Технологическая карта урока по математике на тему Сантиметр — единица измерения длины


Российский межрегиональный конкурс педагогов
«Региональное образование: взгляд в будущее»
Номинация: открытый урок (методическая разработка учебного занятия, представляющая развернутый конспект с анализом по математике, с учетом современных образовательных технологийКонспект урока по математике в 1 классе
Тема: «Сантиметр – единица измерения длины»
Развивающая система Л.В. Занкова
Автор урока: учитель начальных классов МБОУ «Тасеевской общеобразовательной средней школы №2»
Карандина Александра Павловна
2014 г
Тема: ««Сантиметр – единица измерения длины»».
Учебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина) часть 2 , с 26-27.
Тип урока: урок изучения нового материала. Первый урок в теме «Измерение длины».
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в паре.
Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, технология деятельностного подхода.
Техническое оборудование: учебник, мультимедийный комплекс, измерительные материалы: линейка, сантиметровая лента, видео отрывка из мультфильма «38 попугаев», раздаточный материал для групп (полоски разной длины и разного цвета), клей.Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность
Дидактическая цель деятельности учителя: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицей измерения длины – сантиметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях. Ключевые слова: сантиметр, величина, длина, мерка, линейка
Задачи: 
познакомить учащихся с единицей измерения длины «сантиметр»; 
научить измерять длину отрезков; 
повторить старинные меры длины; 
развивать внимание, ориентирование в пространстве, воображение; воспитывать трудолюбие, доброе отношение друг другу. 
Планируемые результаты:
иметь представление о понятии «отрезок»;
уметь использовать различные мерки и инструменты для измерения длины.
Личностные:
-способность к самооценке;
-наличие учебно-познавательной мотивации;
-ориентация на бережное отношение к окружающему миру;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение выполнять учебные действия в устной речи.
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
-осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
-умение анализировать и исправлять ошибки;
-осуществление контроля по результату.
Познавательные УУД:
-умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-использование знаково-символических средств;
-умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные УУД:
-сотрудничество с учителем и сверстниками;
-формирование собственного мнения;
-умение аргументировать свой ответ;
-владение монологической и диалогической формами речи.
Технологическая карта проведения урока
«Сантиметр – единица измерения длины»
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
Самоопределение к деятельности. (2 мин)
Организационный момент:
Релаксационная игра.
Цель игры: данная игра проводиться для снятия волнения, напряжения,
она придаёт чувство уверенности в себе.
Солнце на небе проснулось,Нам, ребята, улыбнулось.Глазки тихо закрываем,Руки к небу поднимаем.Лучи солнышка возьмём. И к сердечку поднесём. Откройте глазки.
Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Подари кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте друг другу удачи в работе на уроке. (ЭОР Слайд 2-3+ ссылка на музыкальное сопровождение http://ololo.fm/search) Подготовка учащихся к работе на уроке, проверка рабочего места. Урок начинается с организационного момента, которым служит конкретное задание, которое направлено и на актуализацию знаний.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Мотивация к учебной деятельности. (8 мин)
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность
Сегодня у нас необычный урок математики. А начать его я хотела бы с задания, которое любят все дети. С загадки.
Мама - золотые руки -Шьет рубашки, платья, брюки.Папа, я, сестренка Света -Все с иголочки одеты!
(ЭОР Слайд 4 загадка + отгадка)
- Кто это? Не отгадали?
Тогда я начну с фокуса. Закройте глазки и откройте их по моей команде. (Учитель надевает фартук и берет в руки сантиметровую ленту).
- Откройте глазки и отгадайте по моей одежде, кто я по профессии?
- А какими качествами должен обладать портной, чтобы шить красивую, удобную одежду? Что он должен уметь?- Ребята, сегодня на уроке я вам предлагаю быть моими помощниками.
- Чему бы вы хотели научиться на уроке, чтобы стать настоящими портными?
Нашим девизом урока будут слова: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
(ЭОР Слайд 5)
Для начала проверим, а умеете вы измерять. У вас на столе лежат полоски разного цвета. 1-ый ряд измеряет ширину парты с помощью красной полоски, 2-ой ряд с помощью желтой полоски, а 3-ий ряд с помощью зеленой полоски. (Приложение 1) Предлагает детям измерить ширину парты с помощью полосок разного цвета. Выясняет с детьми, почему получилась разная длина. Подводит детей к мысли, что для измерения ширины парты нужна одинаковая мерка всем. Вам необходимо с помощью их измерить ширину парты. Работать будете в парах. Каждая пара запишет свой ответ.
- Какую длину получил первый ряд, какую – второй, какую – третий? (результат получился разный).- Что такое, разве у нас парты разные? (ЭОР Слайд 6-7)
Ребята, с такой же проблемой столкнулся и герой мультфильма. Просмотр фрагмента мультфильма «33 попугая». (Приложение 2 – ссылка на видео http://mults.info/mults/?id=1)Какова длина удава?38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка.– Почему удав получился разной длины?Правильно, чем больше мерка, тем меньше число и на оборот.- Какой выход можете предложить? (мерки должны быть одинаковыми…) Учащиеся слушают и отгадывают загадку с последующими ответами на вопросы.
