Конспект открытого урока по математике Измерение длины отрезка. Сантиметр

Урок по математике

Предмет и УМК: математика 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа».
Тема учебного занятия: Измерение длины отрезка. Сантиметр
Место урока в теме: 1 урок
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат: путём наблюдения, сравнения познакомить детей с единицей измерения длины – сантиметром.
Задачи урока(деятельность учителя):
1. Создать проблемную ситуацию для открытия новых знаний.
2.Способствовать формированию умений измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;
3.Способствовать осознанному усвоению и применению новых знаний при измерении предметов.
4. Организовать самооценивание работы обучающихся на уроке..
Оборудование к уроку: учебник математика 1 класс (А.Л. Чекин), рабочая тетрадь «Математика в вопросах и заданиях» № 2 (О.А. Захарова, Е.П. Юдина), карточки

Этапы урока, задачи и деятельность обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Организационный момент.

Приветствие
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.

Поприветствуем друг друга
Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются
Коммуникативные


Изучение
проблемной ситуации.

Учить видеть проблему и находить выходы из нее.
На партах у вас лежат полоски.
Как можно сравнить их по длине?



Выполните данную работу в парах.
Молодцы, с этой работой вы справились.
Помогите разрешить спор двух мальчиков. Каждый хочет дойти до домика быстрее. Как узнать какая тропинка короче? (слайд 2)
Что нам нужно для этого сделать?
Как мы назовем такие линии?
Знаем ли мы длину каждого отрезка?
Можем ли мы выполнить это задание?

Что для этого нужно сделать?
Дети отвечают.
Путем наложения одной полоски на другую.








Узнать длину тропинок?
Отрезки.

Нет.
Мы не можем наложить один отрезок на другой
Измерить отрезки.
Познавательные (осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий)




Коммуникативные
(высказывания детей)

2. Целеполагание.

Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи.
Кто догадался, что сегодня на уроке мы с вами будем изучать?
Чтобы правильно сформулировать тему урока, откройте содержание учебника на с. 18.

Попробуйте сформулировать цель нашего урока:

Я предлагаю обсудить следующий план действий на уроке:

Задачи: 1) Слайд 3

2)


3)


4)


5)
Физминутка.

Высказывания детей.
Измерение длины отрезка. Сантиметр.


Научиться измерять длину отрезка и других предметов.



Узнать, как измеряли в старину.
Научиться измерять с помощью линейки.

Учиться измерять разные по длине предметы.
Учиться чертить отрезки разные по длине.
Оценить свою работу.
Познавательные (информационные) поиск и извлечение информации)





Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)



Коммуникативные (высказывания детей)

Регулятивные (планирование действий)

3. Открытие новых знаний

Научиться выполнять сложение однозначных чисел с числом 10.
Развивать умения обобщать наблюдения, делать выводы.
Какая первая задача урока?

- В древности люди использовали для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Одной из самых распространенных единиц длины ЛОКОТЬ (расстояние от локтя до конца среднего пальца)Слайд 4

- Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ. Пядь –расстояние от конца большого пальца до конца мизинца. Слайд 5

- ДЮЙМ – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.
1 дюйм – 2,54 см. Слайд 6

ВЕРШОК – длина верхней части пальца. 1 вершок - 4,45 см.
Слайд 7

- Также были такие меры длины как ВЕРСТА, АРШИН.

- Ещё существует такая мера длины, как ЛАДОНЬ.

- А шагами мы пользуемся и по сей день. Слайд 8

Мне нужны два помощника. Я предлагаю вам измерить длину класса (сначала один ученик измеряет класс шагами, а потом другой).

-Одинаковые получились результаты?

- Удобно пользоваться старинными мерами длины?

- Ещё как мы можем измерить длину этих отрезков?

- На столе у каждого есть мерка.

- Как с её помощью сравнить отрезки?


- Измерим наши отрезки. Запишем результат на листок.

