по формуле: 
Столбец D – время.
Ячейка С11 – максимальная скорость (функция МАКС).
Ячейка С12 – минимальная скорость (функция МИН).


Задание 2. Заполнить и настроить таблицу для расчета основных характеристик Мирового океана. Построить круговую диаграмму по образцу.
Технология выполнения задания
Исходные данные – задаются с клавиатуры:
Диапазон А1:Е5.
Вычисляемые значения – считаются по формуле: 
Ячейка В6 – общая площадь Мирового океана (функция СУММ).
Ячейка С6 – общий объем Мирового океана (функция СУММ).
Ячейка D6 – средняя глубина Мирового океана (функция СРЗНАЧ).
Ячейка E6 – самая глубокая впадина Мирового океана (функция МАКС).
 

Задание 3. Заполнить и настроить таблицу Рейтинг самых высоких гор по континентам. Построить график по образцу.
Технология выполнения задания
Исходные данные – задаются с клавиатуры:
Диапазон А1:С8.
Вычисляемые значения – считаются по формуле: 
Ячейка В11 – средняя высота заданных вершин (функция СРЗНАЧ).
Ячейка В12 – самая высокая гора в мире (функция МАКС).
Ячейка В13 – самая низкая из самых высоких гор (функция МИН).

 
Задание 4. Построить графики функций у=sin(x) и y=sin(2x) на интервале [- 180; 160] с шагом 20. 
Технология выполнения задания
1. Заполнить таблицу значений:

2. Выделить таблицу и указать тип диаграммы График. 3. Выбрать формат графика с гладкими кривыми. 4. В Макете указать название диаграммы по образцу, разместить легенду справа, применить формат графика по образцу.


Задание 5. Произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы.
Технология выполнения задания
Исходные данные – задаются с клавиатуры:
Диапазон А3:А10, В3:В10.
Вычисляемые значения – считаются по формуле: 
Ячейка С5 – посчитать премию в размере 25% от оклада по формуле =B5*$C$4 и произвести автозаполнение до ячейки С11.
Ячейка D5 – посчитать районный коэф. в размере 15% от оклада по формуле = B5*$D$4 и произвести автозаполнение до ячейки D11.
Ячейка E5 - посчитать НДФЛ в размере 13% от оклада по формуле =(B5+C5+D5)*$E$4 и произвести автозаполнение до ячейки E11.
Сравнить результаты с исходной таблицей.
Построить диаграммы для диапазона данных столбцов ФИО и К выплате по образцу.




СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
сформировать файл отчета в MSWord 2010;
название и цель работы;
задание;
результаты выполнения задания;
вывод по работе.
 
Контрольные вопросы
Что называется деловой графикой?
Перечислить основные типы диаграмм?
В чем разница между круговой диаграммой и гистограммой?
Как построить диаграммы по числовым данным?
 
Список использованных источников
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/01/24/postroenie-diagramm-i-grafikov-v-elektronnykh-tablitsakhАстафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014
Цветкова М.С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Приложение 2
Самостоятельная внеаудиторная работа
Варианты
ВАРИАНТ 1 Построить графики функций y1= x 2 -1, y2= x 2+1 иy=К·(y1/ y2)на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,3.

ВАРИАНТ 2 Построить графики функций y1= и y2= 2х на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 3 Построить графики функций y1= , y2=на интервале [- 0,5 ; 9] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 4 Построить графики функций y1=, y2= на интервале [- 5 ; -0,5] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 5 Построить графики функций y1= , y2=на интервале [0,5 ; 5] с шагом 0,5.

Приложение 3
Дополнительное задание на закрепление
Модель знаний
Деловая графика – это графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.
Основные типы диаграмм:
1
2
3
4
5
Соответствия
Типы сравнения:
1
2
3
4
5
Алгоритм выбора типа диаграммы:
1)
2)
3)
Элементы диаграммы
Область диаграммы
Заголовок
Область построения
Подписи данных
Ряд данных
Легенда
Ось категорий
Ось значений
Работа с диаграммами в MSExcelНабор средств Работа с диаграммами:
1)
2)
3)
Модель знаний
(модельный ответ)
Деловая графика – это графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.
Основные типы диаграмм:
1 Круговая
2 Линейчатая
3 Гистограмма
4 График
5 Точечная
Соответствия
Типы сравнения:
1 Покомпонентное
2 Позиционное
3 Временное
4 Частотное
5 Корреляционное
Алгоритм выбора типа диаграммы:
1) Сформулировать идею диаграммы
2) Выбрать тип сравнения
2
3) Выбрать тип диаграммы
1
3
Элементы диаграммы
Область диаграммы
Заголовок
Область построения
Подписи данных
Ряд данных
Легенда
Ось категорий
Ось значений 4
5
6
7
8

Работа с диаграммами в MSExcelНабор средств Работа с диаграммами:
1) Конструктор
2) Макет
3) Формат