Классный час Курить — здоровью вредить

Мастер - класслассного часа в «Школе основ здоровья»
«Курить - здоровью вредить»

Характеристика аудитории: учащиеся 4 - а класса, школьный врач, учитель химии, учителя начальных классов, родители.
Дата проведения: 7 апреля Всемирный День здоровья
Цели классного часа:
Познакомить детей с вредным воздействием табака на организм человека.
Выяснить причины употребления табачных изделий.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Развивать логическое мышление, речь учащихся, актёрские способности.
Сформировать у детей отрицательное отношение к табаку.

Все мы родом их детства, тем не менее, то самое детство, которое мы «прошли», остаётся для нас загадкой, и мы, взрослые, неустанно о нем размышляем с тем, чтобы сделать детство современных детей по-настоящему детским, т.е. уберечь детей от горестей и ошибок.
Детство имеет одно важное преимущество: в нем нет возрастных напластований, в нем информативная чистота, свобода и готовность к познанию мира. Это преимущество, будь оно творчески использовано взрослыми, могло бы произрасти прекрасными плодами. Но взрослые, тяготеющие к излишне устойчивым принципам и критериям, препятствуют гибкому, свободному развитию ребенка, шаблонизируют его. Поэтому нередко дети вырастают не «благодаря», а «вопреки», через тяжелые душевные страдания, приобретая жизненный опыт.
Детство – праздник для души,
Но кричать ты не спеши,
Что у всех оно прекрасно,
И безоблачно,
И ясно
Есть, есть в этом мире зло,
Убить его нам не дано,
Оно дамокловым мечом
Висит над маленьким челом.

Риторически спросим: «Легко ли быть ребенком?» Ответ ясен. Нелегко. Сфера детства наполнена видимыми и невидимыми взаимосвязанными, противоречивыми явлениями. Взрослые должны делать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т.е. здоровой.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет
действовать в оптимальном режиме;
в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен, проявляет отрицательное отношение к вредным привычкам;
в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. Вот почему в своей педагогической работе я использую здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для реализации целей здоровьесберегающих технологий, использую в своей работе следующие принципы:
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» – одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (No nocere!).
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, стараюсь всесторонне развивать ребенка, планирую и прогнозирую его развитие.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения и воспитания, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии, КТД).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно - оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
На протяжении 4 лет я веду в классе факультатив по валеологии «Школа основ здоровья», ориентированный на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. Я учитываю, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществить активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Свою методику работы с детьми строю в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребёнком, делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия в «Школе основ здоровья» требуют творческого подхода, поэтому занятия с детьми провожу разных видов: беседа, оздоровительные минутки,
деловые игры, викторины, КТД, праздники, экспресс - игры, тренинги «Умей сказать «Нет!», фотоколлажи, антирекламы, конкурсы рисунков.
Я предлагаю вашему вниманию классный час, проведённый в рамках «Школы основ здоровья», «Курить - здоровью вредить!».
Для его проведения я использовала следующие формы и методы работы:
Психологические тренинги. Я уверена, что дело зависит от его начала, поэтому обязательно провожу вхождение в урок или любое занятие для того, чтобы дети настроились на занятие, получили установку на здоровье, доброту,
красоту и т. д.
Интерактивная игра. При подготовке классному часу дети разбились на несколько микрогрупп для выполнения определённого задания. Участвуя в игре, дети развивают коммуникативные способности, укрепляют межличностные отношения. В игре каждый ребёнок может проявить себя, свои знания, умения, волевые качества. Именно в игре реализуется основная потребность ребёнка: «Хочу всё знать».
Дискуссия. Основу всех дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, при аргументации суждений. Я использовала массовую дискуссию, когда в обсуждении вопроса принимали участие все учащиеся класса. Дискуссия способствует развитию коммуникативных способностей детей, развивает мышление, речь учащихся.
Театрализованное представление с участием школьного врача. Театрализованные представления привлекательны тем, что вносят в занятие атмосферу праздника, помогают ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. В моём классе использование театрализованного представления в ходе обсуждения такого серьёзного вопроса, как курение, способствовало более наглядному представлению о влиянии никотина на организм человека.
Демонстрация опыта «курящая кукла». Демонстрация опыта сыграло роль « разорвавшейся бомбы»: дети сразу убедились, как дым попадает в организм человека, что становится с лёгкими человека при курении.

