Писатели о детстве А.С Пушкина


Урок по теме «Писатели о детстве А.С.Пушкина»
Учитель:Фёдорова Л.А. МОУ»СОШ №86» Города Саратова
Цель: показать учащимся живого Пушкина с его судьбой, отношение к миру, людям;
помочь ощутить обаяние личности поэта;
привить навыки работы с биографической литературой
Список книг:
А Слонимский «Детство Пушкина»
Гессен «Жизнь поэта»
Сборник «Рассказы о Пушкине». М., «Детская литература», 1967г.
Ю. Тынянов «Пушкин»
И.Воробьёва, Н.Верховская «Стихи сочиняю»
«Пушкин сказал однажды:»Следовать за мыслями великого человека – наука самая занимательная». Можно добавить - и за его жизнью, если она так богата содержанием и такая волнующая, как жизнь самого Пушкина.» ( Из книги Гессена «Жизнь поэта»)
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы отправляемся в удивительную страну - страну знаний. А проводником нам в который раз послужит неизменный друг – книга. Невозможно представить человека, который не читал бы книг. И не удивительно! Ведь книга волнует сердце, зовёт к подвигам, делает человека лучше, благороднее, добрее, умнее. Стать человеком помогает книга и писатели, которые с детских лет входят в нашу жизнь.
Писатели не только помогают жить , бороться ,расти своими книгами но и всей жизнью. Вот почему мы изучаем биографии писателей. Вот почему народ старается увековечить память о людях, которые ему дороги : ставит памятники писателям , пишет о них книги.
Cегодня мы познакомимся с книгами, которые рассказывают о детстве А.C Пушкина. И мы должны не только больше узнать о маленьком Саше , но и постараться представить его таким , каким он сходит со страниц литературных произведений о нем.

II. Музыкальная –литературная композиция (Мелодекламация по музыку Чайковского
« Времена года».)1.Ведущий
Зимний вечер. Маленький ветхий домик , затерянный в бескрайней снежной пустыне. Теперь этот дом опустел навсегда.
2.Ведущий
А когда-то, давным давно, много лет назад в этой комнатке горела свеча, потрескивали в печи поленья….
3.Ведущий
Старушка вяжет чулок , привычно ходят в руках спицы , разматывается клубок.
Изредка старушка поджимает глаза на её бывшего воспитанника.
Как он изменился с тех пор как , она его не видела. Cтарушка улыбается ,может вспоминается ей , каким смешным, ,толстым, неуклюжим был он когда-то.
2. Ведущий
А он , он присматривается к завыванию вьюги за окном. Вглядывается в искрящуюся под луной снежную равнину.
Что он хочет услышать в песне ветра , увидеть в таинственной песне ветра, увидеть в таинственной тьме зимней ночи?
1.Ведущий
Он видит и слышит то, что до него никто никогда не видел и не слышал.
3.Ведущий
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То , как зверь она завоет ,
То заплачет, как дитя ,То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит
То, как путник запоздалый ,К нам в окошко застучит.
(«Зимний вечер»)
(Чтение переходит в песню М.Яковлева «Зимний вечер» со слов «Наша ветхая лачужка»…)1.Ведущий
Да , он видит и слышит несравненно больше , чем другие люди. Он может рассказать обо всем этом своей старой няне , своим современникам, нам, людям, живущим через много десятилетий после него.
2.Ведущий
Потому что он поэт
1.Ведущий
Потому что он – Александр Пушкин.
2.Ведущий
Александр Пушкин. Сегодня нам с вами трудно представить , что было такое время , когда на земле не было
«Сказки о золотом петушке « и
«Руслана и Людмилы» , «Зимнего вечера» и
«Сказки о мёртвой царевне»,
Поэт ,прозы ,стихотворения , всего того , что создано лирой Пушкина.
Учитель:
И трудно нам представить , что А.C Пушкин –автор стольких прекрасных поэм , сказок, cтихов был маленьким мальчиком – кудрявым , непослушным , своевольным.
Светлый образ кудрявого мальчика донесли до нас книги о Пушкине и художники в своих картинах.

