Доклад по обобщению опыта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья
(нарушением интеллекта) №57 г. Челябинска







«Коррекционная направленность уроков швейного дела»





Минх Людмила Ивановна
учитель швейного дела высшая квалификационная категория.


Содержание

I. Введение. Основы трудового обучения в коррекционной школе
VIII вида.

II. Коррекционная направленность уроков швейного дела.
Актуальность проблемы и пути её разрешения.
1. Развитие общетрудовых умений и навыков.
2. Развитие речи на уроках швейного дела. 3.Коррекция эмоционально-волевой сферы.

III. Дидактическое обеспечение уроков швейного дела как средство повышения качества образования.

IV. Результативность моей работы.

V. Список литературы.










I. Основы трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

Коррекционная школа, выходя на новый качественный уровень, ставит перед учителем три основные задачи: 1) дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду; 2) воспитать у них положительные качества личности; 3) скоррегировать имеющиеся у них дефекты, таким образом подготовить их к социальной адаптации.
Включение аномальных детей в трудовую деятельность одно из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни. Труд способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно выполнять несложные виды работ на предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Коррекционная школа не может подготовить высококвалифицированных рабочих, но успешно справляется с подготовкой рабочих невысокого квалификационного уровня.
Важными коррекционными задачами являются: 1) развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); 2) нормализация взаимосвязи их деятельности с речью; 3) формирование приёмов умственной работы. Исключительное место в этой работе отводится труду.
Основной особенностью проявления в трудовой деятельности аномальных детей является низкий уровень общих трудовых умений. Он проявляется в неумении учащихся анализировать объект предстоящего труда, в отсутствии способности планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль в процессе её выполнения. Это основная особенность аномального ребёнка.
При анализе образца ученики коррекционной школы дают общую характеристику изделию: ученик даёт характеристику деталей, которые ему видны. Большая часть учеников не опирается на предположения, подсказку и не может использовать при анализе логику рассуждения. Ученик не может сказать с помощью, какого приёма он выполнял эту работу. Все эти недостатки мешают ученику представить конечный результат предстоящего труда, в результате он не может спланировать его изготовление, составить план работы. Планирование происходит непоследовательно, неправильно. В процессе выполнения работы ученик неправильно осуществляет процесс контроля. У одних развит зрительный контроль (глазомерный), а другие его не имеют, и пользуются контрольными инструментами или пытаются положить своё изделие на образец. В процессе выполнения работы ученик используют те приёмы, которые ему кажутся удобными. Ученик не может освоить приём труда в силу отсутствия у него пространственных и двигательных нарушений, он не может понять и оценить двигательную программу. В процессе работы у ученика появляются различные недостатки речи. Каждый ученик коррекционной школы старается найти замену новому слову или термину. Нужно упражнять и развивать речь ребёнка, пользоваться технологическими и техническими терминами. Здесь недостаточно формировать только двигательные передовые навыки. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений, логического мышления, речи. Ещё более важно, чтобы труд стал средством развития творческих способностей ученика, был связан с его воображением, фантазией. Всё это не только полезно, увлекательно, практично, но и делает окружающую жизнь ярче и привлекательнее.
Дети с отклонениями в развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учёбе, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Ко мне на урок приходят дети с различными эмоциональным настроением, разными представлениями о школе, разными навыками культурного поведения, и моя задача создать единый коллектив, в котором дети хорошо бы чувствовали себя и по-товарищески относились друг к другу. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов и приёмов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т.д. Игровые моменты использую для закрепления пройденного материала, моделирую реальные жизненные ситуации. Есть группы детей, которые затрудняются выполнять сложные виды работ, не уверены в себе. На определённых этапах я провожу с ними уроки «Содружества». Это уроки с элементами методики Р.Г.Хазанкина. Главное в этих уроках поощрение творческой инициативы, как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельно взятого ученика, органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности, управления общением старших и младших школьников.
II. Коррекционная направленность уроков швейного дела.
Под коррекцией недостатков психического и физического развития аномальных школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников. В резельтате коррекционной работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Для детей с отклонениями в развитии, как известно, характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Аномальный ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается , но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную сферу. Исправление недостатков развития происходит медленно и неравномерно. Осуществление принципа коррекции заключается в формировании у учащихся умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций,в том числе эмоционально-волевых компонентов поведении,. что отражается и в учёбе и в труде, и в отношении к своим товарищам. Уроки швейного дела содержат большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков у учащихся.