Классный час
«Курить – здоровью вредить»

«привычка, противная зрению,
невыносимая для обоняния, вредна для мозга, опасная для лёгких».
Король Англии Яков I Стюарт

Цели классного часа:
Познакомить детей с вредным воздействием табака на организм человека.
Выяснить причины употребления табачных изделий.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Развивать логическое мышление, речь учащихся, актёрские способности.
Сформировать у детей отрицательное отношение к табаку.

Оборудование классного часа: плакат «Причины курения»; карточки - пословицы о здоровье; тест «Здоровье»; рисунок растения табак; карта мира, флажки; дерево – решения; плакат с девизом классного часа; декорации к сценке «Сон Пети»; плакат «Лёгкие человека»; оборудование для опыта «Курящая кукла»; сигнальные круги.

Подготовительная работа к классному часу:
Интерактивная игра по делению на творческие группы:
группа биологов - поиск информации о растении табак;
группа географов - поиск информации о том, как табак попал в Россию;
группа историков - поиск информации о запрете табакокурения в разных странах;
группа актёров - театрализованное представление о вреде курения;
группа аранжировщиков - поиск необходимого музыкального сопровождения для представления.
2. Анкетирование учащихся.
3. Тематическое оформление классного часа.

Ход классного часа

Психологическая установка на классный час.

Классный руководитель: - Каждый день солнышко встаёт, чтобы дарить людям свет, добро и ласку. Давайте и мы настроимся на час доброты.
- Медленно поднимите вверх обе руки. Представьте, что достали ими до нашего классного солнышка. Бережно «перенесите» солнечные лучики в своё сердце. В сердце появилась «звёздочка». Сказали: «Любовь!» - звёздочка увеличилась. «Добро!» - стала ещё больше. «Здоровье!» - стала, как солнышко большое. Оно несёт тепло всем, кто рядом с нами. Поделитесь друг с другом солнышком. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне.
- Тихо сели.

Игра «Здоровье».

Классный руководитель: Итак, начинаем очередное занятие - классный час в «Школе основ здоровья» Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Ведь здоровый нищий счастливее больного короля»
Вы согласны с мудрецом?
Почему?
А что же значит – не болеть?
- У вас на столе лежат листы «Здоровье». Проведите линии к слову «да», если это помогает укреплению здоровья, и если не укрепляет здоровье, то к слову «нет». Работаем в парах.

ДА НЕТ

Н. Чистить зубы
А. Курить
Г. Грызть ногти
Е. Соблюдать режим дня
Д. Принимать наркотики
Б. Есть овощи и фрукты
Ж. Пить пиво, вино
О. Заниматься спортом
Л. Соблюдать правила гигиены
Е. Делать по утрам зарядку
З. Есть больше сладкого, мучного
Й! Закаляться
Выпишите на лист буквы, которые относятся к слову «да». Проверьте, так ли у вас получилось? (Показываю: «Не болей!»). Встаньте те, у кого так получилось. Спасибо.
Здоровье-это кладезь,
Его нельзя купить.
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровье счастье,
Поверьте уж не то!
Несомненно, что здоровье
С детства нужно укреплять:
Физкультурой заниматься,
Бегать, прыгать и играть.
Фрукты есть как можно больше,
Предварительно помыть,
А гуляя после школы,
Про уроки не забыть.
Я надеюсь, что здоровье
Все вы будете беречь!

Сообщение темы классного часа.

Классный руководитель: А сейчас всё внимание на доску. Нам предстоит узнать тему нашего классного часа. На доске даны пословицы о здоровье. Я вам буду показывать картинки, а вы подберите к ним пословицы. Та пословица, которая останется без картинки и будет темой нашего классного часа.
1. Чистота – залог здоровья.
2. Здоровье и труд рядом идут.
3. Курить – здоровью вредить.
4. Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита.
5. Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Прочитаем тему нашего классного часа хором.
Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о том, стоит ли начинать курить? Как действует табак на организм человека. Классный час наш необычный, его вместе со мной проведут: учитель химии и биологии Чулкова О. В. и школьный врач Минёнок Е. Н. А девиз нашей встречи давайте прочитаем хором:
«Дым вокруг от сигарет –
Мне в дыму том места нет!»

Из истории табакокурения.

Классный руководитель: Так что же такое табак? Слово биологам.
Группа биологов: Табак - это травянистое растение семейства паслёновых, с крупными, похожими на колокольчики, цветами с сильным, дурманящим запахом. В мире насчитывается свыше 600 его видов. Родина его - тропическая Америка.

