Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии и внеурочной деятельности.












Применение цифровых образовательных ресурсов
на уроках биологии и внеурочной деятельности.













Учитель биологии
Душенко Ирина
Эльвировна,
высшая категория
от I – III ступени №5
г. Симферополя







2014г.




Цифровые образовательные ресурсы это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, символьные объекты, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии является важнейшим аспектом совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок запоминающимся и интересным для учащихся.
Уроки биологии в школе всегда отличались наглядностью. Трудно на пальцах научить пониманию внешних и внутренних процессов, происходящих в живых организмах. Поэтому учитель биологии всегда стоит перед выбором средств обучения для использования на уроке.
Отлично демонстрируют процессы в живой природе видеофрагменты, снятые в технике рапидной съёмки, которые позволяют медленно в деталях рассмотреть процессы, реально длящиеся всего несколько секунд. И напротив, снимая биологические объекты через определённый промежуток времени, можно получить изображение процесса, который в реальном времени занимает дни, недели или месяцы.
Анимацию используют иллюстрируя механизмы биологических процессов. Удобны для применения в учебном процессе анимации, которые имеют дикторское сопровождение. Это даёт возможность использовать анимации при объяснении нового материала учителем или производить учащимся самостоятельное изучение нового материала.
При выключении звукового сопровождения, анимации можно использовать для закрепления и проверки знаний.
Flash-анимация на уроках биологии – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.
На уроке в 10 классе “Строение клеток. Эукариот. Цитоплазма. Плазматическая мембрана”, в ходе лабораторной работы “Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке” ученики посмотрели под микроскопом явление плазмолиза и деплазмолиза. Затем посмотрели небольшой кинофрагмент об этих явлениях, а также движение цитоплазмы в клетках элодеи.
Специализированная микросъемка позволяет рассмотреть тонкие клеточные структуры, позволяют наблюдать микромир клетки, её жизнь и движение.
На уроке “Деление клетки. Митоз” в 10 классе, после объяснения, просмотрели кинофрагмент “Деление клеток растений”.
Анимации предназначены для демонстрации биологических процессов, недоступных наблюдению в режиме реального времени. С педагогической точки зрения, использование анимаций способствует развитию общебиологических понятий, приобретению навыков логического мышления и умению применять полученные знания.
Одна из основных функций анимации – функция наглядности. Она делает наглядным определённое свойство или признак моделируемого объекта, несколько схематизируя, вычленяя или обобщая его.
Познавательная функция состоит в абстрагировании свойств натурального объекта или явления.
Данные элементы способствуют развитию у учащегося самостоятельности при принятии решения и навыков самооценки своих знаний. Качественные и количественные биологические задачи составлены на основе предполагаемого в учебнике содержания, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу. Решение подобных ситуационных биологических задач предполагает от учащегося активный самостоятельный поиск.

Анимация.
Flash – анимация по биологии должна содержать чётко дозированный объём информации и хорошо продуманный текст. Такая анимация способствует усвоению нового материала за счёт непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. А значит снижается утомление школьников. При использовании такой анимации учителю остаётся только помогать обучающимся в освоении новой темы. Длительные анимации имеют управляющие кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это даёт возможность учителю остановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию с учащимися, записать в тетрадях определение понятия или схему. Можно задать вопросы, чтобы проверить, правильно ли ученики поняли материал.
Можно применять flash – анимацию на этапах закрепления или проверки знаний.
Например, выключить звук, чтобы не был слышен дикторский текст и предложить ученику поработать диктором, рассказывая о том, что происходит на экране. Если анимация иллюстрирует только один процесс, то ученику можно предложить составить связный рассказ о процессе. Длительную анимацию могут озвучивать последовательно несколько учащихся. Можно не выключать диктора, а остановить анимацию с помощью кнопки «пауза» и попросить ребят продолжить определение.
Анимация активно применяется .
Специфика естественнонаучных дисциплин в том, что они требуют наличия большого количества наглядного материала. Проблема обеспечения биологии может быть частично решена с помощью цифровых образовательных процессов (ЦОР). Весьма эффективными являются видеофильмы, flash – анимации, интерактивные схемы и рисунки, компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических процессов. Применение мультимедиа ресурсов позволяет обеспечить максимальный эффект обучения, так как в этом случае учебная информация будет представлена в различных формах и обеспечит комплексное воздействие на ученика.
Интерактивные рисунки, схемы, таблицы можно использовать как наглядное пособие при проведении лабораторной работы, опросе, закреплении и обобщении знаний.
Ученики имеют возможность сравнить реальные наблюдаемые объекты, микропрепараты и рисунки: клетки и ткани растений и животных. При проведении лабораторной работы можно поэтапно разобрать строения каждой зоны и провести сравнение с микропрепаратами. Такие формы работы применяются в 6 классе на лабораторных работах “Изучение клеток и тканей растений”, “Строение вегетативных и генеративных почек”, “Внешнее и внутреннее строение стебля”.
В 7 классе: “Изучение строения водорослей”.
В 8 классе: “Изучение одноклеточных животных”, “Ткани организма человека”, “Строение крови лягушки и человека”.
В 9 классе “Микроскопическое строение крови человека”.
Обобщение знаний учащихся, работу в группах можно интерактивно организовать с помощью интерактивных таблиц и заданий.