- Швея, портные. (Ответы могут быть вариативные)
Учащиеся выполняют задание с элементами релаксации.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Мерить, шить, измерять……Дети объясняют, как они понимают смысл пословицы.
Учащиеся приходят к выводу, что если разная мерка, то и длина разная.
Чем больше мерка, тем меньше число и на оборот. Дети объясняют, как они понимают смысл пословицы.
Дети выполняют практическую работу. Дети в парах сравнивают полученные результаты.
Измеряют полоски с помощью предложенных мерок. Выясняют, почему результаты получились разные. Приходят к выводу о единой мерке для всех.
Физминутка (2 мин) Организация физкультурной минутки (ЭОР мультимедиа ссылка http://zadorinka.ucoz.ru/load/fizminutki/super_fizkultminutka_dlja_uroka) Выполняют движения с мультимедийным сопровождением. Актуализация знаний (5минут)
Цели: - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - Чтобы получить точные результаты измерения, нужна универсальная мерка. Чтобы вы использовали, чтобы измерять длину удава? Мартышка всегда была веселая. Но сегодня, что-то наша мартышка не улыбается, какая-то грустная, задумчивая. Она задумалась, а правильно ли она измеряла рост удава? Она нарисовала удава в уменьшенном виде. Какой фигурой изобразила мартышка удава? (ЭОР Слайд 8) Отрезком. Измерьте длину удава и запишите результат внизу.В каких единицах будем измерять? Давайте вспомним, какие меры измерения длины вы знаете? Обсуждают каждую мерку, можно померить (ЭОР Слайд 9-13) Измеряют отрезок на карточке и записывают результаты.

Целеполагание (3 минуты)Цели: - организовать постановку задачей урока;- организовать составление совместного плана действий; Мы не знаем, в каких единицах измерять отрезок?• Как измерять отрезки? • В каких единицах измерять отрезок? • Как записать длину отрезков?- Я предлагаю найти ответ в учебнике. Учащиеся приходят к выводу, что эти мерки не рациональны в данное время для измерения длины.
Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят
(познавательные); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра
(личностные);
• Найдите ответ в учебнике. С.26, № 62.• САНТИМЕТР – единица измерения отрезков - это тема нашего урока. (ЭОР Слайд 15)• Длина отрезка АК – 1 сантиметр. Кратко это слово пишется так: см • Отрезок длиной 1 см является меркой для измерения отрезков. На линейках цена деления 1см. Это мерка принята во всем мире.
(ЭОР Слайд 16)
-Для чего нужна единая мерка?
- Что на ней изображено (черточки, цифры).
- Это короткие отрезки. Сколько здесь сантиметров-10см. Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается.
- А как правильно нужно измерять отрезки с помощью линейки? - Найдите ответ в учебнике. С.28, № 69.- Рассмотрите рисунок и расскажите, как измеряют длину отрезка с помощью линейки.С какой точкой отрезка совпадает ноль на линейке?Как располагается линейка и отрезок?На какой цифре находится точка К?Чему равна длина отрезка ТК? (8 см)• Начало отрезка совмещаем с нулем. Смотрим, с каким делением на линейке совпал конец нашего отрезка.
(ЭОР Слайд17) Первичное закрепление Найдите № 71 на странице учебника 29.
- Какое задание вы предложили бы выполнить?
- Измерьте линейкой длину отрезка Винни Пуха.
(ЭОР Слайд18)
Учащиеся работают в паре. Личностные (В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения - дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу.)7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)Цели:- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;- организовать самопроверку по эталону, самооценку;- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. - Итак, мои помощники вы научились хорошо измерять, и теперь вы можете справиться и с более серьёзной работой. - Начертить в тетради отрезок, равный стольким сантиметрам, сколько вам лет, назовите свой отрезок.К нам в мастерскую пришли три самых маленьких героя сказок: Мальчик- с - Пальчик, Дюймовочка и Крошечка - Хаврошечка. Они пришли заказать нам новую одежду. А чтобы сшить одежду нужно знать рост того кому мы шьем. Определите рост героев из сказок.
(ЭОР Слайд 19)
Учитель наблюдает за работой учащихся. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания)
Итог урока - Я вам вместе с нашими героями мультфильма, предлагаю пройти тест, а помогать мне будете вы, мои храбрые портняжки. (ЭОР интерактивный тест) Учащиеся поочереди выходят к доске и отвечают на вопросы, выполняют практическое задание. 9.Рефлексия учебной деятельности (3 минуты)
Цели:- зафиксировать новое содержание урока;- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - Зачем нужны единицы измерения длины? Зачем нам нужно уметь измерять длину разных предметов? - Где в жизни они нам пригодятся? Ребята, а теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас есть фартук и пуговицы: красная, зеленая и синяя. Если вы работали хорошо, все поняли, приклейте красную пуговицу. А если у вас не все получилось, приклейте зелёную пуговицу. А если многое не поняли – синюю. (ЭОР Слайд 20 + приложение3) Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют практическое задание. Подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для первоклассника задачей.