Родился А.C Пушкин в Москве 6 июля 1799г.
(Демонстрация рисунков) Показать рис. Москвы в 19в (кн. Гессен «Жизнь поэта»)
-А как писал А.C Пушкин о своём родном городе позже?
-Какие чувства вызывала у поэта Москва?
(Показ портретов) Показать фотографии, где родился Пушкин , портреты матери, няни , Пушкина – ребёнком (3,5 года)
Учитель:
Все эти портреты вы можете хорошо рассмотреть и прочитать 1-ую часть о детстве Пушкина в книге
А.Гессен «Жизнь поэта»
М.Дет.лит-ра,1972г.
В этой же книге описывается интересная встреча.
(Чтение отрывка) Вот послушайте.
Стр 7 (о встрече с императором Павлом I )

Любовь к поэзии проснулась очень рано. Об этом вы узнаете из рассказов .Из книги
И. Воробьёвой и Н. Верховской. Стр 3
5.Учитель:
Шло время .Саша рос в семье нелюбимым ребёнком.
Чтение отрывка из книги Ю.Тынянова «Пушкин « гл 4
VI) Рассказ о няне
Учитель:
Живя в такой обстановке нелюбви ,жестокости , маленький Саша тянулся к простым людям –дворовым. Он частенько засиживался в девичьей : смотрел , как гадают девушки , рассказывают жуткие истории. И это в доме ,где по-русски разговаривали только со слугами.
Однажды мать, Надежда Осиповна , застала Сашу в девичьей . Она схватила его за ворот и почти понесла в комнаты . По дороге толкнула плечом Арину, которая встретилась в дверях и крикнула:«Розог»
Казачок принёс. Надежда Осиповна била сына долго, пока не устала . Сын молчал. А в тёмной людской тихо плакала няня скупыми мелкими слезами.
Литер .композиция –миниатюра.
1.Ведущий:
Таинственная и сказочная тишина. Тишина на много вёрст вокруг. И в этой тишине звучит голос няни.
2.Ведущий
«Некоторый царь задумал жениться , но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор 3-х сестёр . Старшая хвалилась , что государство одним зерном накормит, вторая , что одним куском сукна оденет ,третья, что родит богатыря. И царь женился на третьей.
1.Ведущий
И никто иной ,как именно старая няня пробудила воображение будущего поэта. Так вошли в поэзию мотивы «Сказки о золотом петушке « Сказки о мёртвой царевне ,весёлой сказке « О попе и его работнике балде « ,«Сказки о царе Салтане»

Позже Пушкин вспоминал:
1.Ведущий
АХ! Умолчу ль о мамушке моей ,
О прелести таинственных ночей ,Когда в чепце ,в старинном одеянье ,
Она , духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало ,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствую ни ног , ни головы
(«Сон»)
VII) Учитель: О чтении
Одним из любимых мест в доме у Саши был отцовский кабинет.
Ученик:
Когда никого не было дома , он пробирался в отцовский кабинет , прямо встав с постели . Босой , в одной сорочке , он бросался на кожаный стул и , подогнув под себя ногу , и не чувствуя холода, читал.
В кабинете он научился распоряжаться , как в захваченном вражеском лагере. Он перечёл много книг , лежавших в беспорядке на окнах.
На полках были большие тома , покрытые пылью ,от которой он чихал . Страницы были рыхлые , буквы просторные , рисунки изображали знамёна и героев.
Он узнал о римских полководцах , о путешествиях , об острых ответах королей.
Русских книг он не читал, их не было.
Стихи нравилось ему более чем всё другое. При каком-нибудь шуме он ловко ставил книжку на место и вытянув шею приготовлялся к неожиданности.
Вообще осенью этого года он вдруг переменился . Исчезла медленная походка Увальня : медленный и как бы всегда вопрошающий взгляд стал быстрым и живым.
Ничего не стоило без усилия и разбега вспрыгнуть бы на стол , перескочить через кресло , не опрокидывая . Ему не сиделось на одном месте , неожиданно для самого себя . Он вскакивал и ронял книгу , менял место. Ему было 7 лет.
VIII) О сочинении стихов
Учитель:
И ещё одно сообщение о детстве Пушкина по книге А.Слонимского
Ученик:
IX Демонстрирование книжной выставки
X Обобщение.
Д/З Сочинение на тему: «Каким я представляю себе Пушкина в детстве?»