Классный руководитель: Откуда в Россию попал табак? Слово географам.

Группа географов: (рассказ сопровождают показом по карте) Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с табакокурением. Во время 1 путешествия в Новый Свет в 1492 году он увидел, как жители острова Куба сосут плотно свёрнутые тлеющие листья какого - то растения. Растение это называлось каоба, а трубки для вдыхания курительной смеси - табако (отсюда произошло слово «табак»).
« Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных. Туземцы угощали путешественников табаком, причём сначала курили сами, потом передавали трубку гостям (отсюда произошло выражение «трубка мира»). Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбное действие.
Испанцы не хотели портить отношения с туземцами. В 1493 - 1496 г. семена табака были завезены в Испанию, затем они попали в соседние европейские страны. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1565 году через Архангельск. Так постепенно табак «завоевал» весь мир.

Классный руководитель: Многие страны оказывали мощное сопротивление распространению табака. Слово вам, историки.

Группа историков: В Турции курение табака рассматривалось, как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол.
Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завёз табак в военный лагерь.
Римский папа Урбан 7 отлучал от Церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар живыми замуровал в стену 5 монахов.
В Англии по указу Елизаветы 1 курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее.
В России в царствование царя Михаила Фёдоровича попавшийся на курении в первый раз наказывался 66 ударами палок, во второй раз – отрезанием носа и ушей. Часто торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние страны».
Классный руководитель: Широкое распространение и одобрение курение табака получило при Петре первом, который поощрял его как признак европейского стиля. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины и даже дети.

Дискуссия «Причины курения».

Классный руководитель: Как вы думаете, почему же люди курят?
Дети: Из любопытства.
Классный руководитель: Многие начинают курить «просто так», «из любопытства». О чём это говорит? Прежде всего, о том, что человек не очень хорошо понимает мотивы своего поведения. Однако пробующие курить из любопытства должны знать, что одна проба повлечёт за собой другую, третью, и совсем незаметно для себя человек станет настоящим курильщиком, потому что курение табака вызывает привыкание.
Дети: За компанию.
Классный руководитель: Чего только не сделаешь «за компанию»! Тем более так хочется быть принятым в той компании, которая тебе нравится. Порой человек начинает курить вопреки своему желанию. Правда, иногда это происходит просто из - за того, что некоторые люди не умеют отказывать, им как - то неловко, неудобно.
Дети: Под влиянием рекламы.
Классный руководитель: Да, реклама - великая сила! Красивые пачки сигарет - в кино, на витринах, плакатах. Преуспевающие молодые люди, которые занимаются настоящим делом и, конечно, курят, потому что им некогда заниматься такой ерундой, как собственное здоровье. Многим молодым курильщикам кажется, что курение приближает их к «западной жизни». В тоже время именно на Западе люди наиболее активно отказываются от курения.
Дети: Чтобы показаться взрослее.
Классный руководитель: Это довольно наивное утверждение, которое можно расшифровать примерно так: Я хочу казаться взрослее в глазах своих
сверстников. Хочу казаться независимым, самостоятельным.
Дети: От нечего делать.
Классный руководитель: Ребёнок, подросток ещё не нашли занятие по душе, они не посещают спортивные секции, кружки, факультативы, у них нет любимых увлечений - им просто некуда себя деть. Вот они и пробуют покурить, хоть что - нибудь.
Дети: Это модно.
Классный руководитель: Сразу нужно оговориться, что это модно, но не везде. В современном мире число курильщиков увеличивается в экономически неразвитых странах, а в странах с высоким жизненным уровнем, Америка, Англия, оно сокращается. Последние годы в моде гладкая ухоженная кожа, блестящие волосы, белые зубы, спортивная фигура с развитой мускулатурой.
(По мере высказываний классный руководитель прикрепляет на доску карточки - причины курения детей и подростков).

Состав табака

Классный руководитель: Итак, человек закурил, затянулся и выдохнул табачный дым. Что же произошло? В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 600 - 900 градусов. При курении происходит сухая перегонка табака, в результате образуются вредные вещества.
Что это за вещества, как они попадают в организм человека? Об этом вам расскажет учитель химии-биологии Чулкова Ольга Викторовна.
а) состав табака;
(По ходу рассказа классный руководитель прикрепляет на доску лепестки с названием вредных веществ, содержащихся в сигаретах, и карточки с изображением внутренних органов человека: лёгкие, желудок, головной мозг, сердце напротив того вещества, на которое это вещество воздействует).

