Механическое движение. Решение задач, средствами табличного процессора MS Excel. Конспект урока.


Интегрированный урок физика-информатика в 9 классе.
Мноян Анна МисаковнаУчитель физики
Матвиюк Елена Сергеевна
Учитель информатики и математики
Тема урока: Механическое движение. Решение задач, средствами табличного процессора MS Excel.
предметные результаты:
Умение применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающей людей.
Уметь создавать электронную таблицу для несложных расчетов, получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора.
Метапредметные результаты:
умение использовать средства самоконтроля;
Умение планировать последовательность действий для достижении цели.
Умение создавать информационные модели объектов, процессов из разных областей знаний на формализованном и формальном языках.
Умение применять начальные навыки по использовании компьютера для решения простых информационных и учебных задач.
Личностные результаты:
Уметь осуществлять совместную деятельность при выполнении учебной задачи;
формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
Ход урока
Мотивация
Здравствуйте уважаемые гости, учащиеся.
Прежде чем сообщить тему нашего урока я предлагаю вам выполнить следующие задания опираясь на приобретенные знания и свой жизненный опыт.
Задание называется «Верно ли». Вам предлагается прочитать утверждение и если согласны, то поставить «+» если нет, то «-». Время выполнения 2 минуты.
Упражнение «Верно ли…»
утверждение В начале урока В конце урока
Верно ли чем выше скорость тела, тем меньше тормозной путь. Верно ли чем выше скорость, тем выше тормозной путь. Верно ли чтоб быстро остановится, надо ехать с меньшей скоростью. Верно ли что затормозить проще летом в солнечную погоду. Верно ли что коэффициент трения зависит только от погодных условий. Верно ли что в дождливую погоду тормозной путь короче, чем в солнечную Постановка цели и тема урока
Исходя из тематики предложенных вопросов, определите о каком физическом явлении идет речь и сформулируйте тему урока.
(дети сформулируют тему «Механическое движение», учитель уточняет тему). Учитель сообщает цели урока.
Актуализация
Задание №1: Из предложенного перечня формул выбрать те формулы, которые пригодятся для выполнения задач (Приложение 5).
Задание №2: Установить соответствия
Физические величины формулы
А) Ускорение тела при равноускоренном движении.
Б) Перемещение тела при равноускоренном движении.
В) Пройденный путь при равномерном движении.
Г) Сила трения. F=ma
S=v2-v02 /2a
a=(v+v0)/t
Fтр=µmg
A=kx2 /2
S=vtS=at2 /2
А Б В Г
После выполнения задания выполняем взаимопроверку.
Работа по теме урока
Сегодня у нас необычный урок. Дело в том, что очень часто участниками ДТП становятся велосипедисты. Так за 2015 год по сводкам МВД было случаев ДТП с велосипедистами видно из таблицы:
причина ДТП погибло
4878 370
Нарушение ПДД 3476 250
1466 37
Наезд на велосипедиста 4756 372
А среди автомобилистов бытует мнение, что велосипед не может разгоняться до приличной скорости, зато способен практически мгновенно останавливаться. На самом же деле средняя городская скорость велосипедиста составляет от 25 до 30 км/ч. А вот может ли он мгновенно остановится, нам предстоит на сегодняшнем уроке не просто выяснить, но и научно обосновать. Скажите, как вы думаете велосипедистов можно встретить только летом? А влияют ли погодные условия на время торможения, длину тормозного пути. Это второй проблемный вопрос ответ, на который мы должны сегодня найти.
Для решения поставленных вопросов вы объединяетесь в группы по 4 человека. На столах лежат файл с текстом ситуативной задачи и инструктажем по выполнению работы, памятка по правилу работы в группе таблица для самоанализа работы членов группы. Решение задачи вы выполняете с помощью средств табличного процессора. Вам необходимо выбрать формулу, которая отображает зависимость величин. Составить таблицу и построить диаграммы. В конце работы вы должны сформулировать выводы относительно наших проблемных вопросов.
Время работы 15 мин.
