Занятия графикой с детьми. Монотипия.


Занятия графикой с детьми. Монотипия.

ГКУСО Мо «Реутовский РЦДП «Родничок»
Педагог дополнительного образования
Миронова Елена Викторовна

Радость творчества, эксперимента, самостоятельного маленького открытия – это главное, что могут дать занятия искусством детям. Ничто не может дать человеку большего наслаждения, счастья, веры в себя, чем творчество. А что может быть главнее для наших детей, страдающих от низкой самооценки и однообразия повседневности? Ребёнку необходимо как можно чаще переживать состояние полной увлечённости, каким – то делом, настолько полной, чтобы терялось ощущение хода времени. Именно тогда возникают нестандартные творческие решения и, что особенно важно, раскрываются резервные силы организма. Это состояние психологи считают наиболее простым, доступным для людей средством активизации возможностей организма, и приводит талантливых людей, как к созданию шедевров искусства, так и к фундаментальным открытиям в науке и технике. Для детей же такие состояния увлечённости, естественно возникающие то в игре, то в процессе занятия любимым делом, являются залогом нормального развития, а в создании таких состояний увлеченности роль собственной художественной деятельности незаменима.
Очень хорошо заняться графикой. Это очень увлекательное занятие знакомое многим с раннего детства Одной из простейших графических техник считается монотипия. Познакомимся с приемами работы в этой технике.
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Можно прокатать и фотоваликом. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Отсюда и название - монотипия (от греческих слов monos-один, единственный и typos-отпечаток). Количество красок в монотипии - любое.
Начинающему графику в качестве гладкой поверхности лучше использовать бумагу и на бумагу же отпечатать рисунок. Попробуйте нарисовать и отпечатать осенний пейзаж, букет цветов в вазе, море, горы
Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой вощеной бумаге, а на фактурной - на ватмане или чертёжной бумаге. А отпечаток сделать на листке обычной писчей бумаги
Лучше сначала поработать двумя или даже одной краской.
Влажный оттиск оставьте просыхать на столе. Монотипию могут освоить дети младшего возраста. Хорошо нарисовать гуашью цветы, бабочек и печатать их изображения. Малышам доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщатся к «таинству» работы с красками, водой, бумагой - основными орудиями труда художника – графика. Важно, чтобы где-то рядом всегда был взрослый. Ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого человека. Иначе в случае неудачи ребенок надолго потеряет занятиям графикой всякий интерес. К тому же вместе веселей. Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру.
Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите, развернув, вы увидите необычные узоры. Их можно при желании назвать и кляксами
Но лучше постараться в них увидеть звезды и цветы. Узоры могут вызвать ассоциации с диковинными глубоководными рыбами или моллюсками, с причудливыми созвездиями на ночном небе, облаками, кристаллами или раковинами.
Разновидностей монотипии много. Например, можно воплотить эту технику на пене для бритья. Для этого вида монотипии возьмём пластмассовую доску для основы. На доску наносим небольшое количество пены для бритья. Рисуем гуашевыми красками. Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Она позволяет растягивать и закручивать капли краски в причудливые завитушки и зигзаги, а потом получить картинку со своим неповторимым сюжетом. Рисовать на пене можно все что угодно: пейзажи, натюрморты, сюжетные картины и т.д. А ещё на пене можно создать «мраморный рисунок». Чудесный оттиск на бумаге вдохновит автора на создание необычной открытки или сказочной композиции. Подтолкнёт фантазию маленького художника к написанию волшебной сказки или фантастической истории. Ведь столько интересного, завораживающего можно обнаружить в затейливом изображении. Дополнить оттиск лишь чуть-чуть внеся собственное уточнение в отпечаток гелевой ручкой или тонкой кистью. Сколько радостных мгновений поджидает юного художника! Сколько нового неожиданного и увлекательного в этом волшебном мире творчества!
Дети займутся изготовлением подобных картинок. А затем порадуйтесь увиденным узорам вместе с детьми.
Хорошо устроить небольшое соревнование – кто больше фантастических животных увидит или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную историю.
«Шедевры» разложите на полу. Получится большая многоцветная мозаика. А затем из этих оттисков составить большой настенный ковер, наклеив их на лист ватмана или картона.
Красиво расположить оттиски, чтобы не один не потерялся, чтобы они выгодно дополняли друг друга, - тоже большое искусство. Искусство создания гармонии.
Пусть каждый работает в своем любимом цвете. И видно как в зависимости от выбранной краски будет отличаться настроение готовых работ: оно будет то светлым и радостным,
то меланхоличным и даже печальным. Можно провести первую искусствоведческую беседу, рассказав о теплых и холодных тонах и о той гамме чувств, которые они несут.
Представление о разнообразии цветов лучше всего дает радуга. Семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Первые напоминают солнце, его цвет, теплотеплые цвета. Вторые - прохладу, холод, вечерние тени-холодные. Поэтому красные, оранжевые и желтые цвета называют тёплыми, а синие, голубые, сине-зелёные, фиолетовые - холодными. Дополнительные цвета при сопоставлении усиливают друг друга. К ним относятся следующие пары цветов: красный и зелёный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый и так далее. «Нет синего без жёлтого и оранжевого; значит, если вы пишите синее, давайте рядом и жёлтое и оранжевое, не так ли?»- это слова голландского живописца Ван Гога, чьи живописные произведения построены на сочетании ярких цветов. (Иногда дополнительные цвета называют ещё контрастными цветами.) Человеческому глазу доступны 40 тысяч оттенков цвета. Но талантом увидеть их обладают не многие. Каждый цвет оказывает различное воздействие на человека: оранжевый и красный возбуждают, зелёный успокаивает, синий и фиолетовый усыпляют.
Ещё одна весёлая игра с помощью техники – монотипии. Нарисуйте гуашью на половине листка бумаги бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните,что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половинке листка. При помощи этого незамысловатого приема легко объяснить детям законы симметрии. Таким образом, можно заставить «шевелить крылышками» стрекоз и мотыльков. Важно, чтобы ребёнок испытывал от занятий радость. Задачи, которые ставятся перед ним, должны быть лёгкими, и только постепенно их усложнять.
Монотипия. Гуашь.





Использованная литература.

Гульянц Э.К.Что можно сделать из природного материала. Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991.
Коротеева Е.И. Азбука аппликаций. Школа творчества. - М.:ОЛМА-ПРЕСС,2006.
Никологорская О.А.Излечивает гнев и заполняет время М.:Знание,1990.
Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- СПб.; Речь, 2006.
Козявкин В. И. Использование элементов арттерапии в реабилитации и социализации детей по Системе интенсивной нейро- физиологической реабилитации(СИМР).Трускавец.2004.
Дрезнина М. Г. Каждый ребёнок – художник: обучение дошкольников рисованию.- М.: Ювента, 2002.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб.: КАРО,2007.
Димо Джон. Детский рисунок, диагностика и интерпретация. М.: Эксмопресс. 2001.
Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года).- М.: Мозаика – Синтез, 2006.
Корнева Г. М. Бумага: играем, вырезаем, клеим. СПб.: Издательский дом « Кристалл», 2001.
Лыкова И. А. Неужели из бумаги. Изд. ООО « Карапуз- дидактика», 2006.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2008.




15