Урок математики во 2 классе Метр. Соотношение между единицами длины»


Открытый урок
по математике во 2 классе по теме
«Метр. Соотношение между единицами длины»
Выполнил учитель начальных классов
МБ ОУ Пеля-Хованской СОШ Починковского района
Борисовой Натальи Вениаминовны
Квалификационная категория __1____
Стаж работы учителем начальных классов: 22 года
2013 год.
Учебный материал: математика.
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Метр. Соотношение между единицами длины».
Тип урока: Объяснение нового материала.
Задачи урока образовательные:
обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
воспитательные: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
развивающие: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Ожидаемые результаты:
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
Метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Предметные: сформировать понятия о метре, как единице измерения длины; усвоить соотношение между единицами измерения длинны (см, дм, м); сформировать умения практически находить длину предметов с помощью рулетки.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация Power Point; учебник - В. Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва, Математика. 2 класс. Ч. 1. – М.: Вентана - Граф, 2012; метровая линейка (3шт.); рулетка (2 шт.); 3 мотка тесьмы; сигнальные карточки «Да - нет» зелёного и красного цвета для каждого ученика; раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы).
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: - Единицы длины: сантиметр, дециметр;
- Измерение длины отрезков с помощью линейки;
- Геометрические фигуры: многоугольник, шар, куб.
Этапы урока и хронометрия:
Содержание урока

п\пЭтап урока Деятельность учителя и обучающихсяФормирование УУД
1 Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент. (3 мин) - Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Ребята, вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов. (Дети показывают сигнальные карточки.)
- В гости к нам пришёл герой русской народной сказки.
- Отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Ответы детей) (картинка)
- Вы отгадали правильно, к нам на урок пришёл герой русской народной сказки «Три медведя» - маленький Мишутка.
- Он приготовил для вас задание и прислал в письме.
Прочитаем письмо на доске (интерактивной):
На день рождение мамы-медведицы я решил её одеяло обшить тесьмой, но не смог обмерить одеяло. На моей линейке только 20 сантиметров. Чем нужно измерить одеяло и сколько нужно купить тесьмы, если одеяло с вашу доску? Личностные УУД: самоопределение к деятельности (формирование мотивации к новой теме);
2 Актуализация
знаний. (7 мин)
1. Повторение знаний о см и дм.
- Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм)
- Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Работа с таблицей.)
- Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах?
(Ответы детей: ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.)
- Измерьте длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь
(Дети измеряют и записывают).
Работа в парах:
- Посмотрите на запись у соседа по парте и обсудите у кого карандаш длиннее.
- Длину каких предметов можно измерить в дециметрах
(Ответы детей: длину и ширину крышки парты, высоту портфеля и т.д.)
- Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь.
(Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.)2. Создание ситуации «разрыва».
- Чтобы мама-медведица получила подарок, Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной доски,
чтобы купить тесьму.
- Попробуем это сделать.
(Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину классной доски, остальные наблюдают.)
- С какими затруднениями вы столкнулись?
(Ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число)
Личностные УУД: сохранение мотивации к учению.
Познавательные УУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.
Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей.
Коммуникативные УУД: контролировать действия партнёра
Личностные УУД: мотивация на достижение цели познания.
Познавательные УУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.
3 Постановка учебной задачи
(3 мин) -Как же помочь Мишутке? Чем будем измерять доску?
- Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения.
- Значит, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться.
- Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? (Предполагаемые ответы детей: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний.) Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей.
Личностные УУД: учебно - познавательная мотивация.
Регулятивные УУД: планирование, как определение последовательности действий.
Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей.
4 Открытие новых знаний. (15 мин) - Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м.
(Учитель показывает метровую линейку)
- Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм.
(Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.)
- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?
- Составим таблицу соотношений мер длины.
(Дети вместе с учителем составляют таблицу.)
- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?
(Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.)
- Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.)
- А теперь давайте измерим нашу доску и запишем данные.
(2 м 50 см - длина, ширина – 1 м 50 см)
ФизминуткаПознавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное высказывание в устной речи.
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(8 мин) 1. Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35).
- Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно.)
2. Проверка степени усвоения материала.
- Ответьте на вопросы:
- Что такое метр?
- Что можно измерить в метрах?
- Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах?
- Сколько сантиметров в одном метре?
-104 см-это больше или меньше 1 м?
(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.)
3. Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36.
(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.) Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.
Познавательные УУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.6 Самостоятельная практическая работа (работа в группах).
( 7 мин) 1. Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета.
- Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя?
- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны.
(Дети составляют выражение и решают в парах. Ответы (варианты) сравниваются и обсуждаются)- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Мишутки, чтобы и у него было красивое одеяльце.
Каждая сторона 1 м

- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича.
Каждая сторона -3 м

(Для сильных учеников: дополнительные задания на карточках)
2. Самопроверка. Самооценка.
- Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке.
3. Работа в группах.
- Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для первой группы).
- Измерьте длину классной комнаты. (Задание для второй группы).
(Дети работают самостоятельно. Учитель контролирует).(ответы для первой и второй группы на слайде) Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.Познавательные УУД: выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи, самоконтроль процесса результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.7 Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
(2 мин) - Помогли ли мы Мишутке с подарком для мамы-медведицы?
- Сразу у нас все получилось?
- С помощью чего нам это удалось?
- Какую новую единицу измерения длины вы узнали?
- Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины?
- Какую работу вам понравилось выполнять?
- Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе. Личностные УУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Познавательные УУД: рефлексия способов действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности.
Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения.
Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.
Самоанализ урока математики «Метр. Таблица единиц длины» 2 класс.
Тема «Метр. Таблица единиц длины» изучается во 2 классе в теме «Числа от 1 до 100. Нумерация». Изучая тему «Метр» ребята знакомятся с единицей длины - метром, устанавливают соотношения между изучаемыми единицами длины (метром, сантиметром, дециметром) и в дальнейшим будут использовать их при нахождении длин предметов, а также закрепляют знания о нумерации.
Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.
Цель урока:- познакомить детей с новой единицей длины - метром, расширить представление учащихся об окружающем мире.
Задачи урока образовательные:
обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
воспитательные: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
развивающие: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Тип урока: Открытия нового знания
Для достижения решения цели и задач урока использовала следующие методы и приемы обучения:
практический метод,
игровой метод,
демонстрационный метод,
беседа,
диалог,
дискуссия.
Данные методы соответствуют целям и задачам урока. Они обеспечивают активизацию познавательной деятельности школьников, совершенствуют вычислительные навыки учащихся и умения решать задачи, развивают логическое мышление, умение работать совместно в парах, самостоятельно.
На уроке применялись разные формы учебной работы:
индивидуальная работа,
работа в парах;
работа в группах;
фронтальная работа.
На уроке осуществлялось чередование разных видов деятельности учащихся:
устный счет,
практическая деятельность,
письменная работа в тетрадях,
работа над задачей,
работа с геометрическим материалом,
- самостоятельная работа.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
Чтобы познакомиться с новой единицей длины - метром, я предлагаю детям провести исследовательскую работу. Дети работают в группах. Свою активность на этом этапе урока, я уступила детям, не давая готовых знаний о метре, побуждая их тем самым к поиску знаний о метре на основе ранее полученных ЗУН. При этом созданы условия для самореализации личности ребенка. Дети активны. Происходит взаимообмен мнений между детьми группы. Они вместе приходят к ответу на поставленный вопрос. После выполнения всех работ каждая группа озвучивает свои и выводы. Дети узнают, что можно измерить метром, соотношение между изучаемыми единицами длины метром, сантиметром, дециметром, узнают, где человек может еще использовать метр.
Первичное осмысление и закрепление знаний о метре происходит через практическую работу. При подведении итога урока ребята говорили о новой единице длины, запомнили соотношения между единицами длины.
Я считаю, что данный урок развивающий, построен на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
На уроке были реализованы в оптимальном соотношении принципы и методы как общедидактические, так и специфические. Обеспечены условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. Были установлены межпредметных связи, осознаваемые учащимися. Этапы учебной работы логичны и эмоциональны. Эффективно использованы педагогические средства здоровьесберегающих технологий (физминутки). На уроке осуществлялось формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. Шло формирование умений учиться у учащихся, заботясь о своем здоровье. Проектирование, планирование и контроль урока строился с учетом индивидуальных особенностей развития учащихся.

Приложение №1
Задания для самостоятельной практической работы.
Отмерьте тесьму для одеяльца Мишутки.

Отмерьте тесьму для одеяла Михаила Ивановича.

Работа в группах. (1 группа)
Измерьте с помощью рулетки длину шкафа.
Работа в группах. (2 группа)
Измерьте с помощью рулетки длину классной комнаты.
Приложение №2
Карточки для самостоятельной работы.
1 вариант
1. Закончите фразы:
Высота телевизора – 5…
Длина шоколадки – 17…
Длина дорожки от дома до калитки – 15…
2. Заполните пропуски:
4дм = … см
30дм = … м
7м = … дм
7м 5дм = … дм 2 вариант
1. Что измеряем в метрах? (найдите и подчеркните лишнее).
Высота дерева, ширина реки, длина ладони, длина автобуса.
2. Выразите в сантиметрах:
4дм =
5дм 3см =
2м =
1м 2см =
Выразите в метрах:
40дм =
300см =