1. Развитие общетрудовых умений и навыков.
Труд содействует восприятию, пробуждает активность личности создаёт условия для развития памяти. Четкость представлений, которые формируются у учащихся в труде создаёт условия для развития мышления – сравнений обобщений, выводов. Однако развитие у учащихся ощущений восприятий, памяти будет гораздо более существенным, если перед обучением ставятся коррекционные задачи. Несостоятельность идеи «саморазвития» аномальных детей в трудовой деятельности убедительно показана С.М.Дульневым. Он подчёркивал, что, ни нравственные качества человека, ни тем более умственные способности не возникают и не развиваются автоматически. Для более или менее самостоятельного выполнения задания по труду, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые общие и специальные умственные операции. К ним в первую очередь необходимо отнести:
усвоение (осознание) работы;
усвоение порядка операций изготовления вещи;
умение производить оценку своей работы,
другими словами: а) ориентировка в задании; б) планирование; в) самоконтроль.
Перед учителем по труду поставлены задачи: формировать умственные действия школьников и развивать их в процессе труда, чтобы в возможной степени приблизить трудовую деятельность аномальных школьников к норме.
Коррекционное значение трудового обучения аномального ребёнка в настоящее время велико, а в будущем, в связи с техническим прогрессом увеличивается во много раз.
Поэтому для трудоустройства выпускников коррекционной школы потребуется высокий уровень их подготовки по труду, чтобы они могли затем более успешно специализироваться в разных производственных условиях, а значит необходимо развивать, прежде всего, общетрудовые умения.
Хорошо известно, что для развития обобщенных трудовых умений необходимо
активизировать мыслительную деятельность учащихся. Практика показывает, что ученики коррекционной школы обычно положительно относятся к урокам труда, поэтому это отношение можно рассматривать, как фундамент, на котором строится коррекционное обучение. Первые трудности, которые возникают у учащихся в работе над изделием – это недостаток предварительной ориентировки в задании. Характеристика предмета-образца они получают в беседе с учителем по мере развития их умения. Умение ориентироваться в задании так же как и в планировании во многом зависит от уровня развития их речи, от межпредметной связи с уроками родного языка. Наиболее сложным является обучение планированию предстоящей работы. Эти планы содержат перечень типовых операций в порядке их выполнения. В чём заключается обучение планированию?:
учащимся даётся готовый план работы, который они должны осмыслить и запомнить; параллельно с объяснением плана проводится демонстрация выполнения всей работы учителем;
затем план повторяется учащимися устно, и только после этого они приступают к практическому выполнению задания;
закончив выполнение задания, школьники рассказывают о том, как происходила работа.
Очень важно чтобы словесный отчёт учащихся содержал не только перечень операций, но и описание приёмов. Большое коррекционное значение имеют упражнения в планировании, которые проводятся с помощью наглядных пособий:
инструкционные, технологические карты, в порядке выполнения работы указывается название операций, инструменты, рисунок, схема. Практика показывает, что более эффективны не текстовые, а предметно-технологические карты. Они состоят из образцов объекта работы, доведённых до разных степеней готовности. Организация предварительного планирования не
только увеличивает самостоятельность школьников в труде, но и способствует
развитию положительного отношения к труду, т.к. учащиеся начинают осознавать,
что работа получается (меньше ошибок, недоделок и т.д.) и это естественно приносит удовлетворение, вырабатывает привычку обдумывать предстоящую работу .Программа по швейному делу предусматривает на начальном этапе 5-6кл формирование трудовых навыков, 7-8кл – развитие трудовых навыков, к концу обучения 9 кл - совершенствование трудовых навыков, овладение промышленной технологией пошива одежды и скоростными приёмами труда на производственных машинах. Обучение швейному делу развивает способность к производственному анализу, развивает мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно влияющие на становление их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Уроки швейного дела направлены на развитие такой структуры и организации, которая является характерной для производительного труда. На уроках швейного дела помимо развития трудовых навыков развивается речь, память, устойчивое внимание, навыки самостоятельности.
Педагогическая дифференциация учащихся по возможностям обучения предложена Воронковой В. В. В каждом классе я выделяю 3 группы учащихся.
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
Все задания выполняются самостоятельно;
Не испытывают затруднения при выполнении изменённого задания;
Им доступен некоторый уровень обобщения;
При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная помощь;
Не испытывают серьёзных затруднений в овладении общетрудовыми навыками;
При анализе образца придерживаются определённой последовательности; Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового материала, изготовлении более сложных изделий у них проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Им нужна дополнительная помощь.
2 группу составляют ученики, также достаточно успешно обучающиеся в классе.
В основном понимают фронтальное объяснение учителя, но без помощи сделать элементарные выводы не в состоянии;
Нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей;
Допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью;
Объяснение своих действий недостаточно точны;
Изделия близкие по конструкции выполняются самостоятельно;
Осознано выполняют предложенный порядок действий;
В деталях сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.
3 группа учащихся с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической).
Недостаточное осознание вновь сообщённого материала;
Им трудно определить главное в изучаемом;
Нуждаются в дополнительном объяснении;
Их отличает низкая самостоятельность;
Темп усвоения материала низкий;
Затрудняются при ориентировке в задании и планировании;
В ходе работы допускают ошибки.
С трудом усваивают технологические сведения, путают терминологию.
При формировании общетрудовых умений и навыков учитываю особенности каждой группы. для этого применяю разнообразные приёмы и методы работы, ,использую различные виды наглядных пособий.
Осуществляю мониторинг уровня развития основных свойств трудовой деятельности каждого ученика начиная с 5 кл по 9 класс включая целевую, исполнительскую и энергетическую деятельность. По таблице наглядно видно
на что необходимо обратить особое внимание, как меняются показатели из года в год. Очень радует, что к выпуску эти показатели улучшаются.
2. Речевое развитие на уроках трудового обучения