СКЕЛЕТ
Сравнительная прочность кости, сухожилий, хрящей и строительных материалов на растяжение и сжатие (в кг на 1 ммІ)

п/п

название

растяжение

сжатие

1

2

3

4

5

6

7

8

сталь

железо

чугун

сосна

кость

сухожилия

хрящ костный

хрящ реберный
80 - 100

40

13

10,5

9 - 12

7

1,51

0,17
100

35

75

5,25

12 - 16

-

2,72

1,52


Изучите таблицу и из её данных сделайте вывод о прочности “строительного материала” скелета человека.
Ответьте на вопрос:
Каково значение прочности, легкости и упругости костей для выполнения функции опорно-двигательной системы?

Важным в работе являются презентации.

У учащихся возникает большой интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя исследователями в данной области.
Работа с ЦОР увеличивает пространство, в котором ученики могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Всё это создаёт благоприятный фон для достижения успеха, что свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
Использование ЦОР в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрыть свои возможности и способности.
Самостоятельный поиск информации способствует развитию биологических знаний учащихся.
В своей работе я применяю лицензионные диски “Человек и его здоровье”, аудио – видео пособие для 9-х классов “Современные образовательные технологии”, ТМ “StuddyBuddy”2008, где анимации к урокам:
1. Общий обзор строения и функции организма человека. Строение тканей.
2. Опорно-двигательная система.
3. Кровь и кровообращение.
4. Дыхание.
5. Пищеварение.
6. Обмен веществ.
7. Выделение.
8. Кожа.
9. Железы внутренней секреции.
10. Нервная система.
11. Анализаторы. Органы чувств.
12. Высшая нервная деятельность.
13. Размножение и развитие.

В 10-11 классах применяется аудио-видео пособие лицензионных дисков “Современные образовательные технологии”, ТМ “StuddyBuddy”2008.
В них предлагаются аудио презентации по разделам:
- молекулярная биология
- строение и функции клетки
- обмен веществ и превращение энергии в организме
- размножение и индивидуальное развитие
- наследственность и изменчивость
- основы селекции и биотехнологии
- основы экологии
- эволюционное учение
- человек и биосфера
- историческое развитие органического мира.

В своей работе активно применяется опыт Трещёвой Н.В., электронные презентации уроков биологии (10-11 классы) “Живая природа: от молекулы до биосферы”.
Презентации активно используются во внеклассной работе, это экономит время, удерживает внимание и развивает интерес к биологии.
Например. В 6 классах проводится праздник “Мы экологи”.
9 класс: викторина “Законы физики, встречающиеся в организме человека”.
7 класс: “Цитологический конкурс”.
7 класс: “Флора Азовского и Черного морей”. Слайды водорослей Азовского и Черного морей применимы на уроках биологии 7 классов:
- Подцарство Настоящие водоросли.
- Подцарство Багрянки.
- Роль водорослей в водных экосистемах.
7 класс “День птиц”, где представлены птицы, зимующие в Крыму. Слайды о птицах применимы к уроку 7 класса “Класс птицы”.

В работе с детьми надомного обучения, с проблемами развития используется сайт “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

С целью быстрой и массовой проверки знаний учащихся в 10 - 11 классах используются компьютерные классы, где учащимся предлагаются различные варианты тестов на компьютере.
Ученые отмечают, что при использовании средств мультимедиа экономится до 30% времени, необходимого для изучения содержания учебного материала, приобретенные знания и умения удерживаются в памяти дольше.
Литература:
1. Репетитор по биологии, Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”, 2004.
2. Нащочина М.М. Методика использования цифровых образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии в средней школе. – Хабаровск, 2008.
3. Дёмкин В.П., Можаева Г.В. Классификация электронных изданий: основные принципы и критерии:
Методическое пособие для преподавателей. – Томск 2003.
Сайт:
“Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]