Применение цифровых образовательных ресурсов


ОТЧЕТ
учителя английского языка Мозговой Анны Владимировна о применении цифровых образовательных ресурсов
Невозможно на сегодняшний день представить современного учителя, который не владеет различными технологиями, в том числе и ИКТ. Использование ИКТ делает уроки интереснее, насыщенней и продуктивней. Использование ИКТ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает культуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. Учащиеся в игровой форме через компьютерные технологии отрабатывают грамматические, разговорные навыки, навыки письма и чтения. С помощью мультимедийных элементов урок визуализируется, делается увлекательным и насыщенным, тем самым, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Уроки с использованием ИКТ в полной мере способствуют формированию познавательного интереса у учащихся любого возраста.
Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьника, формирования мотивации учащихся к учебной деятельности: это привычный для современного ребёнка инструмент. Применение компьютера позволяет учителю за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Английский язык является преобладающим в Интернете, что позволяет полнее реализовывать принцип аутентичности в обучении.
Следует также отметить, что использование информационных технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащегося и тем самым способствует формированию свободной, активной, независимой и автономной личности.
Кабинет английского языка оснащён компьютером, аудио-видео материалом, что даёт возможность активнее использовать ИКТ в процессе обучения и воспитания.
При проведении уроков использую как готовые демонстрационно-иллюстрированные материалы (единая коллекция ЦОР, сетевое образовательное сообщество), так и созданные презентации в Power Point. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. При этом нужно помнить, что с помощью презентаций можно разнообразить любой урок, оживить доклад и просто отвлечься. Хорошо для выполнения презентаций и их подготовки привлекать учащихся, это могут быть и старшеклассники и учащиеся средних классов.
Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений и, конечно же, для заинтересованности учащихся.
На уроках в начальных классах при изучении тем « Алфавит», « Моя семья», «Животные», «Характеристики внешности людей», « Глаголы движения» очень хорошо использовать презентации и игры.
В 10- 11 классах используются диски «Английский язык для старшеклассников и абитуриентов », «Английский без акцента».
Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся и в процессе подготовки различного рода контрольно-тестовых заданий накапливается дидактическая база данных, особое внимание при этом обращается на практическую направленность тестов, на возможность применять их как тренировочный материал при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Я использую их  
при обучении фонетике, при обучении грамматике, при обучении лексике
(упражнения на заполнение пропусков, упражнения в виде кроссвордов, упражнения в виде игры на составление предложений,    упражнения “Найди ошибку“), при обучении чтению, при обучении аудированию, при обучении говорению.
Учитель английского языка А.В.Мозговая
Директор МОУ гимназии №16 М.Л.Пешкова
Важной проблемой современной школы является недостаточное количество хорошо спланированных, отвечающих современным требованиям и уровню развития учащихся младшего школьного возраста информационных разработок. Имеющиеся в Интернете разработки недостаточны для работы над целой темой, они либо ориентированы только на игру, либо на отработку некоторых, отдельных слов, не всегда соответствуют уровню развития школьников определенного возраста (требования либо занижены, либо завышены).
Мною разработаны и используются презентации серии уроков по следующим темам:
-«Семья» 2 класс;
- «Игрландия» 3 класс;
- «Мой друг» 4 класс;
- «Еда в нашей жизни» 4 класс;
- «Учимся читать» 2 класс;
- «Работаем с грамматикой: Настоящее простое время» 3 класс;
- «Работаем с грамматикой: Прошедшее простое время» 4 класс;
Во внеурочной (внеклассной) деятельности я использую разработанные презентации по страноведческому и краеведческому материалу:
- «Санта Клаус приглашает» 2 класс;
- «Рождество в Великобритании и Америке» 4 класс;
- « День св. Валентина» 4 класс;
- «The Beatles» 4 класс;
«Новгороду посвящается» 2-4 кл.;
«Hello,English Land!» 2-4 кл.
Данные разработки дают возможность учителям, работающим с младшеклассниками преодолеть возникшие трудности и соответствовать требованиям модернизации структуры и содержания образования.
Для проведения урока требуется только один компьютер и соединенный с ним проектор. Большой экран позволит демонстрировать все подготовленные учителем компьютерные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает и зрение, что обычно бывает, когда учащийся сидит перед экраном монитора. Разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления, а следовательно не приводят к функциональным нарушениям органа зрения. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от уведенного на экране монитора, или, как в нашем случае - на большом экране, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом, в отличие от видеофильмов, внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так, как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество. Проведенный контроль знаний, полученных на уроках по предлагаемой технологии, подтвердил возможность хорошего усвоения материала при небольшой степени утомления. Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии.
ИКТ технологии
         Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
        повышение мотивации к изучению языка;
        совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности
        увеличение объема лингвистических знаний;
        расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
        развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Я использую их  
при обучении фонетике:  С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.  Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы  ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;
при обучении грамматике: Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. И с помощью ИКТ  интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и  оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях). при обучении лексике: на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Испльзую такие виды работы, как:
         упражнения на заполнение пропусков.. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
        запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
2) переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;
         упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;
         упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.
         упражнения в виде игры “ Охотник “, которая может быть в таких вариантах:
        выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);
        выстрел производится после написания слова.
         учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
         учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося  требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);
         упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией;
При обучении чтению:  ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.
при обучении аудированию: формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста.
при обучении говорению:  формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.
Использование программы Power Point  для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также ученики могут создать компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследую ещё и практическую цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной учащихся. Вот только некоторые из тем: « Экологические проблемы», «Здоровье. Спорт.»,  «Как я провожу свободное время» и др. Учащиеся очень любят этот вид деятельности.
        Широкое использование Интернет-Ресурсов для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. В условиях, когда согласно учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю, я использую этот ресурс для погружения учеников в англоязычную среду во внеучебной деятельности при самостоятельной работе. Для этого  создаются методические рекомендации для учащихся «Использование Интернет ресурсов для совершенствования знания английского языка во внеучебной деятельности», где прописаны рекомендуемые сайты, какие виды речевой деятельности можно развить с их помощью, какие способы и методы лучше использовать при работе с этими англоязычными источниками.