Статья «Игра в дошкольном детстве как социокультурная практика»


Статья «Игра в дошкольном детстве как социокультурная практика»
Базанова Людмила Александровна
Воспитатель, МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, г. Шахунья, пос. Сява
Аннотация. Статья посвящена актуализации, разносторонней трактовке игры как современного средства социализации дошкольников. Особое внимание в статье уделено влиянию игры на качество воспитания и образования детей в детском саду. В исследовании, предпринятом автором, игра рассматривается как наиболее эффективная форма социализации детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: игра, дошкольный возраст, социализация, воспитание.
«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе
и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский
Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий [1].
Очень важное значение в жизни ребенка играет период дошкольного детства. В этот период вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Это период приобретения первоначальных знаний об окружающем мире, формирования определенного отношения к труду, к людям, период приобщения ребенка к познанию окружающей жизни, начала его социализации.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру. Кроме того, важный момент социализации – умение ребенка строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение в новой нестандартной ситуации не бояться ее, а находить решение, ориентироваться на те социальные знания, которые дети получают в процессе воспитания в детском саду.
Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкое усвоение знаний и умений создают благоприятные возможности для успешного воспитания и образования.
На этапах значительных социальных преобразований, социально-экономических реформ сложившиеся представления о человеке и способах его образования подвергаются строгой проверке, которая обусловлена необходимостью приведения в соответствие используемого содержания образования представлениям об идеале человека, особенностях реализации им социальных, культурных, профессиональных функций.
Не является исключением и сегодняшнее время, когда прежние представления о человеке и его социокультурном становлении подвергаются пересмотру и объективной ревизии. С 01.01.2014 года вступил в силу ФГОС ДО – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации.
В связи с этим очень важно не упустить из виду те верные и давно внедренные практикой дошкольного образования «инструменты прикосновения к личности ребенка» (A.C. Макаренко), способы освоения им социокультурного опыта предшествующих поколений, которые давно вошли в список эффективных средств образования, стали весомыми союзниками детского сада и воспитателя в формировании личности ребенка. К числу таких средств принадлежит игра.
Очень серьезное требование стандарта – обязательное использование игровой формы деятельности в детском саду; новый документ ставит игру во главу угла. Кроме того, стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка, так как игры детей - самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.
Несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Не зря дошкольный возраст называют возрастом игры, поскольку именно игра – ведущая деятельность данного периода детства, первая ступень деятельности ребенка-дошкольника.
Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, соревнование, упражнение, тренинг, включает в себя многие стороны других видов деятельности, в процессе которых осуществляется воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие. Вместе с тем, игра является самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
Игра социальна по свое природе. Социализирующие возможности игры обусловлены: во-первых, освоением ролевых, а через них и социальных функций - организатора, лидера, инициатора, стратега, исполнителя; во-вторых, познанием ребенком социально-одобряемых норм и правил бытия; в-третьих, постижением ценностно-смысловых жизненных ориентиров; в-четвертых, усвоением социального опыта, культуры прошлого, настоящего и будущего.
Игра является важнейшей областью общения детей, в ней решаются вопросы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества, поиск ребенком себя в коллективах сверстников и в целом в обществе.
Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей преобладающей роли, несомненно, положителен. Значение игры трудно переоценить.
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко так обозначил значение детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Философ Йохан Хейзинга писал: «В игре ребенок – творец и субъект собственной деятельности. Именно в игре формируются ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой».
Нельзя не согласиться с высказыванием польского педагога, писателя, общественного деятеля Я. Корчака, который говорил: «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».
Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Существует несколько классификаций игр. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические. На протяжении дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются.
В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые направлены на партнера или на развитие сюжета.
В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другим в соответствии со взятой на себя ролью (4-5 лет – возраст максимального расцвета ролевой игры).
В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности [6].
Важнейшее условие успешного руководства играми – умение завоевать доверие детей, устанавливать с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку [5].
После изучения и анализа большого количества материала по данной проблеме, мной была составлена и апробирована на практике система игр для детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы показал, что любая правильно составленная и проведенная игра благоприятствует социализации детей. Но наиболее результативна для социализации ребенка сюжетно-ролевая игра, поскольку в ней на первом месте стоят отношения между людьми. Дети берут на себя роли взрослых и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят их деятельность. Таким образом, игра выступает как способ моделирования отношений и становится методом усвоения социального опыта.
Крайне эффективен и интересен в этом плане цикл групповых занятий, знакомящий детей с профессиями взрослых. Беседы, наблюдения, экскурсии за пределы группы (на кухню детского сада, в медицинский кабинет, пожарную часть, на почту, в магазин и др.) способствовали накоплению знаний, которые затем переносились детьми в игру.
Некоторых детей очень увлекла профессия врача, и они решили стать врачами, когда вырастут, других заинтересовала работа пожарного - они включали спец. сигналы за рулем пожарной машины, разматывали пожарные рукава, примеряли боевую одежду пожарных. Дети проявляли деятельную активность, интерес к профессиям и начинали им подражать.
Для усиления эмоционального воздействия применяла художественную литературу, оформила специальный игровой центр, который оснастила разнообразными атрибутами по игровым зонам: «Школа», «Больница», «Магазин», «Салон красоты», «Почта», «Ферма». Все это способствовало большему пониманию ребенком мира взрослых и его социализации.
Безусловно, в настоящее время содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами. Специалисты констатируют, что в связи с этим в системе образования назрела необходимость специальных комплексных программ в сфере игры [3]. Тем не мене, факт использования игры, как наиболее эффективной формы социализации ребенка в воспитательном процессе, на сегодняшний день является осознанным и необходимым. Правильно проведенная и организованная игра является важным средством социализации дошкольника, если воспитатели соблюдают определенные педагогические условия: владеют системой знаний об игре; методически правильно руководят игрой; правильно подбирают игрушки с учетом возраста ребенка; правильно подбирают игры с учетом возраста ребенка.
Список источников
Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 2004. – 224 с.
Каким быть дошкольному детству? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №4. – С.4–7.
Программа развития учреждения дополнительного образования детей: технология и опыт разработки. – М., 2002.
Ретюнских JI. Т. Философия игры. М., 2002
Скоролупова О.А., Логинова, Л. В. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий», 2009. – 110 с.
Успевай с детьми 2013 №08 Журнал для воспитателей.
Шлаков С.А. Игры учащихся. М., 2006.