Технологическая карта урока Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы» (6 класс)


816609339090Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета
Районный конкурс методических разработок
« Его Величество Урок»
Разработка урока
«Файлы и папки.
Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы»
6 класс
Автор:
учитель информатики
Богатырева Татьяна Викторовна
ноябрь 2016г
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет Информатика и ИКТ
Класс 6
Номер урока 3
Тема урока Файлы и папки.
Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы»
Базовый учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;
Цель урока Познакомить учащихся с понятиями « файлы» и «папки», дать учащимся общие представления о файловой системе
Задачи урока Образовательная: рассмотреть основные понятия темы, изучить основные операции с файлами и папками;
Развивающая: формировать приёмы логического мышления, развивать интерес к  предмету, информационной культуре, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, сотрудничество;
Тип урока комбинированный
Техники и технологии здоровье сберегающая технология, ИКТ-технология.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная
11. Организация деятельности учащихся на уроке:самостоятельно выходят на проблему и решают её;
самостоятельно определяют тему, цели урока;
отвечают на вопросы;
решают самостоятельно задачи;
выполняют работу за компьютером;
оценивают себя и друг друга.
Ресурс
(учебники, наглядные пособия) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016;
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016;
презентация «Компьютерные объекты»
практическая работа
Планируемые результаты обучения
личностные: понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни
предметные: представления о файлах и папках и их признаках;
метапредметные: ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки)
Структура урока
Этапы урока (время) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Формы оценивания
Личностные: Регулятивные: Коммуника-тивные: Познава-тельные: 1.Организационный (2 мин) Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих; Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку самоопределение Самоконтроль, организация своей учебной деятельности
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Формирование положительной мотивации Учитель проверяет готовность класса к уроку, самопроверка
2. Актуализация
(5 мин) Актуализирует знания о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации, об основных устройствах компьютера и их
функциях; предлагает выполнить № 14, 15 из РТ Отвечают на вопросы, выполняют задание в РТ. оценивание усваиваемого материала контроль иоценка процесса и результатов деятельности планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками анализ объектов с целью выделения признаков Взаимопроверка, оценивание учителем
3. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
(2 мин) Активизирует знания учащихся. Предлагает посетить библиотеку. Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся (обобщение и систематизация представлений учащихся о библиотеке, подводит к теме урокаСтавят цели, формулируют(уточняют) тему урока. формирование готовности к самообразованию целеполаганиепостановка вопросов формулирование познавательной цели и проблемы 4. Открытие нового знания (10 мин) Объясняет новый материал в соответствии с параграфомучебника, демонстрирует презентацию (Приложение 1, приложение 2) Слушают объяснение учителя, записывают в тетрадь основные понятия, смотрят презентацию. формирование готовности к самообразованию Выделение важной информации сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать умение структурировать знания Взаимопроверка, контроль учителя, самопроверка
5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
(6 мин)
Предлагает поработать в парах
(выполнить 5 задач)
Комментирует, направляет работу учащихся Работают в парах, в тетрадях выполняют задания, предложенные учителем, обсуждают Ориента-
ция в межличностных отношениях Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез Работа в парах, взаимопроверка
6. Динамическая пауза (1 мин) Показывает упражнения
(Приложение 3) Выполняют упражнения самоорганизация саморегуляцияумение слушать и слышать 7. Закрепле-ние получен-ных знаний на практике
(7 мин) Напоминает технику безопасности. Дает задание Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы» (Приложение 4)
Объясняет правила работы. Проверяет выполнение работы на местах. Слушают учителя, выполняют практическую работу. Соблюдают технику безопасности. Самоорганизация, самоопределение,
умение планировать последовательность действий для достижения цели. Волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Планирование работы, умение определять наиболее рациональную последовательность действий , умение самостоятельно оценивать свою деятельность Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем) Контроль учителя, самопроверка.
8. Подведение итогов урока (4 мин) Предлагает осмыслить тему, ответив на вопросы теста (Приложение 5) Отвечают на вопросы теста, высказывают свои
впечатления от урока смыслообразованиеосознание качества и уровня усвоения умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли осознание того, что уже усвоено Оценка учителя, самооценка
9. Рефлексия (1 мин) Предлагает обучающимся оценить урок с помощью смайликов. Оценивают урок. степень правдивости при рефлексии Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Умение формулировать собственное мнение. Рефлексия. Оценка учителя, самооценка
10. Информирования учащихся о домашнем задании
(2 мин) Формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению (§2 (1,2 пункты), Слушают учителя и записывают домашнее задание. самоопределение Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимодействие с учителем постановка и решение проблемы Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Здравствуйте! Садитесь.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. Учащиеся готовы к началу работы.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение).