Задача 1
Велосипедист, ехавший со скоростью V м/с, резко затормозил. Определите ускорение, тормозной путь, время торможения велосипедиста, если коэффициент трения скольжения шин равен µ (сухой асфальт). Значения скорости и коэффициента трения взять из таблицы. Построить диаграмму зависимости тормозного пути от скорости велосипедиста.
Задача 2
Велосипедист, ехавший со скоростью V м/с, резко затормозил. Определите ускорение, тормозной путь, время торможения велосипедиста, если коэффициент трения скольжения шин равен µ (мокрый асфальт). Значения скорости и коэффициента трения взять из таблицы. Построить диаграмму зависимости тормозного пути от скорости велосипедиста.
Задача 3
Велосипедист, ехавший со скоростью V м/с, резко затормозил. Определите ускорение, тормозной путь, время торможения велосипедиста, если коэффициент трения скольжения шин равен µ (асфальт покрытый льдом). Значения скорости и коэффициента трения взять из таблицы. Построить диаграмму зависимости тормозного пути от скорости велосипедиста.
Значение скорости и коэффициента трения шин
Скорость движения велосипедиста м/с коэффициент трения
сухой асфальт мокрый асфальт асфальт, покрытый льдом
8 0,7 0,4 0,02
9 10 11 Демонстрация и обсуждение результатов. Учащиеся рассказывают о проделанной работе и полученных результатах в соответствии с предложенным планом (План ответов детей в приложении 1. Перед ответом учащиеся сдают таблицу самооценки работы группы. Во время ответа учитель выставляет свои оценки за работу).
5. Рефлексия
Предлагаем учащимся вернуться к упражнению №1 и используя результаты полученные в ходе выполнения задания проверить верно ли они выполнили упражнение 1. Фронтально с классом проверить результат.
Самооценка работы учащихся. Задание: продолжить фразу:
Сегодня на уроке я убедился в том, что…
у меня возникли трудности с …
Анализ эмоциональной обстановки в классе (смайлики).
Приложение №1
План ответа учащихся
1.Прочитать текст задачи.
2. Озвучить используемые формулы.
3.Продемонстрировать составленную таблицу.
4. Продемонстрировать построенную диаграмму.
5. Сделать вывод.
Приложение №2
Таблица самоанализа группы
Фамилия имя учащегося вид работы оценка
самостоятельно требовалась помощь членов группы или учителя не выполнил
самооценка Оценка учителя самооценка Оценка учителя самооценка Оценка учителя
1 2 3 4 приложение №3
Памятка для работы в малых группах
После того как учитель объединил вас в группы, и вы получили задание, ваша группа за отведенное время должна выполнить это задание и представить результат своей работы.
Быстро распределите роли в группе. Определите, кто будет спикером, посредником, секретарем, докладчиком.
Спикер:
Зачитывает задания группе;
Организовывает порядок выполнения;
Управляет работой группы;
Подводит итоги работы;
Назначает докладчика.
Секретарь:
Коротко и разборчиво ведет записи результатов работы группы;
Как член группы высказывает своё мнение при подведении итогов работы, помогает докладчику.
Посредник:
Следит за временем.
Докладчик:
Сообщает результаты работы группы.
Начинайте высказываться сначала по желанию, а потом по очереди
Внимательно слушайте высказывания других, не перебивайте друг друга.
Обговаривайте идею решения, а не ученика.
приложение №4
Инструктаж по выполнению работы в группе.
Внимательно прочитайте задание.
Подберите нужные формулы для решения задачи.
Запустите табличный процессор.
Построить на основе полученных данных электронную таблицу.
Выбранные формулы введите в ячейки и выполните вычисления (для экономии времени используйте средства автозаполнения).
Постройте диаграмму отображающую зависимость длинны тормозного пути от скорости велосипедиста (выделите необходимые столбцы, перейдите на вкладку вставить, выберите диаграмму – тип диаграммы (столбчатая) - расположить на отдельном листе).
Подготовьте отчет о выполнении работы по плану.
Приложение 5
Перечень формул.
F=µmg
F=ma
S=v0 t+at2/2
S=v2-v02/2a
a=v-v0/t
F=mg
A=kx2/2
S=vtS=at2/2