б) работа с таблицей « Как табак попадает в организм человека»

в) опыт «курящая кукла».
(Ольга Викторовна продемонстрировала опыт «курящая кукла». Для изготовления «курящей куклы» необходимо взять пластиковую бутылочку прозрачного цвета, в пробке от бутылочки сделать отверстие, вставить в него папиросу, в бутылочку поместить кусочек ваты, зажечь папиросу и ,надавливая на бутылочку, «выкурить» сигарету до конца. По мере «курения», дети видят, как табачный дым проникает в бутылочку, меняется цвет бутылочки. Ольга Викторовна достала ватку и, проходя по рядам, продемонстрировала детям её цвет, предложила понюхать «лёгкие курильщика».
Классный руководитель: Да, видите, сколько вредных веществ содержится в 1 сигарете. Недаром существует поговорка «Сигарета-это яд. Капля никотина убивает лошадь. Птицы погибают, если к их клюву всего лишь поднести палочку, смоченную никотином. В течение 30 лет жизни курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, или 169 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Вы видите, безвредного табака НЕТ!
Почему же люди говорят: «Курить- здоровью вредить»? Я приглашаю к разговору школьного врача Минёнок Елену Николаевну и её помощников.

Сценка «Сон Пети».
(автор сценария С. Н. Кочурова, по мотивам сценария Е. Кузьмич «Курить или не курить? Вот в чём вопрос» Воспитание школьников, 2001, №8)

Айболит. Я – доктор Айболит, друзья.
Известен вам я с детства.
Вы всюду встретите меня,
Я рядом, по-соседству.
Если в школу ты зайдешь,
Там легко меня найдешь.
У меня есть кабинет, он не страшен, дети, нет!
Если что-то заболит –
Рядом доктор Айболит.
Если поранился вдруг – не беда,
Мой кабинет ты найдешь без труда.
Ранку твою йодом смажем,
Затем белоснежным бинтом завяжем.
Лекарство волшебное у меня,
Вылечит быстро оно тебя.
Часто прививки я делаю детям,
Ведь я за здоровье детей в ответе!
Не бойтесь уколов!
Они не страшны!
Они нам порою очень нужны!
Уколы сегодня не делаю,
Лучше историю о Пете поведаю!

Отходит в сторонку, далее он будет комментировать
происходящее на сцене.
Раздается школьный звонок. Слышатся голоса ребят.
На сцену выходят 1-я и 2 -я девочки.

1-я девочка. Степанов Петя, мой сосед,
Повсюду с пачкой сигарет.
Он курит, не стесняется,
На взрослых огрызается.
2-я девочка. Как только раздастся с урока звонок–
Петя в укромный бежит уголок.
Всю перемену он может курить,
Вместо того, чтоб урок повторить.
1-я девочка. Учится плохо, стал часто болеть,
Не может урок до конца досидеть.
С Петей беседы мы проводили,
О вредной привычке ему говорили.

Появляется Петя.

Петя. Курил! Курю! Что вам за беда?!
Курит давно мой дед,
А деду исполнилось семьдесят лет!
Он жив, как видите, и здоров,
Редко бывает у докторов.
К тому же, повсюду реклама–
Курят папы и мамы,
Кури, кто захочешь, везде и всегда,
А остальное – вранье, ерунда!
Мой папа, когда ему не везет,
Часто такую песню поет.
Напевает
«Воротник подняв повыше,
Я курю и все надеюсь,
А на что надеюсь–не пойму!..»
Дед мой от папы не отстает,
По праздникам песню свою поет.
«Давай закурим, товарищ, по одной.
Давай закурим, товарищ мой!»
У космонавтов в былые года
Такая любимая песня была.
«Давайте-ка ребята,
Закурим перед стартом,
У нас еще в запасе
Четырнадцать минут»
2-я девочка. Ну, вот, что, Степанов,
Курить бросай.
Из двоек и троек скорей вылезай!
1-я девочка. Своим поведеньем позоришь наш класс.
В школьной газете напишут про нас.
Петя. Уйдите с дороги, что встали?!
Нытьем меня достали!
Айболит. Ночью приснился такой Пете сон,
Как будто увидел фильм ужасов он.

Звучит жуткая музыка.
Опираясь на палочку, прихрамывая, выходят Сердце и Легкие.
Они сгибаются под тяжестью огромных пачек сигарет «Мальборо».