- Поменяйтесь с соседом по парте мерками. Измерим отрезки еще раз. Запишем результат.

- Что вы заметили?

- Почему так получилось?

- Да, мы с вами убедились, что должна существовать мера, которая будет являться общей для всех.
Подведем итог работы. Прочитайте 1 задачу.
Мы справились с данной задачей?

Молодцы ребята.
Узнать, как измеряли в старину.






































Результаты получились разные.


Нет, получают разные результаты

Можно выбрать мерку.

.
Дети проговаривают алгоритм: приложить мерку к началу отрезка, поставить метку, передвинуть мерку к метке, поставить следующую. Посмотреть сколько раз помещается мерка в отрезке.
Длина получилась разная.
Мерки разные.







Регулятивные (удержание цели урока)










Познавательные (информационные)











Познавательные
(логические наблюдения, сравнения, умозаключения)

Личностные
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе


Коммуникативные (монологические высказывания детей)




Познавательные
(моделирование)











4. Формирование
первичных умений на основе самоконтроля


Уметь измерять длину предметов по линейке используя алгоритм.


Переходим ко 2 задаче урока.
Каким инструментом вы можете измерить длину? Слайд 9

Работа по учебнику.
- Открываем страницу 18. №1
Хотите узнать, что интересного рассказывает Маша Мише об измерении предметов? Слайд 10
(Учитель читает текст.)
Какой единицей длины можно измерять самые разные предметы?
Как правильно измерить длину предметов с использованием линейки?
Помогите составить алгоритм работы с линейкой.

Слайд 11, 12







Вспомните 2 задачу урока.
Справились ли мы со 2 задачей?
Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

Расскажите, почему вы так оценили себя?

Какую задачу мы еще не выполнили?



Работа в парах.
Договоритесь, друг с другом и выберите по 2 предмета.

Проверьте работу своего соседа. Поменяйтесь тетрадями.

Встаньте те, кто может похвалить соседа.

Чему учились в этом задании?

Какую задачу мы еще не выполнили?
Слайд 13

Переходим к выполнению задания №3.
Прежде чем начертить отрезок такой длины в тетради, вспомним алгоритм:

Чертим отрезок простым карандашом, обозначаем длину ручкой.

Будьте внимательны!




Оцените свою работу по критериям с помощью «волшебных линеечек».
1 критерий: знаю алгоритм измерения отрезка.
2 критерий: умею чертить отрезок разной длины.
Кто расскажет, как себя оценил?

Длину можно измерить линейкой.













1. Прикладываю линейку к отрезку.
2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка.
3. Определяю число, соответствующее концу отрезка. Это длина отрезка.
4. Записываю результат измерения








Учиться измерять разные по длине предметы.



Измерение предметов.







Ответы детей.

Учиться чертить отрезки разные по длине.



1. Прикладываю линейку к отрезку.
2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка.
3. Определяю число, соответствующее концу отрезка. Это длина отрезка.
4. Записываю результат измерения





Самооценка обучающихся с помощью «волшебных линеечек».
Коммуникативные (высказывания детей)



Коммуникативные (общение)










Познавательные
(моделирование)




Регулятивные (контроль)































Регулятивные (контроль)



5. Рефлексия

Учиться оценивать свою работу на уроке.
Какую цель мы ставили в начале урока?
Оцените себя (Слайд 14)
Солнышко - мне было интересно и я доволен своей работой на уроке.
Солнышко и тучку – я испытывал некоторые затруднения.
Тучку – мне было тревожно

- Мы сегодня познакомились с единицей измерения длины – сантиметром, ответили на многие ваши вопросы, но длина таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:
(Слайд 15)
-Я понял, что
-Было интересно
-Было трудно
-Мне захотелось
-У меня получилось
-На следующем уроке мы

Спасибо за урок.




Регулятивные
(удержание цели)
Личностные
(способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)






















15