Недоразвитие сложных форм познавательной деятельности – это значит низкий уровень отвлечения и обобщения, недостаточное речевое развитие. Речевые процессы у аномальных учащихся являются инертными, менее подвижными. Всё это мешает восприятию программного материала.
Учащиеся, имеющие отклонение в развитии позднее овладевают речью, чем их нормальные сверстники. Отсутствие собственной активной речи отрицательно сказывается на всём развитии аномального ребёнка.
Осложнён процесс накопления сведений об окружающем мире. Речь аномальных учащихся монотонна, невыразительна. Беден словарный запас, редко употребляют обобщающие слова, специальные термины. Большая часть слов, известных учащимся входит в их пассивный словарь, и лишь небольшая часть входит в активный. Даже бытовая разговорная речь односложна. Повествование неполное и непоследовательное. Фраза аграмматична, не развёрнута, поэтому без систематической работы над всесторонним развитием речи невозможно продвижение учащихся в их общем развитии.
Учебные программы по труду предполагают формирование необходимых знаний по определённым профессиям. Практическая работа учащихся в мастерской и теоретическое обучение – это 2 части трудовой подготовки и нельзя определить, какая главнее, они взаимосвязаны. Трудовая подготовка учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях, прежде всего, в формировании образца изготовляемого объекта и планирования работы. Формирование устойчивого положительного отношения к труду и организационных умений должно осуществляться в течение всего периода обучения в школе, но в основном эти навыки необходимо прививать с первого года обучения в школьных мастерских (с 5 класса), т.к. позже это сделать значительно труднее.
Развитие речи учащихся является важнейшей частью коррекционной работы, осуществляемой в коррекционной школе. Одна из основных функций речи – общение. В процессе общения усваивается опыт, накопленный в различных сферах деятельности. Речь становится главным средством и формой мышления ребёнка. С её помощью дети учатся обобщению – этап необходимый в мыслительной деятельности. Наконец, особой функцией речи является регуляция поведения в широком плане и в частности регуляция трудовой деятельности.
Развитие речи на уроках профессионального труда я осуществляю различными методами и приёмами. На различных этапах урока – это: а) изучение правил поведения в мастерской; б) сдача рапорта дежурного по классу; в) словарная работа; г) опрос по пройденному материалу; д) беседы и объяснение нового материала; е) работа с учебником; ж) обучение анализу образца и планированию работы; з) использование дидактического материала: инструкционных карт и карточек-заданий.
Придя в мастерские в 5 классе главное на первых порах сформировать и воспитывать организационные умения и навыки работы. Учащиеся должны научиться спокойно, не торопясь входить в мастерскую, внимательно слушать объяснения, указания и инструктаж учителя, соблюдать порядок и дисциплину во время урока, бережно относиться к инструментам, оборудованию и материалам, правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать своё рабочее место. В дальнейшем эти умения и навыки должны закрепиться у учащихся, как привычка, облегчающая переход к самостоятельному труду на производстве.
Правила поведения для учащихся вывешены в уголке по технике безопасности, где каждый ученик может с ними ознакомиться и выучить наизусть.
