Методический материал по английскому языку на тему Мониторинг учебного процесса на уроках английского языка на базе табличного процессора Excel


Мониторинг учебного процесса на уроках английского языка на базе табличного процессора Excel
Стандартизация и модернизация образования повлекли за собой изменения в плане осуществления контрольно-регулировочной деятельности в учебном процессе. На смену привычному контролю и диагностике пришли новые термины – квалиметрия и педагогический мониторинг качества образования (В.И. Андреев, Т.М.Бенькович, С.Ф. Громова, В.А. Кальней, Г.А. Лысогор, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, С.Е. Шишов). (№2) Объективной причиной для подобной тенденции явилось новое понимание качества образования, которое с конца прошлого века стали трактовать как «понятие объективное и подлежащее измерению».
В сфере лингводидактики термин «педагогический мониторинг» используется пока не достаточно широко. В контексте управления образовательным процессом и его организации (classroom management), он употребляется в основном зарубежными методистами (С. Chaudron; D.L. Fried - Booth; Villers S.; Ward Т.), но также и отечественными учеными, исследующими труды по зарубежной лингводидактике (О.А. Долгина, И.Л. Колесникова). (№3) Именно в этом случае «педагогический мониторинг» рассматривается как форма процессуального описательного оценивания, поддающаяся точной математической обработке.
Одной из наиболее актуальных проблем образования всегда были способы выявления качества знаний учащихся, поиск наиболее оптимальных форм контроля знаний.
На сегодняшний день, в связи с ростом требований, предъявляемых обществом к результатам образования, особое значение приобретают и формы оценивания качества знаний. Теоретический анализ исследуемой тематики проводится такими учеными как М. И. Грабарь, А. А. Кузнецов, А. Н. Майоров, Н. Н. Мельникова и др.
(№4) Мониторинг качества знаний учащихся включает в себя диагностику знаний обучающихся, их оценку в соответствии с поставленными целями обучения и корректировку.
Цель моего работы — поделиться опытом по организации основного способа мониторинга качества знаний на уроках английского языка, а также продемонстрировать целесообразность применения табличного процессора Excel и его преимущества перед использованием Microsoft Word.
(№5) Проведение мониторинга является неотъемлемой частью контроля.
Цель мониторинга — постоянное улучшение преподавания учебного предмета.
Задача мониторинга — повышение качества знаний и умений учащихся. 
Результаты диагностики, осуществляемой в ходе мониторинга, — улучшение основного показателя качества знаний учащихся в целом по предмету в школе, в классе и среди отдельных учащихся. От содержания мониторинга, его организации и используемых в его процессе форм во многом зависит успешность обучения.
В практике работы современных образовательных учреждений накоплен значительный опыт организации и проведения мониторинга с использованием разнообразных форм, методов и средств.
Виды мониторинга
Основные виды мониторинга можно классифицировать по времени и объему содержания.
Выделяют текущий, тематический и итоговый мониторинг.
-  Текущий вид мониторинга подразумевает, в первую очередь, проверку знаний и умений учащихся на разных этапах урока.
- Тематический мониторинг связан с контролем знаний и умений учащихся после изучения крупной темы. 
- Итоговый мониторинг – это контроль результатов обучения после крупного раздела или курса в целом.
Давайте обратимся непосредственно к таблицам.Обычная работа с документами отнимает много времени. Вместе с тем несложно ускорить решение ряда задач, если воспользоваться специализированным инструментарием.
Excel был первым табличным процессором, позволявшим пользователю менять внешний вид таблицы на экране: шрифты, символы и внешний вид ячеек. Он также первым представил метод умного пересчёта ячеек — обновления только ячеек, зависящих от изменённых ячеек.
Всем нам хорошо знакома работа с таблицами в Microsoft Word. И ни для кого не секрет, что Microsoft Word не относится к специальным программам обработки электронных таблиц. Понятие таблицы, в основном, закреплено за программой Microsoft Excel. Пользователи, которые только начинают работать с Microsoft Office, не совсем хорошо себе представляют, в каких случаях эффкктивнее использовать Word, а в каких — Excel. Если вам нужно составить небольшую таблицу, например, со списком учащихся класса (имя, домашний телефон, дата рождения), то в этом случае вполне можно использовать Microsoft Word. А вот если вы регулярно вносите поправки в таблицу, как в нашем случае, в таблице периодически вносятся отметки по одному из видов деятельности, то удобнее это делать в Microsoft Excel. 
Работа, связанная с изменением структуры таблицы в Word, всегда была не очень удобной. Для того чтобы добавить ячейку или столбец, приходится биться очень долго.
Но, справедливости ради нужно отметить, что как Excel, так и Word имеют право на существование. Кроме того, существуют различные способы совместного использования данных программами Microsoft Office. Например, Word предоставляет несколько способов вставки данных Microsoft Excel в документ Word. Можно скопировать и вставить электронную таблицу Excel в документ Word (годовой анализ).
Заключение
Исходя из полученных в ходе обучения данных, можно сделать вывод о состоятельности выдвинутой гипотезы о необходимости проведения педагогического мониторинга в процессе формирования у учащихся средней школы готовности к участию в иноязычном взаимодействии.
(№6) Педагогический мониторинг:
предоставляет учителю возможность своевременно получить нужную информацию о результативности и ходе протекания учебного процесса.
Получаемые в ходе педагогического мониторинга данные позволяют вовремя скорректировать учебный процесс,
предоставить возможность всем учащимся поработать над недостаточно сформированными навыками и умениями, что является необходимым условием для перехода от одного этапа обучения к другому.
Мониторинг позволяет также индивидуализировать процесс обучения, направив каждого учащегося по «индивидуальному маршруту обучения» в зависимости от его особенностей.
«Индивидуальный маршрут» предполагает консультационную помощь учителя отстающим, продумывание для них индивидуальных заданий или изменение количества материала, предлагаемого для обязательного усвоения. Помощь может носить также рекомендательный характер в случае, если у учащегося мотивация к изучению ИЯ развита достаточно хорошо и если учащемуся есть от кого получить необходимую помощь (от родителей или репетитора, на курсах ИЯ, если учащийся их посещает), а также в случае, если учащийся обладает хорошо сформированными учебными умениями.
Педагогический мониторинг позволяет также регистрировать учебные достижения и уровень готовности участвовать в учебном взаимодействии (уровень сформированности иноязычной интерактивной компетенции), что способствует повышению мотивации достижений учащегося и стимулирует процесс работы над теми параметрами иноязычного общения, которые не достигли должного уровня.
Таким образом, педагогический мониторинг учебного взаимодействия на уроках ИЯ, осуществляемый на базе табличного процессора Excel, является одним из необходимых условий для успешного обучения иноязычному учебному взаимодействию.
Литература1. Белозерцева Наталья Васильевна, кандидат педагогических наукМетодика организации педагогического мониторинга учебного взаимодействия на уроках иностранного языка в средней школе тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02
2.  Иванова Екатерина Сергеевна, "Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся на уроке иностранного языка"
3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
4. http://www.dissercat.com/content/metodika-organizatsii-pedagogicheskogo-monitoringa-uchebnogo-vzaimodeistviya-na-urokakh-inos#ixzz3V8gYSOBe
5. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98676203