Рабочая программа учебного курса «Физика» для 9 класса на 2015-2016 учебный год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Клетня Брянской области
Рассмотрено «Согласовано»
на заседании МО Заместитель директора школы
«_____» ________ 2015г. ____________(Касацкая Н. В.)
Протокол №___ «___» ____________ 2015г.
Руководитель МО
____________ (Забавникова Л. В.)
«Утверждаю»
Приказ № _________
от «___» ____________ 2015г.
Директор МБОУ СОШ №1
п. Клетня Брянской области
___________ (Попченко Н. В.)
Рабочая программа
учебного курса
«Физика»
для 9 класса
на 2015-2016 учебный год

Программу разработал
учитель физики Тимощенков Д. А.
(педстаж 21 год, высшая квалификационная категория)
2015 г.
Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике(МО РФ), «Сборник нормативных документов, Физика». М. Дрофа, (2008), авторской программы «Физика-7-9» Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2008.
Всего 70 часов в год; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ 5,
лабораторных работ 5.
Учебник: Перышкин. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин, Е.М. Гутник. - М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература
1. .А. В. Перышкин. Сборник задач по физике: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика 7 кл», «Физика.8 кл.», «Физика.9 кл.» (М.- Дрофа)М._ Астрель, Владимир: ВКТ, 2011
2. О. И. Громцова Дидактические карточки – задания по физике: 9 класс: к учебнику А.В.Перышкина Е. М. Гутник «Физика 9 кл.» М.. Экзамен, 2010
3. О. И. Громцова Тесты по физике к учебнику А. В. Перышкина Физика 9 кл. М. Экзамен,2011
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях, электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
В результате освоения содержания учащиеся должны:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.



п/п Наименование
раздела Тема урока Количество часов Тип урока Вид контроля Проектная деятельность Обеспечение урока Дата проведения
По плану Факти-чески
1 Законы движения и взаимодейст-вия тел
27 ч. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Механическое движение. 1 Комбинирован-ный урок Тест
Беседа Составление проектов в течение года на Интернет-платформе «ГлобалЛаб» Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 02.09 2 Траектория, путь и перемещение 1 Комбинирован-ный урок Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 05.09 3 Прямолинейное равномерное движение 1 Комбинирован-ный урок Индивидуальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 09.09 4 Входной контроль.
Графическое представление движения 1 Комбинирован-ный урок Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 12.09 5 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение 1 Урок ознакомления с новым материалом Выборочный опрос
Самопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 16.09 6 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 19.09 7 Решение задач на графики прямолинейного равноускоренного движения 1 Урок повторения и закрепления изученного Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 23.09 8 Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения 1 Урок повторения и закрепления изученного Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 26.09 9 Относительность механического движения 1 Урок повторения и закрепления изученного Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 30.09 10 Оценка погрешностей измерений 1 Урок применения знаний и умений. Урок-практикум Фронтальный опрос
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 03.10 11 Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» 1 Урок применения знаний и умений. Урок-практикум Лабораторная работа ЛО 07.10 12 Тематическое оценивание знаний по теме «Кинематика» 1 Контрольная работа Контрольная работа 10.10 13 Первый закон Ньютона. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 14.10 14 Второй закон Ньютона. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 17.10 15 Третий закон Ньютона 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Самопроверка
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 21.10 16 Три закона Ньютона (обобщающий урок) 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 24.10 17 Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 28.10 18 Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»
Решение задач на свободное падание 1 Урок применения знаний и умений. Урок-практикум Урок повторения и закрепления изученного Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 31.10 19 Закон всемирного тяготения. 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 11.11 20 Сила тяжести и ускорение свободного падания. 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 14.11 21 Равномерное движение по окружности. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 18.11 22 Решение задач на движение по окружности 1 Урок повторения и закрепления изученного Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 21.11 23 Движение искусственных спутников. 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Самопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 25.11 24 Импульс. Закон сохранения импульса. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 28.11 25 Реактивное движение. 1 Комбинирован-ный урок Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 02.12 26 Обобщающий урок по теме «Динамика». Урок повторения и закрепления изученного Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 27 Тематическое оценивание знаний по теме «Законы динамики» 1 Контрольная работа Контрольная работа Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 05.12 28 Механические колебания и волны. Звук
11 ч. Свободные и вынужденные колебания 1 Комбинирован-ный урок Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 09.12 29 Величины, характеризующие колебательное движение. 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 12.12 30 Гармонические колебания пружинного и математического маятника. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». 1 Урок применения знаний и умений. Урок-практикум Лабораторная работа Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 16.12 31 Превращение энергии при колебаниях. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 19.12 32 Распространение колебаний в упругой среде. Волны. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 23.12 33 Поперечные и продольные волны. Длина волны. 1 Комбинирован-ный урок Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 26.12 34 Звуковые волны. 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Самопроверка
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 14.01 35 Высота и тембр звука. Громкость звука. 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 17.01 36 Распространение звука. Скорость звука. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 21.01 37 Отражение звука. Эхо. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 24.01 38 Тематическое оценивание знаний по теме «Механические колебания и волны. Звук» 1 Контрольная работа Контрольная работа 28.01 39 Электромагнит-ные явления
9 ч. Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля. 1 Урок повторения и закрепления изученного. Фронтальный опрос
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 31.01 40 Действие магнитного поля на проводник с током. 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 04.02 41 Индукция магнитного поля. 1 Комбинирован-ный урок Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 07.02 42 Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Самопроверка
ЛО 11.02 43 Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
1 Урок применения знаний и умений. Урок-практикум Лабораторная работа Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 13.02 44 Получение переменного электрического поля. Электромагнитное поле.

