Конспект урока по математике на тему: Сантиметр – единица измерения длины. (1 класс, система Л.Занкова)


Конспект урока по математике на тему: "Сантиметр – единица измерения длины." (1 класс, система Л.Занкова)
Класс: 1
Тема урока: Сантиметр – единица измерения длины.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере для измерения.
Задачи: - познакомить с единицей длины – сантиметром;
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях.
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;
Метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться, работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: будут формироваться личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.
Оборудование:
интерактивная доска, мерки (полоски разной длины, разного цвета), карточки для групповой работы, линейки, презентация.
Этап урока Вре-мя,
мин Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы органи-зации учебной деятельности Деятельность учителя Деятель-ность обучающих-сяФормирова-ние универсаль-ных учебных действий
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности
Постановка учебной задачи
Постановка проекта выхода из затруднения
Физминутка1мин
7мин
5 мин
5мин
1 мин
Приветствие учителя
(на доске фигуры)

Учитель делает запись на доске
6-1
(Слайд №1)
На слайде три линии (ломаная, 2 отрезка)
Слайд № 2,3,4
(сказочные герои)
На каждом ряду на партах лежат полоски разного цвета и разной длины
Зарядка под музыку
Игра
Беседа
Беседа
Дискуссия
Игра
Беседа
Практическая Фронтальная
Фронтальная
Работа в парах
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс, 
Математика у нас!
- Что вы умеете делать на уроке математики?
- Чего вы ожидаете от урока?
-Что видите на доске?
- Что о них можете рассказать?
- Какое задание вы бы предложили с этими фигурами?
- По каким признакам их можно разбить на группы?
- Используя эти признаки, составьте с фигурами суммы.
- Что объединяет эти суммы?
- Как вы думаете, эта запись
(6-1) подходит к данному заданию?
- Докажите.
- Какие ещё геометрические фигуры вы знаете?
- Дайте название этим фигурам.
(работа по слайду №1)
- Сегодня эти линии стали волшебными дорожками, по которым к нам на урок пришли сказочные герои.
- Назовите их имена.
- Каждый шёл к нам своей дорогой.
Дюймовочка не шла по ломаной линии, а Мальчик – с – Пальчик не шёл по зелёному пути.
- У кого путь короче?
- Что надо сделать, чтобы точно ответить на этот вопрос?
- Чем эти пути можно измерить.
- Так чем будете заниматься на уроке сегодня?
- С этого и начнём сейчас работу.
- Предлагаю измерить длину вашей парты данными мерками. Работать будете в парах.
- Какую длину парты получили в каждом ряду?
- Почему длина разная? Наверное, парты по размеру неодинаковые?
- Есть ли выход из этого положения?
Учащиеся
повторяют за учителем
Решать, считать, сравнивать, доказывать.
Хотим узнать что-то новое.

Геометрические фигуры
- Они разные по размеру, по цвету, по форме.
- Можно их разделить на группы.
- Можно составить суммы.
- По форме.
- По цвету.
- По размеру.
1+5
4+2
3+3
- Получается число 6.
- Не подходит.
- Я думаю, что подходит.
Доказывают
- Прямая линия, круг, ромб, отрезок.
- Это ломаная линия, отрезки.
-Дюймовочка.
-Мальчик с
Пальчик.
-Крошечка Хаврошечка.
Учащиеся называют путь каждого сказочного героя.
Делают предположения.
- Измерить.
- Стёрками, карандашами,
или другими мерками.
- Будем измерять.
Дети называют разную длину.
- Парты одинаковые, а мерки были разные.
- Да, надо взять одинаковые мерки.
Познавательные:
целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
Личностные:
самоопределение к учебной деятельности
Познаватель-ные:
использование знаково-символических средств;
-извлечение необходимой информации из текста;
Регулятив-ные: фиксирование затруднений в пробном учебном действии;
Коммуника-тивные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные:
формирование цели;
мыслительные операции;
Личностные:
самоопределение
Познавательные:
выдвижение гипотез и обоснование их;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
самостоятельное создание способов решения проблем;
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Открытие новых знаний
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4 мин
5 мин.
3 мин
6 мин.
Работа с книгой.
Слайд №5
(поэтапная работа с линейкой)
Знакомство со старинными мерами длины
Измерение пути сказочных героев
(по карточкам)
Беседа
Объяснение
Практическая
Работа с учебником
Практическая
Фронтальная
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
- Такая единая общепринятая мерка есть.
Это сантиметр (см).
- В учебнике на стр.26 найдите отрезок АК. Что вы о нём скажете?
- Это и есть 1 см.
- Сколько мерок длиною в 1 см в отрезке АМ?
- Запишите длину отрезка АМ.
- Инструментом для измерения длины служит линейка. Знакома она вам?
- Кто умеет пользоваться линейкой?
- Давайте попробуем измерить отрезки в рабочей тетради на
стр. 14, в №58,59. Этапы работы с линейкой вы увидите на слайде.
- Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики?
- А ваш рост можно измерить линейкой?
- А рост наших сказочных героев?
- Для измерения их роста существуют и другие единицы измерения, которыми люди пользовались раньше. О них вы узнаете в учебнике на стр. 24.
- Сможете ли вы наконец определить, путь какого сказочного героя был короче?
- Что вам надо для этого сделать?
- Чем будете пользоваться?
- Если кому- то ещё непонятно как измерить длину, вам помогут ваши товарищи, потому что работать вы будете в группах.
- Какие правила работы в группах вы должны вспомнить?
- Чей же путь был короче? - В нём две клетки.
Ответы учащихся
Пишут в тетради
- Да, мы чертили отрезки, лучи, ломаные линии.
Дети пытаются назвать этапы работы с линейкой
Идёт измерение отрезков поэтапно
Дети предполагают
- Да, но это очень долго.
- Можно.
-Да.
- Измерить.
- Линейкой.
- Слушать друг друга.
- Работать тихо.
-Распределять работу в группе.
- Помогать друг другу.
Дети распределяют обязанности для работы в группах, обсуждают выполнение заданий, записывают получившиеся измерения, находят самый короткий путь.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
использование знаково-символических средств;
Регулятив-ные:
формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
использование речевых средств
для решения задач.
Познавательные:
использование знаково-символических средств;
осознанное и произвольное речевое высказывание;
Регулятивные
волевая саморегуляция;
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
управление эмоциями при общении со сверстниками;
планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
управление поведением партнёра;
Личностные:
осознание смысла учения.
Рефлексия учебной деятельности 2 мин.
1 мин. Игра «Продолжи предложение».
Игра
Беседа Фронтальная - Закончите предложения:
«На уроке мы узнали, что …….»
«На уроке мы научились …….»
- Как вам работалось на уроке?
- Спасибо за хорошую работу!
- Мне очень было приятно работать с вами на уроке! - Длину можно измерить в сантиметрах, дюймах, саженях, локтях.
- Измерять отрезки в сантиметрах.
Оценивают.
Регулятивные
контроль и оценка;
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Личностные:
адекватное понимание успешности и неуспешности