В начале урока дежурный по классу сдаёт рапорт учителю. На первый взгляд очень простой рапорт, состоящий из нескольких предложений, но наши учащиеся забывают порядок предложений, с трудом их произносят. Даже в 9 классе, некоторые учащиеся не могут чётко сдать рапорт учителю, требуется подсказка.
При изучении теоретических тем учащимся приходится знакомиться с новыми терминами, характерными только для уроков швейного дела: вытачка, кокетка, волокно и т.д. В новых условиях учащиеся чувствуют себя неуверенно и поначалу теряются, они не знают терминологии.
Новые слова записываются на доске. Учащиеся, в начале проговаривают слово, затем записывают его в тетради (словарь) и запоминают. Имеются карточки с написанными словами, где выделены орфограммы, объясняются правила написания. Один из методов закрепления письменной речи - словарный диктант.
Словарная работа не должна сводиться только к записи слов. Новые слова должны быть постоянно применяемы.
Большое место в работе по развитию речи занимает беседа с учащимися. Это метод обучения, при котором учитель с помощью вопросов выясняет, на сколько прочно ученики овладели учебным материалом, и, опираясь на имеющиеся у них знания, навыки готовит их к усвоению новых знаний.
Помимо непринужденности тона важен так же умелый переход от беседы к объяснению. Чтобы не утомлять детей однообразием можно обходиться и без вопросов, прибегая во время беседы к другим средствам: демонстрации предмета сопоставлению, напоминанию, побуждающему к высказыванию. Вместе с тем необходимо следить за чистотой речи, обращая внимание на допущенные ими ошибки. Беседа применяется для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а так же контроля знаний учащихся. В ходе беседы создаётся возможность развивать связную речь, учить воспроизводить анализ образца, планировать работу, делать обобщение, анализ выполненной работы, осуществлять сравнение с образцом, формировать речь, а так же иметь возможность организовать дифференцированный подход к учащимся. Во время беседы не только задаются вопросы, но и уточняются, дополняются ответы, которые позволяют подвести к осознанию практического применения знаний.
При закреплении материала использовать меньше вопросов, содержащих помощь, иначе учащиеся будут плохо продвигаться в своём развитии, т.к. не будут создаваться ситуации, требующих активизации внимания, памяти, мышления, речи. В беседе можно повторять весь пройденный материал и подойти к связному рассказу по анализу образца, планированию работы, самоотчёту о проделанной работе, анализ и сравнение по образцу – это ответы на вопросы по алгоритму.
Работа с учебником – непременное условие каждого занятия по труду. Это необходимо для того, чтобы в системе обучения формировать процесс чтения (сознательность, беглость, правильность, плавность, выразительность). Все мы знаём, как недостаточно хорошо читают дети. Даже в 9 классе некоторые ученики не делают пауз после запятых и точек. Нет логических остановок при чтении, не прочитываются до конца слова, читают с ошибками, затрудняются читать длинные слова и т.д. Поэтому при работе с учебником читаем тексты, отвечаем на вопросы, делаем описание по рисунку, составляем план работы, заполняем таблицы. При чтении необходимо добиваться точности произношения, правильности чтения, соблюдения пауз и выразительности.
Работа с книгой имеет значение как один из способов осознанного восприятия и речевого развития аномальных учащихся.


