Конспект урока по информатике в 9 классе Моделирование ситуаций в среде табличного процессора


Урок по информатике и ИКТ: Моделирование ситуаций в среде табличного процессора.
(9 класс.)

Цель урока: освоить технологию моделирования в среде табличного процессора.
Задачи:
1. повторить и закрепить знания и умения работы в MS Excel; изучить основные этапы разработки и исследования информационных моделей.
2. повысить интерес к учебному материалу, развивать кругозор и умение вести грамотный диалог с компьютером;
3. воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к школьной технике.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Ход урока:
Организационный момент, запись домашнего задания.
АОЗ. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Постановка задачи. Разработка информационной модели «Ремонт квартиры».
Разработка компьютерной модели.
Компьютерный эксперимент.
Анализ результатов моделирования.
Подведение итогов урока.

Организационный момент, домашнее задание.
Д/З: п. 5.1, 5.2, 5.3
АОЗ.
Тема нашего урока «Моделирование ситуаций в среде табличного процессора».
В: Что называется моделированием?
В: Что такое модель?
В: На какие классы делятся все модели?

2) В моделировании есть два разных пути:
А) Модель может быть похожей копией объекта, выполненной из другого материала, в другом масштабе (игрушечный самолетик, домик из кубиков, макет здания и т.д.).
Б) Модель может отображать реальность более абстрактно – словесное описание, рисунок, карта, схема и т. д.

3) На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.

4) Сегодня на уроке мы смоделируем ситуацию «Ремонт квартиры». Для оклейки комнаты надо купить обои. Наша задача: составить таблицу, которая помогает быстро определить необходимое количество рулонов обоев для оклейки комнаты заданных размеров.
В: Назовите основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. (1. Описательная модель; 2. Формализованная модель; 3. Компьютерная модель; 4. Компьютерный эксперимент; 5. Анализ полученных результатов.)

Лабораторная работа

Постановка задачи. Разработка информационной модели «Ремонт квартиры».
Разработка компьютерной модели.
Компьютерный эксперимент.
Анализ результатов моделирования.

Во время Л.Р. «Гимнастика для глаз».
Повернулись в противоположную сторону от компьютера. Встали.
На счет 1-4 зажмурить глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их и расслабив мышцы, посмотреть вдаль.
На счет 1-4 посмотреть на переносицу и задержать взгляд, затем на счет 1-6 посмотреть вдаль.
На счет 1-4 не поворачивая головы, посмотреть налево, затем перевести взгляд прямо вдаль 1-6. То же самое с фиксацией направо, вверх, вниз.

Лабораторная работа
«Моделирование ситуаций в среде табличного процессора».

Задача «Ремонт квартиры».
1 этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны, для удобства обслуживания надо составить таблицу, которая позволит определить необходимое количество рулонов для оклейки любой комнаты.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Помочь покупателям быстро определять необходимое количество рулонов обоев..
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Проведем формализацию задачи в виде поиска ответов на вопросы
Уточняющий вопрос
Ответ

Что моделируется?
Система, состоящая из двух объектов: комнаты и обоев

Форма комнаты?
Прямоугольная

Что известно о комнате?
Размеры комнаты задаются высотой (h) длиной (а) и шириной (b)

Как учитывается неоклеиваемая поверхность?
15% площади стен комнаты занимают окна и двери. Можно рассчитать процент неоклеиваемой поверхности. Для этого надо знать размеры и количество окон и дверей

Что известно об обоях?
Наименования, длина и ширина рулона

Какая часть рулона уходит на обрезки?
10% площади рулона

Надо ли покупать рулоны про запас
Да, желательно 1 рулон

Можно ли купить часть рулона?
Нет. Количество рулонов должно быть целым

Что надо определить?
Необходимое количество рулонов обоев

II этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Объект
Параметры


название
значение

Объект
Наименование образцов
Длина рулона (l)
Ширина рулона (d)
Обрезки (Обр)
Площадь рулона (Sp)
Исходные данные
Исходные данные
Исходные данные
Рекомендуется 10%
Расчетные данные

Комната
Высота (h)
Длина (a)
Ширина (b)
Неоклеиваемая поверхность (НП)
Площадь стен (Sком)
Исходные данные
Исходные данные
Исходные данные
Рекомендуется 15%
Расчетные данные

Система
Количество рулонов N
Результаты

Дополним информационную модель в табличной форме математической моделью.
При расчете фактической площади рулона, которая пойдет на оклейку помещения, надо отбросить обрезки. Формула имеет вид В прямоугольной комнате две стены площадью ah, и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывается неоклеиваемая площадь окон и дверей.
Количество рулонов, необходимых для оклейки комнаты, вычисляется по формуле
Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение
Примечание. Значения, указанные в исходных данных в процентах Обр и НП, используются в расчетных формулах в виде числа, получаемого делением процентного значения на 100. При выполнении расчетов в электронных таблицах делить на 100 не надо, так как тип данных Процент воспринимается средой именно как такое число.

КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ.

Для моделирования выберем среду электронной таблицы.
Составьте таблицу расчета по приведенному образцу. Заполните область исходных данных. В этой области заданы тестовые исходные параметры a, b, h и рекомендуемые параметры (Обр и НП), которые будут использованы для расчета. Длину и ширину рулонов определите самостоятельно, исходя из жизненного опыта. Количество образцов не менее 6.

15
Образец 2


Заполнить вниз
Заполнить вниз


III этап. Компьютерный эксперимент
ТЕСТИРОВАНИЕ
Проведите тестовый расчет компьютерной модели по данным, приведенным в таблице.
Если формулы введены правильно, то
Площадь стен – 35,36
Образец 1:
Площадь рулона – 4,725
Количество рулонов – 8

Заполнить таблицу для 2 - 6 образцов (образцы обоев прилагаются)
Наименования
Длина
Ширина

Образец 1
10,5
0,5

Образец 2
10,5
0,6

Образец 3
11
0,7

Образец 4
11,5
0,7

Образец 5
12
0,8

Образец 6
12,5
0,9



ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Провести расчет количества рулонов обоев для вашей
комнаты (ученикам на предыдущем уроке дано домашнее задание – измерить длину, ширину и высоту своей комнаты).
Введите в таблицу в ячейки В5, В6, В7 размеры вышей комнаты. Выберите понравившийся вам ОБРАЗЕЦ.
Вопрос1. Какое количество обоев необходимо для оклейки Вашей комнаты?
Ответ записать под таблицей.

ЭКСПЕРИМЕНТ 2. Добавьте к таблице два столбца «Цена одного рулона», «Стоимость».
Введите цену рулона и определите необходимые затраты на приобретение обоев.
Вопрос2. При выборе какого образца затраты минимальны (максимальны)?

IV этап. Анализ результатов.
По данным таблицы можно определить количество рулонов каждого образца обоев для любой комнаты.

Подведение итогов урока.

1. Чему сегодня на уроке вы научились?
2. Спросить у учащихся, сколько рулонов необходимо для оклейки их комнаты.
3. Для чего нужна созданная таблица?

15