Предлагаю вам выполнить задания в рабочей тетради №14 и №15, затем обсудить, полученный результат Работают в тетрадях.
Обсуждают полученный результат
III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
Предлагаю отправиться в библиотеку (слайд 1)
Выделите главные объекты в библиотеке (слайд 2)
Можно ли сравнить библиотеку и компьютерный диск?
Почему? ( слайд 3)
Демонстрирую (слайд 4-5) в подтверждение ответов учащихся
Тема нашего урока: Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы»
-Что нового вы должны узнать на этом уроке? (слайд 6) Заинтересованы
Называют: библиотека, шкаф, полка, книга, название книги
Да
Обосновывают ответы
Записывают тему урока: «Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы»
IV. Открытие нового знания.
Учитель демонстрирует презентацию (Приложение 1), поясняя её, задаёт вопросы
(Слайд7)
Как вы считаете, что имеет файл?
Кто дают имя файлу?
Файл состоит из двух частей: собственного имени и расширения, которые отделяются друг от друга точкой.
Расширение дается программой, в которой создан файл.
Знакомлю с правилами записи файлов (уточняю запрещенные символы в имени файла)
(слайд 8)
Знакомлю учащихся с основными типами файлов (слайд 9,10, 11)
Как вы считаете: Сколько файлов может содержаться на компьютерном носителе
Демонстрирую (слайд 12)
А как мы храним файлы? В порядке или беспорядке? Что нам в этом помогает? (Слайд 13, 14)
Предлагаю провести аналогию работы в библиотеке с книгами и папками, файлами на компьютере (Слайд 15-22)
Смотрят презентацию, записывают определение
Файл - это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем
Отвечают Имя
Мы, пользователь
Записывают структуру имени файла
Имя файла= собственное имя.расширение,
Рассматривают пример записи файла
Работают с таблицей Типы файлов (приложение 2)
Отвечают
Отвечают папка, записывают определение
Учащиеся предлагают свои варианты и способы работы с файлами и папками.
V. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Предлагаю выполнить задания(Слайд 21-28)
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте соседа, (слайд 29)
используя критерий
5 заданий – 5баллов
4 задания – 4 балла
3 задания – 3 балла
И т.дУчащиеся, используя полученные знания, выполняют задания
Проверяют ответы с доской.
Проверяют и оценивают работу соседа
VI. Динамическая пауза (слайд 30- приложение 3)
Учитель: Ребята, вы, наверное, устали?
Поработайте глазками! Водите глазами по двигающим объектам! Учащиеся отдыхают
VII. Закрепление полученных знаний на практике
Напоминаю технику безопасности. Даю задание Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы» (слайд 31 -приложение 4)
Объясняет правила работы. Проверяет выполнение работы на местах
Слушают учителя, выполняют практическую работу.
Соблюдают технику безопасности

V1II. Подведение итогов урока ( слайд 32,33 ) (приложение 5)
Предлагаю выполнить тест и самим оценить полученные знания на уроке, используя критерий
5 заданий – 5баллов
4 задания – 4 балла
3 задания – 3 балла Отвечают на вопросы теста
Проверяют тест
1X.Рефлексия
Учитель: Наш урок подходит к концу.
Если за урок вы получили 15 баллов – «5»
12 баллов – «4»
9 баллов – «3»
Предлагает выставить оценку себе виде смайлика Формулируют цель урока, отвечают на поставленные вопросы.
Оценивают себя, демонстрируя смайлики
X. Информирования учащихся о домашнем задании (слайд35)
1. Дома прочитайте § 1.2
2. Изучить в своем компьютере, какие еще встречаются типы файлов, какое расширение имеют и какими значками обозначаются.
3. Изобразить файловую систему в виде дерева каталогов для папки Мои документы или любой другой на выбор
(слайд 36)
Урок наш окончен, пора отдыхать,
Желаю хорошего настроения и отличных успехов в учебе!
Спасибо за работу на уроке! Учащиеся внимательно слушают, записывают домашнее задание в дневник