Сердце. Плохие, приятель, мои дела!
Ноша такая мне тяжела.
Трудно стала мне ровно стучать.
От боли хочется кричать.
Лёгкие. И я задыхаюсь на каждом шагу!
Нет, жить так дальше не могу!
Сердце. Усердно работало я и стучало.
Хозяин не ведал со мною печали.
Но нет пробежек по субботам,
Прогулок и зарядки –
Дымит он без оглядки.
Айболит. Запомните! В табачном дыму обнаружено 30 природных ядов, способных вызвать рак.
Легкие. (продолжая разговор, оглядывается по сторонам).
Скажу вам, друзья, по секрету,
Должны вы узнать, конечно, об этом:
Рак легких недавно здесь пробегал,
Новую жертву себе он искал.
К счастью большому, на этот раз
Он не приметил с тобою нас.
В сети свои он не смог нас поймать.
А что будет с нами лет через пять?
День ото дня наш хозяин слабеет.
Время придет– его Рак одолеет.
От сигарет, от табака
Умрем вместе с ним и мы наверняка.
Если бы знал он, как страшно
Умирать от болезни этой ужасной.
Если б хотел наш хозяин жить–
Он бы немедленно бросил курить.
Айболит. Запомните! Раком легких курящие болеют в 15 раз больше, чем некурящие.

С криком на сцену выбегает Желудок.

Желудок. Помогите! Караул! Погибаю!
Молодым, в расцвете сил, умираю!
Язва гонится проклятая за мной,
А ведь я ещё такой молодой!
Я хозяина часто просил,
Чтоб голодным никогда он не курил.
А хозяин не любит меня,
Никотином тихо губит меня.

Появляется с сачком Язва. Пытается поймать Желудок.
Желудок убегает.

Айболит. Запомните! Яды, содержащиеся в никотине, отрицательно влияют на слизистую оболочку желудка, изменяют её, что приводит к такому заболеванию, как язва желудка.
Чтобы Язву победить–
Ты бросай скорей курить!

Звучит грустная, почти траурная музыка.
На сцену выходит Мозг.
Он опутан сетью веревок, на концах которых навешаны двойки, тройки.

Мозг. Я бедный, несчастный, прокуренный Мозг,
Хочу, чтобы кто-нибудь Пете помог.
Он каждый день никотином травится,
А мне это, ой, как не нравится.
Стал плохо он соображать,
И вот– по контрольной двойка опять.
Он учится еле-еле,
Двойки его одолели.
Он бросить курить не может, ослаб,
Теперь в Никотиновом царстве он раб.
Айболит. Запомните! Исследования показали, что никотин, содержащийся в табаке, вызывает привыкание к табаку. Курящий очень скоро становится никотинозависимым.

Появляются Слепцы.
Их конвоируют атеросклероз и Никотиновая слепота.

Айболит (продолжает).
Курящих нередко поджидает беда
Под названьем Никотиновая слепота.
Она неизлечима.
Атеросклероз сосудов начинается.
Руки и ноги гангреной поражаются.
Курильщик легко инвалидом станет,
Если вовремя курить не перестанет.

Раздается барабанный бой.

Никотиновая слепота и Атеросклероз (вместе).
Владычица мира идет, Властелина!
Царица Мрака и Никотина!
Всем на колени немедленно встать–
Царицу принято так встречать!

Слепцы падают на колени.
Звучит торжественная музыка.
Входит Властелина, за ней следуют Рак и Язва, выносят трон. Властелина садится. К ней подбегают, кланяются Слепота и Атеросклероз.
Никотиновая слепота. Вас рады приветствовать здесь и сейчас!
Вот новые жертвы нашли мы для вас!
Атеросклероз. Они очевидно не любят жить?!
Властелина. За все, за все приходится платить!
Но мало рабов вы пригнали, мало!
Ещё поискать бы, друзья не мешало!

Слепота и Атеросклероз убегают и тут же возвращаются.
Они приводят двух девушек.

Атеросклероз. Эти девицы недавно курили,
О долге и совести позабыли!
Они не хотят матерями быть,
Здоровых детей миру дарить.

Властелина осматривает новеньких.

Айболит. Запомните! Пороки сердца, задержка умственного развития, смерть ребенка в чреве матери – вот расплата за пристрастие к табаку будущих мам.
Не курите, девочки, не курите!
Будущее ваше пощадите!
Властелина. Мало! Мало! Еще хочу!
Должна же работа быть палачу!