3. Коррекция эмоционально – волевой сферы.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений – способности выполнять трудовые задания не только в определённой ситуации, но и при изменении условий. Такая особенность обучения обусловлена интеллектуальной недостаточностью школьников.
Перед трудовым обучением стоит задача развития личности, необходимой для успешного участия в коллективном труде. Трудовое обучение способствует развитию положительных моментов и соответствующего эмоционального фона учебно-трудовой деятельности. Относительно низкий уровень сознания и оценки собственного поведения, во многих случаях проявляется в неадекватных поступках, негативных качествах личности (несоблюдение чувства дистанции с кадровыми рабочими и руководителями, предъявление необоснованных претензий, дурашливость, назойливость, робость и т.д.). Недостатки в общении затрудняют возможность адаптироваться в качестве равноправного члена коллектива.
На уроках швейного дела при прохождении темы «Практическое повторение» учащиеся выполняют заказы школы (пошив штор, повязок, полотенец), а также пошив предметов быта для продажи. Учащиеся вступают в деловые контакты, обусловленные ходом работы. Я стараюсь формировать поведенческие коммуникативные умения. Их основу составляют такие качества как чувство собственного достоинства, настойчивость и в то же время скромность, сдержанность. Одновременно преодолеваются грубость, безответственность, нетерпеливость и другие неприятные и мешающие в коллективе качества. На этих уроках решаются следующие задачи:
формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
развитие у учащихся общетрудовых умений (умение ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы);
обучение школьников профессиональным приёмам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;
воспитание у учеников положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности. Чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности.
Нередко сформированность личностных качеств выпускника не соответствует сложившимся в рабочем коллективе отношениям, и он вынужден определённое время находиться в изоляции или часто менять место работы. Уроки «практического повторения», я стараюсь приблизить к производственным. Учащимся даётся плановое задание, качество работы определяет контролёр. Учитывается качественные и скоростные показатели в работе. На этих уроках ребята получают трудовую закалку.
С первых лет обучения я стараюсь готовить учащихся к работе на производстве. Ученик должен иметь свой план, усвоить, что он должен сделать на данном занятии, сколько времени он затратит на работу. Определение времени, отводимого на выполнение операции является не только организующим, но и дисциплинирующим началом, влияющим на повышение качества и производительность труда. Нормирование труда повышает ответственность при выполнении задания, ускорит процесс овладения культурой труда, стимулирует формирование интереса к трудовому обучению, воспитывается привычка к труду. На основе привычки формируется такое качество, как потребность в труде, трудолюбие.
Производительный труд способствует психической и физической выносливости аномальных школьников, воспитывает привычку выполнять повторяющиеся трудовые операции в течение сравнительно продолжительного времени. Сформированные в школе выносливость и привычка к труду может явиться одним из немногих преимуществ наших выпускников перед другими сверстниками в период адаптации на производстве.
Коллективный труд, взаимодействие и сотрудничество формирует необходимые волевые качества. Формируются положительные качества личности:: трудолюбие, бережливость, чувство коллективизма, умение предъявлять требования к себе (самоконтроль), сотрудничать, подчиняться, принимать решения, оказывать помощь слабому. Производительный труд и летняя трудовая практика воспитывает организованность:
– умение установить нужный порядок на своём рабочем месте, рационально расходовать режим рабочего времени и времени отдыха, правильно распределять нагрузку при выполнении задания: верно действовать в той или иной обстановке, придерживаться общепринятых норм и правил поведения;
– создаёт возможность развития у школьников трудовой выносливости, привычки к циклическому труду, способности совершенствовать профессиональные навыки, проявлять активность в процессе работы. Таким образом, каждый школьник получает трудовую закалку, которые как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется в любой сфере деятельности.
Я уделяю большое внимание в проведении экскурсий на производство. В каждой параллели за учебный год бывает 3-4 экскурсии. Мы побывали на картонажной фабрике, в ателье головных уборов, в ателье по ремонту одежды, в ателье по пошиву верхней одежды, на швейной фабрике, в химчистке. Детям очень нравятся посещать предприятия города, у нас много фотографий, оформлены альбомы. После экскурсии мы обязательно беседуем с ребятами. выясняем что им особенно понравилось.
Экскурсии расширяют представления школьников об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность.

