Конспект открытого урока 9 класс. «События в кадре. Информативность и образность фотоизображения»


Файзрахманова Наталья Ташбулатовна,
Учитель ИЗО высшей категории
МБУ «Школа №91» г.о.Тольятти,
участник конкурса «Учитель года» 2015г
МБУ «Школа №91»
Конспект открытого урока
Изобразительное искусство 9кл
«События в кадре. Информативность и образность фотоизображения»
Цели:
Показать что фотоизображение является документом времени, летописью запечатленных мгновений истории
Задачи:
Дать представление о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве в формировании визуальной среды
Дать представление о репортажной съемке.
Закрепить полученные знания о фотоаппарате
Тип урока: урок –презентация
Материалы: Фотоаппараты различных марок и модификаций.
Зрительный ряд: Работы отечественных и зарубежных фотографов, а так же работы фронтовых и спортивных фотожурналистов.
Дополнительный материал:
Компьютер с мультимедийными возможностями.
План урока:
I. Организационный момент:
Просмотр работ фотохудожников.
II. Сообщение темы урока.
III. Изучение нового материала.
1.Беседа о фотографии, как о современном искусстве, его возможностях
( словарь терминов).
2. Просмотр слайд-шоу
3. Сравнительный анализ (фотографий).
Физкультминутка.
IV. Актуализация знаний.
. V. Итог урока.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ещё до начала урока учитель обращает внимание учащихся на фотографии, размещенные на доске, и просит подробно их рассмотреть.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся уроку.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: На сегодняшний день информация стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Уже с древнейших времен человек не задумываясь использовал информацию: с помощью жестов, наскальных рисунков и т.д. ,Реальная цивилизация началась с того момента, когда появилась письменность. После этого накопленные знания стало возможным сохранять и передавать другим людям, другим поколениям. Потом появилось книгопечатание. Теперь скорость распространения информации стала намного выше, теперь она накапливается в большом объеме. Можно считать, что современная цивилизация базируется на информации, дающей нам духовные и научные знания. Знания - это информация, представленная в определенной форме. Потому человечество всегда принимало, обрабатывало, хранило и передавало информацию во всех разнообразных формах.
Так давайте попробуем назвать все известные вам способы получения и хранения информации.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким термином как информативность.
Давайте попробуем вместе сформулировать это понятие.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Информативность - содержание значительного количества информации (насыщенной информации)
Итак, откуда мы с вами можем получить необходимую для всех нас информацию?
Перечислите способы получения \хранения информации:
Книги
Музыка
Газеты
Фильмы
Театры и музеи
Интернет
Радио
Фотографии
(Слайд №4)
Учитель: Одним из способов получения информации вы назвали фотографию. Действительно, в нашей жизни фотография играет не маловажную роль, мы видим её применение повсюду: в журналах, газетах, на афишах и т.д. Поэтому вас не затруднит вспомнить несколько жанров этого искусства. Давайте назовём их.
Ответы учащихся.
Жанры в фотографии
ПортретПейзажАнималистическийПостановочное фотоРепортажная съемкаМакро съемкаПанорамнаяфотографияПодводная съемкаЖанровая фотография
Учитель : А теперь –рассмотрим подробнее фотографии. Возможно, вы услышите и откроете для себя новые жанры фотосъёмки.
Портрет – изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Пейзаж – в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).Анималистический жанр – изображение животных в живописи, скульптуре и графике, фотографии.
Макро съемка – вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2—20:1
Постановочное фото – В самом широком смысле постановочная фотография, прежде всего, указывает на некий определенный идейный замысел. Именно художественная идея является основой любой постановочной фотографии и требует конкретной ее реализации. В силу этого содержание постановки может быть самым разнообразным и не сводится только к одному какому-либо жанру или стилю. Поэтому данный творческий метод дает широкий простор для фотограф.
Панорамная фотография – фотография, имеющая большой угол обзора.
Подводная съемка – Съемка, осуществляемая под водой с помощью спец.аппаратов
Репортажная съемка – Оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.
Жанровая фотография – Жанровая фотография может пересекаться с фоторепортажем, со стрит-фото, с натюрмортом, с портретом... Но жанровый снимок обязательно должен иметь свой главный признак - передавать чувства, ощущения, настроение, внутренний мир человека. Даже если человека в кадре нет.
Учитель: Теперь мы попробуем на примере определить жанры фотографий.
Учитель показывает слайды, а дети пытаются назвать жанр, в котором они выполнены.
Примеры: Панорамная фотография(слайд №6)

Портрет (слайд №7)

Репортажная съемка (слайд №8)

Жанровая фотография (слайд №9)
Постановочное Фото (слайд №10)

Макросъемка (слайд №11)
Анималистический жанр (слайд №12)

Пейзаж (слайд №13)

Репортажная съемка
Репортажная фотография — это фотографический отчет о событии, из которого зрителю понятно, что произошло, где, когда и с кем.
(слайд №17)
(Слайд №19)
(слайд №20)
Учитель: Ещё до начала урока я обратила ваше внимание на фотографии, размещенные на доске, и просила подробно их рассмотреть. А теперь сравните работы отечественных и зарубежных фотографов, а так же работы фронтовых и спортивных фотожурналистов и среди представленных фотографий постарайтесь выделить РЕПОРТАЖНУЮ СЪЁМКУ.
Ответы учащихся.
Учитель: Давайте теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку. Для этого попробуйте осуществить свой художественный замысел и выстроить постановочную сценку, которая бы смогла стать вашим постановочным кадром.
IV. Актуализация знаний.
Учитель: Знания - это информация, представленная в определенной форме. Потому человечество всегда принимало, обрабатывало, хранило и передавало информацию во всех разнообразных формах.
Так давайте попробуем вспомнить устройство фотоаппарата, который является запоминающим устройством и носителем информации.

1. Как устроен фотоаппарат?
1. корпус
2. объектив
3. видоискатель
4. линзы.
5. затвор.
6. вспышка
7. зеркала
2.Какие функции выполняют отдельные части фотоаппарата?
объектив : собирает световые частицы на матрицу, нужен для позиционирования изображения на плёнку или матрицу.
затвор: служит для осуществления съемки.
вспышка: служит для дополнительного освещения объекта при съёмке, и т.д.
3.Какие виды фотоаппаратов вы знаете?
1.касетные
2.плёночные
3.зеркальные
4.цифровые
V. Итог урока.Учитель: Мне приятно было убедиться в том, что вы знаете устройство фотоаппарата ,а так же анализируя фотоснимки умеете различать их по жанрам.

Домашнее задание:
Для самостоятельного закрепления пройденного материала, дома вам предлагается поработать над своими собственными фотографиями. Попробуйте создать серию снимков соответствующих одному из жанров, которые мы изучили с вами сегодня.