Развитие речи. Сочинение на основе фотомонтажа.


   Развитие речи. Сочинение на основе фотомонтажа.
Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Исходя из этого, главная цель по развитию речи в школе состоит в том, чтобы научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание; развивать в детях литературно-творческое начало.
Интереснейший вид упражнений по развитию связной речи был предложен в своё время известным отечественным методистом М.А.Рыбниковой – сочинение на основе фотомонтажа.
Фотомонтаж представляет собой сочетание нескольких крупных, красочных фотографий по принципу «перекликающихся тем, иногда переходящих даже в контраст, в противоположность». Например, автор-методист М.А.Рыбникова предлагает такие сочетания как верблюд и поезд, пешеход и аэроплан, соха и трактор.
Фотомонтаж отражает динамику жизни, подчёркивает связи, функции предметов и явлений. Вскрывает в своих образах зависимость одного кадра жизни от другого. Именно поэтому он может служить чрезвычайно сильным методическим приёмом, стимулом для устных и письменных речевых высказываний.
Использование фотомонтажа в современной начальной школе может быть более широким, служить для реализации самых разнообразных целей. При  отборе фотографий и их сочетании необходимо учитывать следующую закономерность восприятия: на человека воздействуют не столько само содержание частей, сколько их монтажная взаимосвязь, их сочетание и сцепление. Поскольку в процесс создания речевого высказывания  включаются мышление и эмоции учащегося, монтаж заставляет его выделить нужное содержание, определить тему и основную мысль будущего речевого высказывания, проследить развитие собственной мысли в процессе перехода от одной фотографии к другой. Монтажная взаимосвязь существует и в художественной литературе, что позволяет читателю идти тем же путём, которым шёл автор, акцентировать внимание на тех мыслях и чувствах, которые счёл нужным выделить писатель. Наиболее же ярко монтажная взаимосвязь прослеживается в киноискусстве. Действительно, стоящие рядом кадры всегда будут образовывать новые связи. Например, сочетание мужского лица и дымящейся тарелки супа, того же самого лица и прекрасной девушки вызывают различные мысли и эмоции и у зрителя, заставляют его видеть  в человеке, изображённом в кадре, определённые чувства (например, голод и любовь).
Требования к методике фотомонтажа.
1.В зависимости от цели использования данного методического приёма количество фотографий может быть различным.
Например, для создания текста, отражающего различные точки зрения на одно и то же, должно быть не менее четырёх фотографий: человеческое лицо (взрослое или детское), на котором ярко выражено то или иное положительное чувство (радость, восторг, восхищение, нежность и т.д.) - какой-либо объект, способный вызвать это чувство (море, игрушка, цветок, мороженое). 2.Фотомонтаж может служить основой для сравнительного описания тех предметов и явлений, с которыми дети могут не встречаться в повседневной жизни, которые не выделяются как специальные объекты для наблюдений: старинная одежда и современная, слон и морской слон (или мамонт), различные птицы, облака и др.
3.Фотомонтаж может служить также и для осуществления приёма контаминации. Этот приём  предполагает соединение героев различных сказок (Белоснежка и Буратино и т.д.) На фотографиях могут быть даны кадры с героями из хорошо известных детям кинофильмов и мультфильмов.
4.Основой для обучения  детей созданию текста-повествования могут быть фотографии, где запечатлены животные, растения, люди, а рядом изображена среда, не соответствующая им по месту или времени обитания. Например: африканец — полярные льды, динозавр — современный многоэтажный город и т.д.
Повествовательный текст может быть создан и на основе того подхода, который описан М.А.Рыбниковой: «Тема — радио, но на примерах совершенно различного типажа. Весёлые детские впечатления, сестра с братишкой смотрят из-за наушников, и рядом, быть может, отец этих детей, слушающий какую-то лекцию с карандашом в руках. Фотомонтаж вызовет создание очерка или рассказа с живыми домашними сценами, с диалогом, с контрастной характеристикой действующих лиц».
Фотомонтаж может быть использован и для создания текста-рассуждения, если он отражает определённые причинно-следственные связи (цветущий луг — толпа идущих людей — голая пустыня).
Этот вид работы может быть использован также для формирования умения отбирать материал в зависимости не только от содержания, но и от композиционного расположения частей. При перестановке кадров возникают другие связи между событиями или явлениями, и в этом случае дети могут писать не одно, а два сочинения с разным сюжетом по одним и тем же кадрам.
В 1-2 классе мы создаем фотомонтаж о жизни класса, о проведенном празднике, о походе и т.д. В своем кругу дети обговаривают целесообразность той или иной фотографии, а потом наклеивают и подписывают ее.
В 3-4 классах предлагаю более сложные виды письменных творческих
работ.
Литература:
1.Русский язык. 1-4 классы.: сочинения и изложения/ (авт.- сост. Н.Н. Бобкова [и др.].Изд.2-е-Волгоград:Учитель,2015. -316с.
2.Рыбникова М. А. Избранные труды. / Сост. и коммент. И. Е. Каплан; предисл. В. Г. Костомарова. — М. : Педагогика, 1985. — 246, [2] с., 1 л. портр. — Библиогр. в конце кн. — (К 100-летию со дня рождения)