III. Дидактическое обеспечение уроков швейного дела
как средство повышения качества образования.

В коррекционной школе принцип наглядности обучения имеет особенно большое значение. Это связано с конкретностью мышления учащихся, с характерными для их психики нарушениями процессов отвлечения и обобщения. В учебно-воспитательной работе с аномальными школьниками необходимо учитывать, что сам по себе показ предмета ещё не создаёт у них точные и дифференцированные образы. Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику. Она проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, преимущественном использовании наглядных методов обучения.
Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию. Существует общее правило применения принципа наглядности в образовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. В основу реализации принципа наглядности в коррекционной школе положены эти общие правила, однако в частностях применение их отличается определённым своеобразием. Прежде всего, в коррекционной школе для формирования отвлечённых понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Это связано с тем, что у аномальных детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлечённый вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.
Предметная наглядность применяется также для изучения свойств предмета. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учётом особенностей восприятия аномальных школьников. Известно, что их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в выделении главных, существенных признаков. Образы предметов, возникающие в сознании, нечёткие, неполные и зачастую искажённые, в речи часто отсутствует соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств. Учитывая все эти особенности учащихся, наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые существенные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий.
Наглядные пособия, применяемые для изучения материала, должны быть хорошо выполнены и просты для восприятия, с чёткими и ясными надписями. В трудовой подготовке учащихся средства наглядности по назначению относятся к двум группам:
1 .используемые для формирования технических знаний.
2. служащие для развития осознанной регуляции практической деятельности.
С помощью средств последней группы решаются три типа задач:
---Усвоение конечной цели работы (образа цели)
---Формирование плана работы
---Усвоение практических приёмов труда
Форма и функция приведённых средств наглядности меняются по годам обучения в соответствии с развитием умений учащихся.
В своей работе я использую различные виды наглядности: образцы, предметно-технологические карты, карточки-задания, инструкционные карты, чертежи, выкройки, рисунки, схемы, коллекции швов, тканей, отделочных материалов, таблицы видеоматериалы, ЦОРы «Технология», и другие.
На первом этапе решения трудовой задачи учащиеся должны установить и запомнить, что им нужно сделать, в какой последовательности, какой для этого понадобиться инструмент, материал, приспособление. В 5 классе учащихся обучаю умениям анализировать образец изделия, применяя последовательно следующие приёмы: учащиеся дают характеристику образца-эталона по вопросам учителя, который фиксирует внимание на основных особенностях изделия. А затем учащиеся самостоятельно дают анализ образца с опорой на алгоритм (название изделия, назначение, форма, детали кроя, ткань, швы, отделка), в старших классах алгоритм усложняется, включая виды силуэта, конструктивные особенности изделия. После того, как учащиеся усвоили цель (конечный результат ) своих действий, они приступают к составлению подробного плана работы по изготовлению изделия. На начальном этапе учащиеся работают по готовому плану, который им сообщает учитель. Изготовив несколько изделий, план работы составляется коллективно в ходе беседы с помощью предметной карты. Сначала идёт изложение технологической последовательности, затем самостоятельное составление технологической последовательности обработки изделия с опорой на предметную карту с обязательным проговариванием вслух. В старших классах такие предметные карты применяются для обучения школьников с более низким интеллектом , т. к. предметные карты отражают лишь результаты выполнения трудовых приёмов, не отражая двигательной программы. Поэтому в дальнейшем я применяю в работе : предметно-технологическую карту, инструкционно-технологическую карту, технологическую, комбинированную, инструкционную. Такие карты позволяют точнее представить предстоящую практическую работу.
.Причиной ошибок к контрольным действиям при выполнении заданий может быть плохой само- контроль,. Для обучения самоконтролю даются инструкционные карты ,по которым учащиеся могут сделать анализ своей работы.
1.Расскажи технологию изготовления изделия.
2.Какие инструменты использовала в работе.
3.Проверь размеры готового изделия.
4.Сравни свою работу с образцом.
5.Определи качество: а) ровнота строчки, б ) правильность машинной строчки,