1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Самопроверка
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 15.02 45 Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. 1 Комбинирован-ный урок Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 18.02 46 Электромагнитные явления. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света. 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 22.02 47 Тематическое оценивание знаний по теме «Электромагнитное поле» 1 Контрольная работа Контрольная работа 25.02 48 Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер
10 ч. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Строение атома. Схема опыта Резерфорда. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 01.03 49 Радиоактивные превращения атомных ядер. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос
Самостоятельная работа Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 04.03 50 Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц Открытие протона и нейтрона
1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Самопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 07.03 51 Состав атомного ядра. Ядерные силы.
1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Самопроверка
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 10.03 52 Энергия связи. Дефект масс. 1 Урок ознакомления с новым материалом Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 14.03 53 Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор 1 Урок ознакомления с новым материалом Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 17.03 54 Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков» 1 Урок применения знаний и умений. Урок-практикум Лабораторная работа Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 20.03 55 Термоядерные реакции. Атомная энергетика
1 Комбинирован-ный урок Фронтальный опрос
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 24.03 56 Биологическое действие радиоактивных излучений 1 Комбинирован-ный урок Самостоятельная работа Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 01.04 57 Тематическое оценивание знаний по теме «Строение атома и атомного ядра» 1 Контрольная работа Контрольная работа 03.04 58 Обобщающее повторение.
13 ч. Обобщающее повторение.
Механическое движение. 1 Урок повторения и закрепления изученного Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 07.04 59 Обобщающее повторение.
Графическое представление движения 1 Урок повторения и закрепления изученного Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 10.04 60 Обобщающее повторение.
Прямолинейное равноускоренное движение 1 Урок повторения и закрепления изученного Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 14.04 61 Обобщающее повторение.
Три закона Ньютона 1 Урок повторения и закрепления изученного Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 17.04 62 Обобщающее повторение.
Закон всемирного тяготения. 1 Урок повторения и закрепления изученного Самостоятельная работа Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 21.04 63 Обобщающее повторение.
Равномерное движение по окружности. 1 Урок повторения и закрепления изученного Тест
Самопроверка
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 24.04 64 Обобщающее повторение.
Импульс. Закон сохранения импульса. 1 Урок повторения и закрепления изученного Тест
Самопроверка
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 28.05 65 Обобщающее повторение.
Свободные и вынужденные колебания 1 Урок повторения и закрепления изученного Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 05.05 66 Обобщающее повторение.
Волны. 1 Урок повторения и закрепления изученного Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 08.05 67 Обобщающее повторение.
Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля. 1 Урок повторения и закрепления изученного Тест
Самопроверка
Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 12.05 68 Обобщающее повторение.
Индукция магнитного поля. 1 Урок повторения и закрепления изученного Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 16.05 69 Обобщающее повторение.
Явление электромагнитной индукции.
1 Урок повторения и закрепления изученного Фронтальный опрос Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 19.05 70 Обобщающее повторение.
Радиоактивность. 1 Урок повторения и закрепления изученного Тест
Взаимопроверка Компьютер, мультимедийный проектор, ЛО 23.05