Конспект урока по информатике Построение диаграмм в табличном процессоре MS EXCEL


КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ
«Альтернатива»
Тема урока: Построение диаграмм в табличном процессоре MS EXCEL
Цель урока: научить обучающихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить с различными видами диаграмм; изучить алгоритм построения диаграмм; продолжить развитие умений работы в команде
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии «Альтернатива».
Оборудование: компьютерный класс, проектор.
Ход урока:
Организационный момент.
 
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Контроль и систематизация знаний.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Что такое блок?
Сколько входит ячеек в блок А1:С3?
Сколько ячеек электронной таблицы включают в себя следующие диапазоны:
А) А2 : В10 б) С13 : Е20
4. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
  A B
1 6 3
2 =A1+B1 =A1/B1
А)   Что будет выведено в ячейки A2 и B2 в режиме отображения значений
В). Как будут меняться числа в А2 и В2, если последовательно заносить в А1 число 2, в В1 число 4?
5. В чем заключается принцип относительной адресации?
6.В чем заключается принцип абсолютной адресации?
7. Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула =$A$1*B1, записанная в ячейке С1, после ее копирования в ячейку С2? Блок – группа смежных ячеек.
9 ячеек.
3. а) 18; б) 24
4. А).     9; 2.
В).     5; 2/3; 6; 0,5.
5. Принцип относительной адресации заключается в том, что адреса ячеек, которые используются в формуле, определены относительно места расположения формулы. Этот принцип приводит к тому, что при копировании формулы в другое место, изменяются адреса ячеек в формуле.
6. Используется в том случае, если необходимо чтобы при копировании формулы адрес ячейки оставался не измененным. Для этой цели в ячейке используется знак $.
7. $А$1*B2
2. Объяснение нового материала
Скажите ребята, всегда ли удобно работать с большим объёмом информации и почему?
Сегодня на уроке мы рассмотрим алгоритм построения диаграмм и графиков. Как вы думаете, для чего необходимы диаграммы?
Информация может быть представлена в трех формах: словесная, табличная, графическая.
Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных.
Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных.
В программе Excel термин диаграмма используется для обозначения всех видов графического представления числовых данных. Построение графического изображения производится на основе ряда данных. Так называют группу ячеек с данными в пределах отдельной строки или столбца. На одной диаграмме можно отображать несколько рядов данных. Диаграммы связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе.
Для построения диаграммы обычно используют мастер диаграмм, запускаемый щелчком на кнопке мастер диаграмм на стандартной панели инструментов.
Выявим факторы, влияющие на здоровье человека, т.е. от каких факторов зависит здоровье человека?
Здоровье человека зависит от следующих факторов:
50% - образ жизни;
20% - наследственность;
20% - экологическая обстановка;
10% - здравоохранение.
Этапы построения диаграммы (Объяснение и показ через проектор процесса построения диаграммы).
ФАКТОРЫ, влияющие на здоровье человека Образ жизни 50 Наследственность 20 Экологическая обстановка 20 Здравоохранение 10
Практическая работа.
Задание 1. (Откройте файл Факторы.xls)
Построить гистограмму и график
ФАКТОРЫ, влияющие на здоровье человека
ФАКТОРЫ ПРОЦЕНТЫ
Образ жизни 50
Наследственность 20
Экологическая обстановка 20
Здравоохранение 10
Задание 2. (работа в группах)
Класс делится на группы, которые получают задание:
 
Постройте:
1группа - линейную диаграмму,
2 группа - столбиковую диаграмму,
3 группа - круговую диаграмму.
2. Объясните, что показывает ваша диаграмма. Почему  именно этот тип диаграммы выбран для данных показателей.
3. Придумайте свой вариант задания, постройте таблицу и диаграмму, выбор обоснуйте.
4. Обменяйтесь заданием с одной из групп и выполните их вариант, затем вариант третьей группы.
5. Сравните три способа составления диаграмм, обсудите их преимущества и недостатки, заполните таблицу.
6. Представьте результаты вашей работы классу.
1 группа:
«В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м»2 группа:
Площадь океанов такова: Тихий океан — 178 684 тыс. кв. м., Атлантический — 91 655 тыс. кв. м., Индийский — 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый — 14 756 тыс. кв. м.3 группа:
Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %, Кислорода – 22 %, Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.
Итогами работы могут быть:
Диаграмма Основной вариант Альтернативный вариант
линейная на одном и том же поле графика можно изобразить несколько показателей при изображении большого числа показателей, происходит потеря наглядности
столбиковая удобны для сравнения различных величин между собой, для изображения изменяющихся во времени показателей (динамических) рядов и структуры явлений построенная по малым выборкам, не позволяет сделать правильные выводы
круговая приятны для обозрения, легко запоминаютсяотсутствие строгой соразмерности сравниваемых фигур;
малая ёмкость, невозможность отразить более широкий объём полезной информации.
После представления результатов работы групп, в процессе обсуждения делаются следующие выводы:
линейные диаграммы строятся для отражения процессов, ритмически повторяющихся во времени;
столбиковые - для изображения изменяющихся во времени показателей; круговые - когда мы хотим показать наглядно разделение чего-либо целого на несколько различных долей. 
Подведение итогов.
Вот и кончился урок,                                               
И подводим мы итог!
Учитель выставляет оценки.
В заключение урока я хочу пожелать, чтобы вы, работая с компьютером, всегда выполняли правила техники безопасности, и следили за своим здоровьем.
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.
 
«На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.» 
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!