Язва и Рак вытаскивают Петю.

Петя (умоляюще). Я больше не буду курить! Пощадите!
Кричит.
На помощь! На помощь!
Спасите! Спасите!

Звук литавров. Свет гаснет. Петя, как волчок, вертится на сцене.
Все уходят. Когда свет вновь вспыхивает, то на сцене
только Айболит, Петя и девочки.
Петя. Как хорошо, что все это лишь сон!
Айболит. Но в явь превратиться легко сможет он!
1-я девочка. Ну что, Степанов, решил, как жить?
Курить будешь дальше
Или бросишь курить.
2-я девочка. А может отдать тебя палачу?
Петя. Нет, встретиться с ним я друзья не хочу!
Достает пачку сигарет, рвет её
Бросаю курить! Надоело так жить!
Хватит никотином организм губить!
Вам, всем сидящим,- мой совет:
Ничего хорошего в курение нет!
Если хотите здоровыми быть-
Бросайте, бросайте, бросайте курить!

Выходят все участники представления.
С одной стороны – Сердце, Легкие, мозг, Желудок,
с другой стороны– отрицательные персонажи.

Айболит.
Представьте: я весы, а это чаши
(показывает развернутые ладони рук).
На этой стороне весов здоровье ваших близких,
Будущей матери и детей,
Жизнь и здоровье планеты всей!
А эта часть весов тяжела,
Но в вашей жизни она не нужна!

Персонажи отрицательные поворачиваются к залу спиной.
1-я девочка. Курят герои с киноэкранов.
Желудок. Курят герои известных романов.
2-я девочка. Курят медсестры порой и врачи.
Все. Кто от куренья нас сможет спасти?
Сердце. Народная мудрость давно гласит:
«Курить–это значит здоровью вредить!»
Мозг. Может издать во всех станах закон:
«Курильщиков злостных с планеты вон!»?
2-я девочка. Хотим мы здоровыми, бодрыми быть,
Пользу стране своей приносить!
Петя. Министры в правительстве и депутаты,
Пора покончить с зельем проклятым!
Айболит. Пусть каждый сидящий на миг помолчит,
Послушает, как его сердце стучит!

Пауза. Удар метронома или гонга.
Отрицательные персонажи поворачиваются лицом к зрителю.

Отрицательные персонажи. Пусть ваше сердце даст вам совет.
Все. Стоит курить продолжать или нет?!
Удары метронома.

Дерево решений.

Классный руководитель: Прислушайтесь к своему сердцу, разуму: «Что вы выбираете: курить или нет?». Перед вами «дерево решений»: одна его сторона - засохшая, безжизненная - ваш выбор: курить. А другая сторона - здоровая, со множеством листьев - ваш выбор: нет курению! На столе у вас лежат листочки, прикрепите их к дереву решения, сделайте свой правильный выбор. Но знайте, этот выбор зависит только от вас, только вы решаете, курить ли вам или нет.
(Дети прикрепляют к «дереву решения» листочки»).
Классный руководитель: Я очень рада, что вы сделали правильный выбор.
Игра «Светофор
Классный руководитель:А теперь поиграем в игру «Светофор». Если вы со мной согласны, то поднимите зелёный круг, если не согласны, то красный.
Курение- это вредная привычка.
Табак завезли в Европу китайцы из Китая.
В табачном дыме содержится 20-30 вредных веществ.
Верно ли, что человек за 30 лет выкуривает 160 кг табака.
Никотин влияет на работу сердца, лёгких.
Сигарета - противница спорта, т.к. не даёт возможности добиться хороших результатов?

Итог классного часа. Рефлексия.
Классный руководитель: Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе -
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?
И только так - здоровье сохранить?
Взгляни вокруг: Прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг!
(Дети встают в круг, дают друг другу руки, образуют круг)
Давай с тобой поможем
Планете всей Здоровье сохранить.
(Дети говорят хором)
- Я хочу быть здоровым!
-Я могу быть здоровым!
-Я буду здоровым!

Ожидаемые результаты:
Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Формирование у детей отрицательного отношения к табаку.







Муниципальное образовательное учреждение Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования -
Кораблинский муниципальный район Рязанской области







Мастер - класс

классного часа в «Школе основ здоровья»

«КУРИТЬ - ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ»






Подготовила: Ратушная Л. А.,
учитель начальных классов






















15