в) выдержаны ли размеры , г) аккуратность.
6.Причины плохой работы.
Таким образом, использование методических и наглядных приёмов на уроках швейного дела помогает учащимся устанавливать наиболее логическую последовательность изготовления изделия, учит отбирать необходимые инструменты, материалы, приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять нужные правила, осуществлять поэтапный контроль работы. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышления, помогает более чётко формировать мысль, прослеживать переход от одной операции к другой. Наглядность помогает наиболее удачно решать поставленные задачи по коррекции недостатков у аномальных школьников. Улучшает качество обучения. Я осуществляю мониторинг качественной успеваемости на каждого ученика по всем классам. Общая качественная успеваемость за последние 3 года выросла с 60% до 63%.
Результативность работы
С использованием разнообразных уроков у детей формируются, развиваются и совершенствуются трудовые навыки; обогащается, активизируется речь, увеличивается словарный запас, увеличивается потребность в словесном общении, обогащается жизненный опыт. Эти уроки носят коррекционную направленность не только в овладевании знаний, но и в формировании гуманных качеств личности, самостоятельности. Творческие работы трудны для наших детей, они требуют преобразующей умственной деятельности, синтезирования и переработки знаний, привлечение знаний из других предметов школьного курса. Поэтому детям я предлагаю работы, включающие наиболее простые виды творческой деятельности. Узость восприятия мешает им ориентироваться в новой ситуации: они плохо устанавливают связи и соотношения между объектами. Благодаря развитию логического мышления становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую целенаправленную деятельность учащихся. Стараюсь проводить разнообразные уроки: уроки- лекции, уроки-диспуты, урокисодружества, уроки-КВН, уроки - деловая игра, уроки-путешествие. Для развития мыслительной деятельности применяю различные виды наглядных пособий. На своих уроках стараюсь использовать занимательный материал загадки, пословицы, кроссворды, подобран материал по истории костюма народов Урала.
Всдётся мониторинг трудовой деятельности каждого учащегося начиная с 5 класса по 9 класс Он очень помогает мне в выборе методов и приёмов работы, в подборе коррекционной и индивидуальной работы с каждым учеником. Из мониторинга видно, как постепенно из года в год улучшаются показатели трудовой деятельности учащихся особенно такие показатели, как формирование образа конечного результата, внимание контрольным действиям и их результативности, увеличение производительности труда, отношение учащихся к трудовому заданию. Качество их знаний и умений повышается. Это видно из мониторинга Уровня развития основных свойств трудовой деятельности учащихся и диаграммы качественной успеваемости. Есть дети, которым мой предмет даётся с трудом в силу своего заболевания (глубокое нарушение моторики рук, плохое зрение, нарушение координации). И всё-таки к концу обучения хоть небольшие сдвиги в лучшую сторону есть.
Около 40% выпускников продолжают своё обучение в ПТУ N~ l-инвалидов по специальности оператор швейного производства.

Список методической литературы.
Мирский СЛ. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителеЙ.- М.; Просвещение 1980.
Мирский СЛ. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в ТРУДОВО1\,I обучении /Науч.-исслед .. ин-т дефектологии Акад. пед. наук CCCP.-М.:Педагогика, 1990.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе:Пособие для учителей и студентов дефектолог. Ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В..ВоронковоЙ -М.: Школа-Пресс,1994.
С.Л.МирскиЙ. Дидактические основы коррекционной направленности трудового обучения 1993
.Мирский СЛ. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992.
Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью:Метод. пособие. - М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.(Коррекционная школа).
Махеева О.А.,Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию:Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.- М.: УЦ «Перспектива»,2004.
8. Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы.lПод ред. В.Д.Симоненко. - М.: «Вентана-Граф»,1998.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого - педагогическое исследование. М., « Педагогика», 1969.
10. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей /Под ред. Т.А. Власовой и в.г. Петровой .. - М.: Просвещение,1981.
.Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М., «Педагогика», 1977.
РубинштеЙн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. NQ 211 «Дефектология». -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.
Трудовое обучение во вспомогательной школе :Кн. для учителея : Из опыта работы / Сост. Е. А. Ковалёва. - М. : Просвещение, 1988.































13PAGE 15